Уроки с использованием игровой деятельности
статья по теме

Датиева Жанна Рамазановна

В начальной школе на уроках широко используются игры. Игра - то же деятельность, но по отношению к образовательному процессу деятельность весьма специфическая.  Игра определяется как «непродуктивная деятельность, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_na_uroke.zip30.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Уроки с использованием игровой деятельности

В начальной школе на уроках широко используются игры. Игра - то же деятельность, но по отношению к образовательному процессу деятельность весьма специфическая.  Игра определяется как «непродуктивная деятельность, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» (СЭС,1980).

Учебные результаты игры (знания, умения) выступают побочным продуктом игровой деятельности и целиком зависят от заложенного в нее учебного содержания. Учебная цель  здесь определяется и удерживается исключительно учителем. Цель школьника совсем не учебная,    эта цель выиграть, победить соперника или эмитировать кого-то, побывать в роли артиста.

Тем не менее, игра занимает заметное место как в образовательном процессе начальной школы в целом, так и при изучении окружающего мира в частности. Причина в том, что на начальных этапах обучения установка на выполнение учебной работы еще не сформирована и учителю в этом случае помогает игра, включающая имитацию той или иной деятельности, посредством  которой и формируются необходимые знания, способы деятельности, отношения, происходит развитие ребенка. В некоторых вариантах «Окружающего мира», например, в курсе Н.Ф. Виноградовой, познавательная или сюжетно-ролевая игра рекомендовалась в качестве  обязательной  структурной  части урока.

Однако дидактическую ценность игры не следует преувеличивать. Обращаясь к игре, учитель должен помнить высказывание К.Д. Ушинского по этому вопросу: «Учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон».

Игровая деятельность имеет ту же структуру, что и деятельность учебная: игровая цель и мотив (сыграть ту или иную роль, выиграть приз, победить) – игровые действия  (имитация деятельности той или иной деятельности взрослого человека, животного или ответы на вопросы ведущего игры…) – результат (похвала учителя, приз). Игрой школьников в образовательном процессе управляет учитель. Цель учителя - формирование и развитие тех или иных знаний,  умений, отношений.

Игра осуществляется по правилам (предписаниям), через которые регулируется ход игры.

Игры подразделяются:

        по количественному составу: индивидуальные, групповые, коллективные; по длительности проведения – игры миниатюры (3-5 мин) игры-эпизоды (5-10 мин), игры-занятия (30-35 мин);

        по сложности – элементарнее игры, которые состоят из повторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр; по используемому материалу – предметные, настольно-печатные и словесные;

        по характеру и форме поведения – подвижные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные, конструктивно-строительные, игры-развлечения;

        по способу проведения – компьютерные игры, имитационно-моделирующие, интеллектуальные и др.

Игры, применяемые  в процессе изучения окружающего мира, можно упорядочить по дидактической нагрузке:

игры, способствующие формированию умения классификации;

игры, цель которых – проверка правильности сформированных представлений;

игры, направленные на выявление природных связей, сущности явлений;

игры, способствующие формированию умений ориентирования на местности, пользования картой.

Игры различаются по форме проведения.

Игры-путешествия. Участники путешествуют пешком, на самолете, корабле по определенному маршруту, состоящему из этапов-станций. Такими станциями могут быть природные сообщества своего края, природные зоны, части света и др. На каждой станции школьники выполняют задания, отвечают на вопросы и получают соответствующие очки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Игры-путешествия используются и на уроках истории (путешествия в глубь веков).

Приводим пример игры-путешествия по теме «Древняя Русь» (по Л.П. Борзовой).

Класс делится на несколько групп «путешественников во времени» Учитель объясняет игровое задание: «Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Древней Руси. Наша задача – познакомиться с этой страной поближе, приподнять завесу веков. Мы совершим воображаемое путешествие на «машине времени». Каждая группа должна составить отчет о своем путешествии и потом прочитать его в классе, а может, что-то вы нам покажете в сценке. В задании каждой группы написано, на чем нужно сосредоточить внимание в описании событий путешествия. Итак, капитаны получают по жребию свои конверты. В добрый путь».

Содержание конвертов

1. Представьте себе, что вы путешествуете по Древней Руси. Время вашего путешествия совпало  с собранием новгородцев на городской площади (вече). Звонит вечевой колокол. Народ спешит на площадь. Народ обеспокоен. Какие новости они услышат? Какой вопрос будут решать?

Напишите и расскажите обо всем, что вы увидели.

2. С помощью «машины времени» вы смогли побывать в школе Древней Руси. Расскажите, как прошел ваш учебный день. Чему вас учили? Как вы провели время в школе, общаясь с учениками? Что интересного вы о них узнали? Напишите подробный отчет о своем путешествии.

