Дифференцированное обучение
статья по теме

Панькина Ирина Витальевна

Из личного опыта работы по использованию дифференцированного обучения по УМК "Начальная школа ХХI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uzhe_devyat_let_ya_rabotayu_po_umk.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дифференцированного подхода обучения на уроках русского языка  в 3 класса (УМК «Начальная школа XXІ века»)

Уже девять лет я работаю по УМК «Начальная школа XXІ века». В

моём классе 8 детей из 17 испытывают особые нужды в обучении,  поэтому мне очень важно организовать индивидуальный дифференцированный подход так, чтобы каждый мой ребёнок испытывал на уроках удовольствие, удивление, успех, увлечённость. Эта формула (4У), предложенная авторами УМК «Начальная школа XXІ века», позволяет мне учить каждого ребёнка учиться, вовлекая его в учебный процесс. Приведу несколько примеров из опыта своей работы по русскому языку в 3 классе.

Работая по блоку «Как устроен наш язык», при изучении нового

материала я организовываю работу с рубрикой «Давай подумаем» так, что в процессе наблюдения за языковым материалом мои дети, даже самые слабые, высказывают предположения и делают выводы, а потом соотносят их с выводами в учебнике. И какую радость они испытывают, когда видят, что их выводы правильные!

Например, при изучении темы «Учимся писать сочетания –ичк и –ечк,

я предложила детям задание в учебнике (3 класс, ч.2, с. 22)

Рубрика «Давай подумаем»

Давай понаблюдаем как пишутся слова, в которых слышатся сочетания -  [ичк]   . например Ван[ичк]а, врем [ичк]о.

Дети должны были сравнить слова в столбиках и подумать, почему в

словах левого столбика пишется сочетание –ичк, а в правом столбике –ечк?

сестрица-сестричка

водица-водичка

лисица-лисичка

пуговица-пуговичка

ватрушка-ватрушечка

дочка-дочечка

книжка-книжечка

ложка-ложечка

Ученики высказывали разные предположения. Из них в процессе

обсуждения выбрали два основных мнения (их я зафиксировала на доске):

 Дети заметили, что слова с сочетанием –ичк образовались от слов, которые оканчиваются на –ица (второе мнение – от слов на –ца)), а потом дети открыли учебники, прочитали правило и поняли, что первое мнение оказалось верным.

Правило в учебнике:

Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица-

сестрица-сестричка

водица-водичка

лисица-лисичка

В остальных  случаях пишется сочетания – ечк-

ватрушка-ватрушечка

дочка-дочечка

книжка-книжечка.

Далее шло знакомство с алгоритмом применения правила,

предложенным авторами учебника, а на доске фиксировалось схематичное изображение каждого шага.

Рассуждение было таким: если слышится сочетание [ичк] в

безударном положении, надо:

Выделить корень.

Подумать, от какого слова оно образовано:

если на –ица – пишем -ичк,

если не на –ица – пишем -ечк

И только потом на доске появилась опорная таблица, которой

дети могли пользоваться при выполнении тренировочных упражнений.

-ИЧК или - ЕЧК?

1. ? часть речи (сущ.)

2.  корень

3. если после корня [ИЧК]  от какого слова оно было образовано

4. : если в слове было

ица (пуговица) – пиши - ичк (пуговичка),

не было ица (кошка) – пиши – ечк (кошечка

Другой эпизод урока.

Для отработки навыков по изучаемым темам в блоке «Правописание»

авторы учебника предлагают большое количество упражнений, разных по степени сложности. Учителю остаётся только продумать, какие упражнения будет выполнять каждая группа ребят. Например, при изучении темы «Правописание окончаний имён существительных множественного числа» детям, имеющим трудности в обучении, я предложила для закрепления правила упражнение в учебнике (с. 72, упр.1), т.к. там есть подсказки (в первом столбике у слов будет нулевое окончание, а у слов второго столбика – окончание –ов), которые помогут им хорошо справиться с заданием и

побывать в ситуации успеха.

