Полилог
статья по теме

Мартьянова Аурика Ивановна

Статья в газете "1 сентября" о нравственном воспитании на уроке литературного чтения во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatoliy_vitkovskiy.docx25.87 КБ
Файл martyanova_a.i._polilog.docx25.53 КБ
Файл karabas.docx11.75 КБ

Предварительный просмотр:

Анатолий Витковский

Ориентиры педагогики сотворчества

Уникальность, открытость, избыточность – эти слова могут быть не лозунгами, а практическими принципами организации школьной жизни

В наше время школа живет трудно, и высокие слова кажутся неуместными, нередко раздражают. К тому же так их истрепали за время реформ, что кроме пафосной оболочки в них, кажется, уже ничего не осталось. С другой стороны, даже если в возвышенных словах может содержаться ложь, «в педагогике без них все оборачивается ложью неминуемо». Этой мыслью Симона Соловейчика мы предваряем разговор о педагогике сотворчества. Поводом к нему послужила первая Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика сотворчества: содержание и перспективы», которая прошла в Павловской гимназии (Московская область) под эгидой Федерального института развития образования.
На ней учителя из Карелии, Московской, Новгородской, Тульской и других российских областей размышляли о том, как строить свою работу на принципах педагогики сотворчества.

Установка на сотворчество

О ней рассказывал директор Павловской гимназии Сергей Степанов.
Атмосферу сотворчества порождает особый тип человеческих отношений. А отношения начинаются с видения – видения себя и других людей в мире, в школе, на уроке. С того, какие наши взаимодействия представляются нам вероятными, актуальными и желательными.
Какое же видение предполагает педагогика сотворчества? Не то, когда учитель видит в ребенке пустой или частично наполненный «сосуд», который надо «дополнить» определенными знаниями. И не тот взгляд, когда учитель смотрит на ученика только как на субъекта каких-то совместных действий. Педагогика сотворчества?– это отношения, когда две уникальные личности, ученик и учитель, становятся неисчерпаемыми источниками развития друг для друга. И в этом взаимодополнении и взаиморазвитии они друг для друга принципиально необходимы.
То есть не только учитель необходим для развития ребенка, но и ребенок необходим для профессионального и личностного роста учителя. Таким образом, сотворчество понимается как совместное создание нового в самом широком смысле слова, включая не только решение творческих задач, выдвижение гипотез по каким-то научным проблемам, планирование коллективных дел, но также – приращения во внутреннем мире учителя и ученика.
Еще одна базовая концептуальная установка: в образовательном процессе и учитель, и ученик находятся в ситуации равенства, паритетности в том смысле, что все мы живем в мире неизведанного, а перед неизведанным взрослый оказывается, по сути, таким же ребенком, как и восьми-десятилетний человек. И когда мы вступаем в диалог с ребенком по поводу еще непознанных или не до конца познанных вещей (а по большому счету почти все вещи являются таковыми), интуитивные догадки ребенка подчас могут оказаться ближе к истине, чем наше во многом зашоренное понимание. Другими словами: позиция ученика по тому или иному вопросу так же ценна, как и позиция учителя.
Из этих установок вытекают ключевые педагогические принципы педагогики сотворчества. Главные – это принцип уникальности, принцип открытости и принцип избыточности.

Всмотреться в неповторимость 

Принцип уникальности заключается в том, что учитель смотрит на мир – на себя, на профессию и, главное, на ребенка – так, чтобы все время обнаруживать что-то новое. Это означает, что, следуя принципу уникальности, учитель, как отметил заместитель директора Павловской гимназии по психолого-педагогическому сопровождению Евгений Кремер, воспринимает каждого ребенка как неповторимого и единственного. Он стремится рассмотреть в нем не то, что делает его похожим на других людей, а то, что его отличает от остальных, что не укладывается в привычные представления. По мере того как педагог научается видеть это, у него разгорается интерес. А когда ребенок чувствует, что он интересен и этот интерес не наигранный, а настоящий, он начинает раскрываться. Раскрываться и расти как личность. Он начинает более чутко и позитивно относиться к себе, а во-вторых, получает дополнительную энергетическую подпитку для развития. Мы же в конечном счете обретаем бесценный опыт открытия мира другого человека, опыт, который что-то меняет и в ребенке, и в нас самих.

Открыться – это удивиться новому

Второй важнейший принцип – принцип открытости. Открытость не следует путать с распахнутостью. Иногда, впервые услышав про принцип открытости, люди пугаются: «Как это – быть открытым? А если меня начнут обижать? А если я разоткровенничался, а меня не поняли?»
Когда человек все из себя «вываливает» или все в себя «впускает» – это не открытость, это – распахнутость. Открытость предполагает готовность к встрече с иным, незнакомым, неожиданным. Это когда человек настроен на восприятие того, чего он не ждет. Для этого учителю важно время от времени как бы оборачиваться назад и ловить себя на стандартном восприятии ребенка: этот слабый, ничего не может, этот отличник, значит, он всегда прав и всегда готов, а вот этот снова не выучил урок – значит, он ко мне плохо относится… По мере того как педагог научается за собой эти клише замечать и высвобождаться из них, он становится открытым к восприятию нового.