3. Вы побывали на религиозном празднике Древней Руси. Расскажите о религиозных обрядах. Не забудьте отметить, в каком храме проходил праздник, что представляла собой праздничная церемония, как были одеты люди. Что вас поразило? Что рассмешило?

        4. Путешествуя по Древней Руси, вы вдруг заметили, что ваши ноги стали «свинцовыми», а голова просто раскалывается. И это не усталость… Вы заболели, и надо обратиться за помощью к врачам. Расскажите. Чем вы заболели, как вас лечили древние медики.

        5. Вы побывали в древнерусской семье. Расскажите о том, как вас приняли. Расскажите о хозяевах: кем они были, как одеты, о чем шел разговор. Что подавали к столу? Какие блюда вам понравились? Какие – нет? Что вас удивило, что заинтересовало, а что сконфузило?

В результате каждая группа школьников должна представить отчет в форме рассказа или инсценировки. В подготовке к игре большим подспорьем может быть, например, привлечение любых популярных иллюстрированных исторических энциклопедий для детей и юношества.

Реконструкция прошлого в данной игре позволяет развить у учащихся историческое воображение.

Конкурс-аукцион. Участники соревнуются в лучшем знании какой-либо темы.

 Например, по теме «Лес - природное сообщество» ведущий объявляет задание перечислить зверей, обитающих в лесу, и выставляет разыгрываемый приз (набор открыток с изображением животных, растений, поделок из природного материала и т.п.):

Лось, – отклик из аудитории.

Лось, раз! – удар ведущего молоточком по столу, – лось, два!..

Лиса!..

И так далее, пока молоток ведущего не ударит трижды, а участник, назвавший последним правильный ответ, не получит приз.

Аналогичные аукционы могут проводиться и при изучении исторических тем. 

Например, после прохождения эпохи Ивана Грозного, на уроке обобщения можно предложить детям игру. «Продается» оценка «5» или приз. Каждый из учащихся может купить ее. Для этого нужно, подняв руку, назвать любого исторического героя, жившего в эпоху правления Ивана IV. При этом любой другой «участник торгов» может предложить более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. Называемые имена не должны повторяться; повторившийся участник выбывает из борьбы. Каждое названное имя может записываться на доске (для этого назначается ученик) и в тетрадях учащихся (что, с одной стороны, делает более эффективным повторение, с другой – вносит в игру больше порядка). Если лицо, которое назвал учащийся, малоизвестно, то учитель может попросить назвавшего сказать о нем несколько слов. Если после очередного названного имени возникает пауза, учитель медленно ударяет молотком три раза; ребята за это время могут назвать других исторических героев. Выигрывает тот, кто последним назовет имя исторического героя, после чего до третьего удара молотком никто другой не произнесет уже никакого нового имени. Победитель получает оценку «5» (или приз).

Таким же образом можно провести аукцион дат, событий и т.п.

Ролевые игры. Значительную эмоциональную нагрузку несут ролевые игры, в которых дети на основе собственных впечатлений творчески воспроизводят  отношения в мире природы, в мире людей, отношения человека с природными объектами. В то же время следует помнить, что ролевые игры, как правило, требуют серьезной подготовки и не могут проводиться часто.

Фрагмент игры-инсценировки по повести-сказке Р. Киплинга «Маугли» [12]. 

Переодетые дети в роли «волков» защищают себя от напрасных обвинений:

        «Волк» 1: Я хочу поставить под сомнение последний пункт обвинения – нападение на человека. Много небылиц написано о таких нападениях. Что интересно: чем меньше становится волков, тем охотнее печатаются книжки об их людоедских подвигах. Волк редко нападает на человека. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему старые волчатники очень храбрый народ? Есть молодцы, которые, отправляясь в лес за волчатами, вооружаются только мешком. Идет по деревне этот человек, помахивает своим «Оружием». В окнах испуганные лица. А на лице волчатника усмешка. Волчица не тронет! С ружьем можно только навредить.

«Волк» 2:  Они не только храбрые, но и жестоки: так как за взрослых волков платят больше, некоторые волчатники, найдя логово, не забирают волчат, а, перекрутив проволокой ноги, так чтобы ходить не могли, оставляют их мучаться до осени. Бедные искалеченные звери далеко от логова не уползут, но взрослые их не бросят, выкормят. Осенью придет этот человек, найдет подросших калек, и глядишь: лишние деньги у него в кармане.

Конструктивные игры.  Эти игры связаны с моделированием, проектированием каких либо природных, производственных объектов, систем,  территорий.  Приводим вариант игры «Экополис» (М.О. Коннор).

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, краски.

Учащимся предлагается создать Экополис – красивый и гармоничный город, который дружит с природой. В таком городе уютные дома, много парком и садов, потому что все люди заботятся о месте, где они живут.

