преемственность между детским садои и школой
статья на тему

Огородникова Елена Борисовна

рабочие материалы для МО начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.

    Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

    Как в дошкольном обучении, так и в школе, образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

    Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

    Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

    а) координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

    б) обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка;

    При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребенка с учетом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

    Перечислим задачи, которые являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена:

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Обеспечение эмоционального самоощущения, развитие условий для разнообразной художественной деятельности.

Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).

Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

    Итак, организация работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием заключается в следующем:

Создание системы непрерывного обучения.

Создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка.

Формирование психологической готовности к школе.

Разработке «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста.

Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.

Создание новых творческих мастерских и проектов.

   Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.

    В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. По утверждению В.К.Кузнецовой, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя  передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

    Специалисты психолого-педагогических центров, занимающиеся изучением причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении младших школьников, доказали, что основной причиной неуспеваемости учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу школьного обучения (по М.М.Безруких). поэтому представляется чрезвычайно важным преодоление неготовности детей к школьному обучению, соблюдение преемственных связей между дошкольным и начальным образованием.

    Успешное развитие личности ребенка во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению. В понятие «готовность к школьному обучению» или «школьная зрелость», входят следующие параметры: развитие эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребенка. Нормально развивающийся в дошкольном детстве ребенок приходит в школу  с определенным уровнем развития этих психических сфер.

    В структуре психологической готовности, педагоги выделяют следующие наиболее значимые компоненты:

1) Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороно, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.

2) Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно-двигательных координаций.

3) Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.

    Среди параметров готовности к школьному обучению большое значение имеют

-когнитивная готовность – сформированность познавательных процессов и навыков, необходимых для учебной деятельности,

-речевая готовность – умение выражать свои мысли с помощью речи,

-мотивационная и социальная готовность.

    Достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимании и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приемам обучения и воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...

Преемственность между детским садом и школой

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

План работы по преемственности между детским садом и школой

Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...

Проблемы преемственности между детским садом и школой

Презентация на тему: проблемы преемственности между детским садом и школой...