Р.п., мн. ч. (нулевое окончание)

Р.п., мн. ч. (окончание - ов)

Места -…

Куры - …

Яблоки -…

Ботинки - …

Сапоги - …

Килограммы -…

Помидоры - …

Апельсина - …

Облака - …

Носки - …

А для более сильных детей было предложено упражнение в печатной

тетради (с. 22, упр. 2), где языковой материал тот же, а вместо подсказок есть предупреждение: у некоторых слов окончание будет нулевое.

Упражнение 2. поставь нужные запятые. Допиши окончание. Не забудь, у некоторых слов окончание будет нулевое.

Мама купила несколько килограмм_ мандарин_ апельсин_ яблок_ банан_ помидор_. и т. д.

Материал учебника помогает хорошо организовать с учениками,

испытывающими трудности в обучении, и работу со словарными словами.

Например, в рубрике «Путешествие в прошлое» дети узнают о

происхождении некоторых слов, что способствует их лёгкому запоминанию.

Например, вот что говорится про слово запад.

Рубрика «Путешествие в прошлое»

Запад - слово общеславянское, образовано от слова «западать, закатываться за горизонт». Действительно, солнце садиться на запад, «падает за горизонт». Вот поэтому эту часть света и назвали запад.

Теперь, когда детям встречается это слово, они вспоминают, что на

западе солнце прячется (как бы падает за горизонт), и пишут безударную гласную а, подчёркивая ее двумя чертами. Такое подчёркивание тоже работает на запоминание.

Знакомясь с новым словарным словом, мои дети придумывают разные варианты его запоминания, а потом вариант, наиболее удачный, по общему мнению, запоминается. Например: кастрюля – в ней варится каша, лимон – он кислый, болото – идём по кочкам, вагон – везёт важный груз, календарь – в календаре можно узнать название месяца и дату, месяц – ясный месяц и т.д.

Также в учебнике есть упражнения, которые предлагают детям

подготовиться к текущим словарным диктантам, т.е. у каждого ребёнка есть возможность хорошо к нему подготовиться и получить отметку «пять» (с. 53., упр. 5): в упражнение перечислены все словарные слова для словарного диктанта.

Большую помощь в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, мне оказывает печатная тетрадь «Учусь писать без ошибок», которая является приложением к учебнику. В ней представлены задания разных уровней сложности, и большое место занимают упражнения, помогающие постоянно активизировать имеющиеся у детей знания, устранять трудности в усвоении наиболее сложных орфографических правил. Я использую эту тетрадь для коллективной и индивидуальной работы на факультативе,

который так и называется «Учусь писать без ошибок». Чаще всего работа организуется следующим образом: дети самостоятельно работают в тетрадях, при необходимости советуются друг с другом или обращаются за помощью ко мне. Каждый ребёнок имеет возможность побывать в ситуации успеха, т.к. выбор заданий остаётся за ним, хотя почти все дети стараются задания не пропускать, а если пропустят, то в следующий раз возвращаются к ним. Детям с трудностями в обучении очень помогают многочисленные

подсказки, которые выделены в тетрадях рамочками. Так, например, при выполнении задания на нахождение слов, у которых нет окончания, есть подсказка: «Нужно найти слова, которые никогда не меняют свою форму. Именно у них нет окончания» (с. 13, упр. 27); для доказательства того, что в словах каждой пары количество слогов разное есть совет: «… подчеркнуть буквы гласных в словах» (с. 12, упр. 23); к упражнению, в котором предлагается подчёркнуть слова, в которых звуков меньше, чем букв, дана опорная таблица:

Ты помнишь, какие буквы не обозначают звуков?

Но будь внимательнее!

В словах могут быть буквы, которые обозначают два звука.

Отработке орфографических навыков способствуют и разнообразные

приёмы. Детям постоянно предлагается находить и выделять орфограммы в тексте, определять их место в слове. С детьми, испытывающими трудности в обучении, эту работу лучше проводить в группах с комментированным выделением орфограмм. Эффективными являются задания типа «Докажи, что в слове вода безударный гласный звук нужно обозначить буквой о»,

«письмо с пропусками», когда найденная орфограмма обозначается чертой.

Осознанность действий в процессе письма развивают упражнения,

предлагающие найти ошибки в рассуждениях других. Например: «Зина перед записью слова [изв'эсный'] проверила его словом «известь» и написала известный. Права ли Зина?»