Детям предлагается назвать объекты, характерные для городов. Затем эти объекты группируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Раздаются большие листы бумаги, на которых учащиеся рисуют карту Экополиса. Функциональные зоны они выделяют на карте разным цветом: места обитания растений и животных (зеленый); площадки для игр (желтый); жилые дома (синий); предприятия (оранжевый), проезжая часть (красный) и т.д.

После этого дети создают трехмерный макет города. Для этого можно использовать упаковки из-под продуктов (коробки, пластиковые стаканы, наклейки и т.п.) и цветную бумагу. Учащиеся вырезают из старых журналов и газет изображения людей, деревьев, автомобилей и тех предметов, которые можно увидеть в городе. Наклеивают, чтобы картинки могли стоять вертикально.

Проводится обсуждение проекта Экополиса по вопросам: Выполняет ли их город все необходимые функции? Какие службы или территории можно добавить, чтобы сделать Экополис более удобным? Какие материалы лучше всего использовать при строительстве? Каким транспортом будут пользоваться люди? Каковы источники опасности, о которых необходимо знать детям в городе? Как будут называться улицы и площади? Какие там сады и парки? Есть ли там река или озеро? Где можно отдохнуть в городе? Где могут жить птицы и звери в их городе Что могут сделать дети, чтобы улучшить свой город, микрорайон, двор? Каким станет их родной город или поселок через 100 лет?

Кроме того, при изучении  Окружающего мира могут быть использованы подвижные игры, носящие имитационный характер («Комары и лягушки»). Особую группу представляют игры на природе, проводимые во время экскурсий, прогулок. В настоящее время широкое распространение получили  компьютерные дидактические   игры.

В технологии  учебного процесса на основе игры  выделяется четыре этапа:

1. Ориентация. Учитель представляет изучаемую тему, дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются, дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры. (Правила игры – предписания, устанавливающие логический порядок игры; через правила учитель доводит до детей свои педагогические требования, регулирует ход игры).

2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, основываясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых действиях и процедурах, правилах подсчета очков. Идет распределение между участниками игры, проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение самой игры, походу фиксируя игровые действия, разъясняя ситуации затруднения.

4. Обсуждение игры (итог). Учитель дает обзорную характеристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности. Педагог побуждает детей к рефлексии – анализу своих собственных действий, поступков, мотивов, учит соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же с действиями, поступками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующими явлениями реального мира.

        Эффективность использования дидактических игр на уроке зависит от ряда дидактических условий:

1. Соответствие игры дидактическим целям урока. Содержание дидактических игр должно, прежде всего, отражать учебный материал урока.

2. Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игр, учитывая:

- уровень познавательной деятельности (от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов деятельности в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращения к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию;

- уровень коллективности (от индивидуальных игр к групповым и коллективным:;

- характер организации (от организации игры учителем до самоорганизации).

3. Определение места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения.

4. Активная творческая позиция каждого участника игры. Нужно так построить игру, что бы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности.

5. Доступность и привлекательность игры для детей. Условия игры должны бать понятны и доступны детям, а цель – привлекательна для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.

6 Эмоциональность игры. Немаловажную роль играет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зависеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Многие игры включает в себя отгадывание загадок, ребусов, решение кроссвордов, викторину.  Часто эти элементы выступают в качестве самостоятельных структурных частей урока. Особенно часто это бывает при повторении, закреплении пройденного материала. Использование занимательного материала  оживляет опрос, активизирует мыслительную работу школьников.

Загадки. Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Есть загадки, в которых отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ объекта или явления:

В воде купался, но сух остался (гусь). Такие загадки не просты для отгадывания, поскольку, как правило, требуют специальной информации по затрагиваемому вопросу (почему перья птицы после купанья остаются сухими?).  В других загадках перечень признаков расширен:

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения:

По веткам скачет, да не птица; рыжая, да не лиса (белка).

Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер).

Здесь отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделить в них сходные признаки, сгруппировать их по-новому и путем исключения ошибочных ответов при накоплении новых признаков найти отгадку. Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

Распространенный тип загадок – загадки метафорические, например, огонь в таких загадках сравнивают с красным петухом (Красный петушок по жердочке бежит). Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.

Загадки, объединенные тематически реализуемые в игровой форме, называют викторинами. Своеобразной формой загадывания загадок является ребус. В ребусе разгадываемое слово дано в виде, рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Специфической и весьма распространенной формой работы с загадками является решение кроссвордов.

