ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ
статья по теме

Кочкаева Лариса Анатольевна

Материал раскрывает требования к учителю начальных классов в условиях перехода к новым образовательным стандартам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Учитель начальных классов

МКОУ «Одесская СОШ №2»

Кочкаева Лариса Анатольевна

     Мы живём сегодня в условиях достаточно уникальной социально-культурной и экономической ситуации. В обществе назрела необходимость преобразований. Сегодня необходимо понимание, что нынешний ребёнок – человек, который будет жить в другом мире и обществе. Как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников в будущем.

   Образовательная система ранее была направлена на успешное усвоение стандарта основной группы учащихся. В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности,  которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.       Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации развития новых технологий. Информатизация  становится основной, и поэтому одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Всем известно, что тот, кто владеет информацией, тот и правит миром. И естественно, что тот, кто наиболее умело использует в работе современные информационные технологии, никогда не останется в накладе и не станет аутсайдером в жизни.

 Теперь добавляется новая, равнозначная задача: раннее выявление и поддержка талантов, формирование для них особых траекторий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал. Ученик должен уметь сам ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, сам должен организовывать свою деятельность и находить пути к мыслям и чувствам окружающих. Сегодня мы, и как педагоги, и как родители, должны менять свой взгляд на образование: педагог должен не учить, а помогать учиться ребёнку. Если мы, учителя принимаем ФГОС, то меняются мотивы, потребности, ценностные ориентации. Новый преподаватель – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.  Потребность времени, работодателя – специалист-профессионал, работник, способный к обучению и переучиванию, творчеству и коммуникации. В  компетентность учителя начальных классов входит осуществление обучения и воспитания младших школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования, постоянно развиваться в профессиональном отношении.

Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен:

 в общеобразовательной подготовке:

а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;

б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;

 в профессиональной подготовке:

а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;

б) знать:

– философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;

– возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;

– способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;

– методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;

– показатели формирования гражданской зрелости человека;

– принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;

– сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет);

– правовые нормы отношений участников образовательного процесса;

в) уметь:

– оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;

- выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;

– применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

– организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;

– реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

– использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;

– использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

– осуществлять профессиональную рефлексию;

– вести документацию;

г) владеть:

– конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

– средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

– современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приёмов обучения;

– методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

 в предметной подготовке:

а) знать:

– содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

– частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;

– состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

б) уметь:

– использовать частные методики;

– анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

– разрабатывать программы внеурочной деятельности;

– разрабатывать дидактические материалы.

   Учителю, готовому работать по-новому, необходимо иметь определённый уровень научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности вообще и учебной проектной деятельности в частности. И, конечно, учителю необходимо самому владеть проектированием и уметь применять его для решения любых проблем, в том числе и личных, и профессиональных.
В традиционной педагогической практике для приобретения необходимой компетентности не выстроены необходимые условия. Естественно, что традиционной подготовки недостаточно.

  В учебном заведении также должны быть созданы технические условия для использования информационно-коммуникационных средств обучения.

Необходима постоянная разъяснительная работа среди учительства, организация обучения (семинары, конференции, круглые столы и т. д.) администраторов и педагогов, помогающего им стать активными участниками введения Стандарта.

   Должно быть организовано многоуровневое сетевое взаимодействие органов управления образованием, образовательных учреждений и работников общего образования, в том числе при обмене опытом эффективного участия в введении Стандарта. Активно должны использоваться инструменты распространения лучшей практики, обмен опытом, открытое, беспристрастное обсуждение возникающих проблем, связанных с внедрением Стандарта.

 

Список использованной литературы

Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.29.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.

Основная образователная программа начального общего образования.

Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.

     6. Положения о лицензировании образовательной деятельности и об аккредитации образовательных учреждений в соответствии со Стандартом.

     7.Программа формирования универсальных учебных действий.

     8. Примерные программы по учебным предметам.

     9. Примерные программы внеурочной деятельности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

Начальная школа как образовательная модель, формирующая условия для реализации новых государственных образовательных стандартов

Одна из важнейших образовательных тем последних лет -  внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые в нашей школе начали реализовываться...

ИКТ в свете требований нового государственного образовательного стандарта образования начального образования

Доклад с эектронной презентацие для выступления на заседаниях МО, конференциях и.т.п....

Подготовка учителя начальной школы к переходу на новые образовательные стандарты.

Данная презентация представляет собой практический материал для учителя начальной школы. В ней дано самое основное, что должен знать и на что должен обратить внимание учитель начальной школы при перех...

Доклад на тему: " Требования к учителю начальных классов в условиях работы по новым государственным образовательным стандартам" (с презентацией).

В докладе раскрыты следующие темы:- требования ФГОС к современному учителю;- основные компетенции современного учителя;- новизна стандартов второго поколения и современного урока....

Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...