Одной из проблем обучения детей, нуждающихся в особой

педагогической помощи, является работа над ошибками. Уместно здесь вспомнить известный афоризм: «Умный не тот, кто не совершает ошибок, а тот, кто умеет их исправлять». Непродуктивно и бессмысленно механическое многократное переписывание слов, в которых допущены ошибки. Нужно ввести в действие ученика осознанность: ребенок должен определить, на какую орфограмму сделана ошибка, в какой части слова она находится, обосновать, т.е. доказать правильное написание, обязательно записать еще

несколько родственных слов с этой же орфограммой.

В учебник и печатные тетради включено большое количество

упражнений на поиск детьми «чужих» ошибок. «Чужие» ошибки дети

находят легче. Поиск специально заложенных в тексте ошибок формирует такой важнейший компонент учебной деятельности, как контроль. В тетради «Учусь писать без ошибок» есть задания, которые предлагают найти ошибки в данном тексте, используя подсказки о количестве ошибок, вынесенных на полях. Например, выполнить упражнение 49 в тетради «Учусь писать без ошибок» будет интересно любому ученику, т.к. и текст весёлый, и есть иллюстрация, которые сразу вызывают определённый эмоциональный настрой, желание выполнить это задание.

Не менее важным умением является и самоконтроль. Необходимо

использовать определенные способы исправления ошибок в тетрадях детей. Если просто исправить одну букву на другую, то с точки зрения

формирования самоконтроля это ничего не дает. Поэтому при проверке тетрадей, я использую подчёркивание зелёной пастой места в слове, где есть ошибка на изученное правило, и ставлю пометки на полях, чтобы ребёнок сразу увидел, что ему нужно исправить ошибки. Обычно дети их исправляют сразу, на перемене, когда получают тетрадь.

Большую помощь в овладении полным алгоритмом любого учебного

действия являются опорные таблицы – «помогалочки» к изученным

правилам, по которым дети легко воспроизводят порядок действий прирешении учебной задачи.

Примеры опорных таблиц:

^ ^

-ЕЦ или – ИЦ?

1. ? часть речи (сущ.)

2.  корень

3. если после корня [ИЦ], ? какого рода имя сущ.

4. : Ж.Р. – пиши -ИЦ

М.Р. – пиши –ЕЦ

^ ^

-ОК или – ЕК?

1. ? часть речи (сущ.)

2.  корень

3. если после корня[ок] под ударением –пиши -ОК (сынок),

если [ок] без ударения – пиши - ЕК (внучек)

4. : после [ж], [ш], [ч,]

^

– всегда ОК

Опорные таблицы помогают учащимся соблюдатьпоследовательность

пошаговых действий при написании суффиксов, а также осуществлять

самоконтроль за своими действиями.

Авторами УМК «Начальная школа XXІ века» разработано методическое пособие «Оценка знаний. Контрольные работы, тесты, диктанты изложения» с разноуровневыми заданиями), которое я использую для организации дифференцированного подхода при проверке умений и навыков учащихся по изученным темам. Результаты контрольных и проверочных работ свидетельствуют о том, что на уровне программных требований сформированы умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы.

Я считаю, что организация индивидуальной работы по УМК

«Начальная школа ХХI века» приносит свои положительные плоды. Даже самые слабые дети овладевают стандартом образования, оказывает самое благоприятное воздействие на рост орфографической зоркости, а главное дети с удовольствием учатся.

Литература:

1. Беседы с учителем: 3 класс образовательных учреждений

/под ред. Л.Е. Журовой/, М., Вентана-Граф, 2004.

2. Иванов С.В., А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.

Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся в 2 ч. – Ч.1,2. – М.:

Вентана-Граф, 2006.

3. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Рабочая тетрадь №1, №2 для

учащихся 3 класса – М.: Вентана-Граф, 2006.

4. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь

для учащихся 3 класса. – М.: Вентана-Граф, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

В современной школе необходимо создать условия  для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.

«Разных детей и учить надо по-разному,  потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.Говард ГарднерНаправленность инновационной образовате...

Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении

«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...

Индивидуальный подход в обучении (дифференцированное обучение)

Дифференцированное обучение как  эффективное решение вопросов качественного обучения всех детей. ...