Кроссворды. Кроссворд – это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе программного материала. Особую ценность представляют кроссворды, включающие и краеведческий материал. Однако такие кроссворды, как правило, приходится составлять самому учителю, поскольку методическая литература такого плана весьма ограничена.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет его вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции через эпидиаскоп или кодоскоп. Весьма эффективно использование трафарета с прорезями вместо букв, который накладывается на доску. Такие заготовки позволяют многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда. О предстоящей работе с кроссвордами полезно предупреждать учащихся заранее и попросить их соответственно повторить основной материал.

Характер и возможности использования занимательного материала во многом зависит от  возраста учащихся и изучаемой темы. Стимулирование познавательного интереса таким способом более приемлемо на начальной ступени обучения. Приводим фрагмент урока для первоклассников почти полностью построенного на материале загадок (по Н.Т. Брыкиной и др.).

Тема урока «Что нас окружает дома?».

Работа по теме урока.

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем,

Как мы это назовем?

В загадке есть слова, которые помогают отгадать загадку. Какие это слова? Речка прибегает в дом по трубе. А трубы составляют водопровод.

        Всем нужна вода: человеку, животным и растениям. Там, где нет водопровода, воду достают из колодцев, черпают из речки и носят ведрами. А нам как помогает водопровод?

Вот еще загадка:

Мигнет, моргнет.

В пузырь нырнет,

В пузырек

Ночью –

В комнате денек.

О каком пузырьке говорится в загадке? Есть у нас дома такие пузырьки? Конечно же, это лампочки. И еще чудо… Послушаем загадки:

Через поле  лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам

Скажешь здесь –

А слышно там.

- Что это (Телефон.)

- Какие бывают телефоны? Какое будущее у телефона? (Видеотелефон, чтобы видеть человека, с которым разговариваешь.)

- А это что такое?

Возле каждого окошка

Есть горячая гармошка.

Всех сумеет, словно печь,

От мороза уберечь. (Батарея)

Дождик теплый и густой –

Это дождик не простой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ)

И далее следуют загадки с соответствующими комментариями о других вещах, окружающих человека дома (мясорубка, часы, пылесос, чайник, утюг, полотенце, кровать, веник, иголка с ниткой, нож, ножницы, прищепки, спицы, стул, швейная машинка, спички, гардероб, лапша, электричество, гвоздь)…

В то же время следует отметить, что  занимательный материал, используемый на уроке, часто  носит чисто развлекательный характер. Дидактическая нагрузка, которую мог бы нести этот материал, учителем или не осознается, или направлена на решение второстепенной задачи. Например, некоторые учителя в начале урока подводят школьников к новой теме через решение кроссворда,   в котором после заполнения всех клеточек проявляется ключевой слово, обозначающее новую тему.  Но набор вопросов кроссворда иногда бывает  случайным, главное – появление ключевого слова. В то же время дидактическая нагрузка здесь очевидна – вопросы должны быть направлены на актуализацию знаний,  то есть включать вопросы, способствующие  воспроизведению в памяти детей информации, которая будет полезной при освоении нового материала.  

Практикум

Задания

Проанализируйте разработки уроков по «Окружающему миру» в методических пособиях, в «поурочниках»  на предмет вовлечения детей в игровую  деятельность по схеме:

-  вводилась ли игровая деятельность в содержание уроков? если да, то при изучении каких тем?

- с какой целью вводилась игровая деятельность в содержание урока?  

- в какой форме планировалось проведение игры?

2. Составьте проект урока с использованием элементов игровой деятельности. Разработайте  технологию  введения игры в учебный процесс принимая во внимание следующее:

 а) место игры в структуре урока (на каком этапе проводится игра – при повторении пройденного, при изучении нового материала, при закреплении),

б) образовательная цель игровой деятельности (цель учителя), игровая цель школьников,

в) вид игры (по дидактической нагрузке и форме проведения),

г) состав участников, распределение по командам, распределение ролей, д) ход игры, возможная коррекция со стороны преподавателя,

е) обсуждение результатов, оценивание (кто оценивает, участие учителя в оценке).

3. Пронаблюдайте урок «Окружающего мира» в школе:

        - обратите внимание на наличие в содержании урока элементов игровой деятельности. Если игровая деятельность имела место, то оцените  целесообразность введения игровой деятельности, активность участников игры, достигнута ли цель игровой деятельности;

        - проследите, использовался ли на уроке занимательный материал, если да, то а) какой именно, б) с какой целью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с использованием игровых технологий

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса, изучающих английский язык первый год. Игроые технологии, исользуемые в данной работе помогут усвоить учебный материал легко и весело....

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно-ориентированных ...

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...

Конспект урока с использованием игровой технологии

Конспект урока по русскому языку с использованием игровой технологии. 2 класс...

Конспект урока ОРКСЭс использованием игровой технологии по теме: «Совесть. Долг»

Цель урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-этических ценностей в обществе. Задачи урока: 1.Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть ...