"Культурологическое направление в работе методического объединения учителей начальной школы".
статья по теме

Медведева Елена Николаевна

1. Предмет и задачи культорологии.

2. Методы изучения культуры.

3. Культурологические аспекты в преподавании математики в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Содержание статьи.44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет и задачи культорологии.

На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет стадии единого духовного процесса. Однако в том же столетии возникла иная мысль. Что культуры на самом деле различны, предельно самобытны и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и возникает культурология.

Актуальность культурологии обусловлена, прежде всего, возрастающей ролью гуманитарного познания. Если ещё не так давно пальма первенства принадлежала точным наукам, то теперь на первый план выходят науки о человеке.

Что изучает культорология? Это новая формирующаяся наука, которая изучает науку в целом. Раньше она изучалась по частям в разных науках, в таких как археология, этнография, психология, история, философия, социология. Но такой подход не даёт возможности решения многих проблем поставленных перед современным человеком. Сама жизнь людей поставила вопрос о развитии культуры. Сам термин употребляется ещё с начала XIX столетия, «второе дыхание» ему придал американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975), который осуществил попытку систематического основания общей теории культуры.

Таким образом, можно сказать, что культорология это система знаний о культуре. Культорология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Проще говоря, культорология – это основанная на философском понимании сущности культуры учебная дисциплина, формирующая основы представления о том, что такое культура, в в чём своеобразие культурно-исторического развития общества и человека.

Предметом культорологии являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры.

Законы развития культуры (закон есть необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями или связь):

Закон единства и многообразия культуры

Закон преемственности в развитии культуры

Закон прерывности и непрерывности (новаторства и традиции)

Закон взаимодействия культур

Ещё в античности была выделена исходная для представления о мире культуры оппозиция. «Культура» противопоставлялась «натуре», другими словами, мир созданного человеком и внутренний мир самого человека противопоставлялись миру природы, миру процессов и явлений объективной реальности. Сегодняшние представления  культуре опираются на длительную традицию философских, теоретических, исторических исследований. Культорологическое знание было отнесено к «наукам о духе» к области гуманитарного знания.

Принципы изучения культуры: культурно-исторический подход плюс принцип целостности. Культорология разделяется, поэтому на два больших блока: теорию культуры и историю культуры. В целом это даёт возможность создания образа каждой эпохи, картина мира, проникновение в мир сознания и самосознания человека того времени.

Культорология как гуманитарная наука опирается на метод индивидуализации, она изучает не только общее, но и индивидуальное, неповторимое, особенное. Если науки о природе (естественные) пытаются выделить в качестве своего объекта мир как таковой, природу в её собственных закономерностях, то культорология изучает мир человека, она включает познающего и осваивающего мир субъекта в предмет своего изучения. Если критерием истины для естественных наук становятся точность, однозначная определённость и подтверждённость практикой. То для культорологии критерий истины – глубина, умение проникнуть в суть сложных и противоречивых явлений.

Результатом познания для естественных наук становятся знания, факты, а культорология даёт вариативную, гибкую интерпретацию событий и явлений, ориентируясь на поиск смысла, на понимание.

Методы изучения культуры:

Диахронический (факты в их хронологической последовательности)

Синхронический (сопоставление культур)

Сравнительно – исторический

Структурно – функциональный

Типологический

Кроме того, могут быть использованы также семиотический, психологический, биографический, метод моделирования.

Культорология опирается на философию, философское представление о сущности культуры. Теория культуры – важнейшая составная часть философского знания. Теория культуры – важнейшая составная часть философского знания. Концепция культуры основывается также на данных психологии, социологии, истории. Теоретическое знание, понятия и проблемы, рассматриваемые в рамках теории культуры, становятся ключом к историко-культурному анализу. Они помогают увидеть в многообразии подробностей, связанных с историческим развитием отдельных областей культуры (науки, экономики, политики, права, религии, морали, педагогики, искусства), типологические особенности, смысловые доминанты, закономерности, свойственные важнейшим этапам историко-культурного процесса. Культурология, таким образом, тесно связана с основными гуманитарными науками.

Культурологические аспекты в преподавании математики в начальной школе.

Тем, кто учит математику

Тем, кто учит математике

Тем, кто любит математику

Тем, кто ещё не знает,

Что может полюбить математику…

Предмет математики настолько серьёзен,

Что полезно не упускать случаев

Сделать его немного занимательным.

Б. Паскаль

Математика – это искусство. Искусство помогает расти и развиваться человеку мыслящему, умеющему думать, чувствовать и анализировать.

Обучение математике имеет важное значение для развития детей младшего школьного возраста, т.к. она знакомит их с особым интеллектуальным искусством передачи человеческих знаний в математической форме. Широта и разносторонность математики являются весьма благоприятным условием в смысле установления контактов и связей математики с литературой, музыкой, искусством, краеведением. Это составляет общую картину неразрывности математики с окружающим нас миром.

Формированию личности поможет рассмотрение на уроках математики вопросов нравственности, межличностного общения.

Применение личности поможет рассмотрение на уроках математики вопросов нравственности, межличностного общения.

Применение культурологических аспектов у младших школьников пробуждает интерес к предмету через самостоятельность, целеустремлённость и мотивацию по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения. Всё это составляет общую картину неразрывности математики с окружающим нас миром, построенным на законах красоты и математики.

В связи с вышеизложенным материалом, перед учителями начальных классов ставятся цели культурологического образования в преподавании математики:

Развивать эстетический вкус.

Воспитывать уважение к культуре разных народов.

Обогащать духовный мир и расширять кругозор учащихся.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать интерес и любовь к истории математике.

Формировать познавательную активность.

Вовлекать учащихся в обсуждение различных вопросов математического характера.

Развивать умение самостоятельно пользоваться справочной литературой.

Исходя из общей цели, стоящей перед системой, направленной на общее развитие школьников, курс математики начальной школы должен решать следующие задачи:

Способность продвижения учеников в общем развитии, становления нравственных позиций личности ребёнка.

Дать представление о математике через существующие и происходящие явления, способствуя тем самым познанию окружающего мира.

Сформировать универсальные учебные действия, необходимые ученику для продолжения обучения в средней школе.

Включая элементы культурологического направления в курс математики начальной школы, программа в силу это становится значительно шире и насыщеннее за счёт расширения и углубления материала, включая такие аспекты как географический и  исторический материал, а также благодаря решению тех вопросов и проблем, которые возникают по инициативе самих учеников.

Сегодня основная функция педагога претерпевает изменения. Учитель должен выступать не в роли дающего знания, а должен научить детей учиться, то есть самостоятельно добывать знания и применять их в различных ситуациях. Культурологический аспект в курсе математики даёт дополнительные возможности для реализации этой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы методического объединения учителей начальной школы

Содержит основные направления методической работы...

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,               которые реально позволили бы решать проб...

Система работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС

Описание системы работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС...

Годовой план работы методического объединения учителей начальной школы

Годовой план работы методического объединения учителей начальной школы МОУ СОШ №7 с.Стародубского Буденновского района на 2011/2012 учебный год...

План работы методического объединения учителей начальной школы

План работы методического объединения составлен с целью решения проблем в начальной школе и выстраивания концепции по их решению....

Планы работы методического объединения учителей начальной школы

Качество обучения в школе напрямую зависит от того, каков уровень профессионального мастерства учителей, насколько правильно ведется методическая работа,каков психологический настрой в объединении. По...

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы г.Новый Уренгой за 2014 – 2015 учебный год

 Методическое объединение учителей начальной  школы в текущем учебном году работало над проблемой «Новые подходы к обучению, направленные на результативность обучения, воспитания, раз...


 

Комментарии

Советова  Елена  Викторовна

Елена Николаевна из вашей статьи не очень поняла, что делается конкретно методическим объединением учителей начальных классов школы в культурологическом направлении.
Написано красиво, много умных слов (правда не указаны источники, которые использовались при подготовке статьи), но конкретно что делают учителя не сказано, где примеры из практики?? Теория хорошо, ее много, а вот практика???