Принцип избыточности

Чтобы быть открытым по отношению к уникальному в ребенке, учителю необходимо прилагать некоторые избыточные усилия по проработке своих позиций. Избыточность не предполагает, что учителю требуется готовиться к уроку до 5 утра и перелопачивать горы материалов. Мы знаем, что чрезмерная подготовительная работа нередко затрудняет ведение учебного занятия: урок не получается, поскольку учитель оказывается придавлен грузом неосмысленной и неструктурированной информации.
Принцип избыточности означает особую концентрацию на выделении и продумывании нужного, главного. На обнаружении основных смыслов и прояснении целей учебного занятия, на понимании особенностей и потребностей конкретных учеников.
Эти усилия ведут к тому, что учитель становится более свободным и способным к импровизации. Возникает тот же эффект, что и у актера, когда он хорошо продумал роль, вжился в образ и выходит на сцену свободным от страха забыть текст.

…Все это – большая внутренняя работа учителя. В Павловской гимназии ее поддерживают. Налажено психолого-педагогическое и методическое сопровождение учителей. Педсоветы проходят в режиме рефлексивных практик сотворчества и коллективного вдохновения. А «Посиделки с творектором» – это неформальное обсуждение проблем педагогики сотворчества с директором. Он временно расстается со своей официальной ролью и занимает позицию творектора – человека, стимулирующего рождение новых замыслов и инициатив.


На конференции учителя знакомили коллег со своим опытом, и вот три истории из практики педагогики сотворчества.

История первая : урок, который вырос  из неожиданной реплики ученика

Аурика МАРТЬЯНОВА, учитель начальных классов:

– Один из методов, который часто применяют учителя, работающие в ключе педагогики сотворчества, – метод полилога. Что он собой представляет? Если в «двух словах»: полилог – это метод особой организации продуктивного общения на учебном занятии, когда участники разговора высказываются по очереди. При этом каждый последующий участник не должен повторять мысли предыдущего, а только развивать или предлагать новую. Это позволяет рассмотреть предмет обсуждения с разных сторон и составить более полное и объемное представление о конкретной проблеме или явлении. В классическом, типичном полилоге разговор начинают менее «компетентные» ученики и завершают самые знающие.
Но на уроке, о котором мне хочется рассказать, все получилось не так. Вообще на том занятии я и не планировала использовать полилог. Этот метод возник стихийно, в момент, когда после прочтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик» второклассники отвечали на мой вопрос: «Кто из героев сказки понравился больше всего?»
Первыми вызвались отвечать «отличники», предпочтения которых оказались вполне предсказуемыми: Буратино, Пьеро, Мальвина, Артемон. И вдруг небезызвестный в нашей гимназии Владимир (этот мальчик отличается тем, что он любит подзадоривать, подстрекать на все такое… неординарное и наблюдать за реакцией одноклассников и учителя) заявил, что ему понравился Карабас-Барабас. И у Владимира сразу нашлись единомышленники, которые решили, что этот герой им тоже нравится. Зная особенности Владимира, можно было применить много способов возврата его и других учеников к «разговору по плану». Но ведь неожиданный, незапланированный поворот мог раскрыть детей с совершенно другой стороны, породить нетривиальные, свежие мысли в их головах. И я решила попробовать взглянуть на предмет обсуждения с заданного Владимиром ракурса.
Быстро выяснилось, что он и сам не был готов к тому, что ему придется продолжать свою линию. На вопрос: «Чем же тебе понравился Карабас-Барабас?» – Владимир смог сказать только, что «он смешной и… он чего-то не понимает».
И тогда я обратилась к классу: «Ребята, как вы думаете, чего не понимает Карабас-Барабас?» В разговор сразу включились активные ребята, которые еще до реплики Владимира начали обсуждать героев сказки: «Карабас-Барабас не понимает, что куклам больно и обидно, когда их бьют… Карабас-Барабас не понимает, что измученные куклы не могут хорошо играть на сцене… Карабас-Барабас не понимает, что с ним, таким злым, вообще никто дружить не будет»…
«Менее компетентные», а именно они поддержали сторону Владимира, вначале сидели молча, с любопытством наблюдая, чем обернется выходка их товарища.
Когда все умники высказались, я стала провоцировать ребят на иной ход мысли: «Как много не понимает Карабас-Барабас! Что же он тогда понимает?» Тут оживились все. Ребята, которые доселе отмалчивались, стали выдвигать свои версии: «Карабас-Барабас понимает, что Буратино ему мешает, потому что он научил кукол уважать себя... Он понимает, что если куклы сбегут к Буратино, он разорится…Карабас-Барабас понимает, что куклы – это его рабочие, и за счет них он становится богатым». Последнее суждение принадлежит Владимиру.
Скоро начались повторы. «Погодите, – сказала я, – он же таким не родился. Как же он стал таким?» И здесь опять заговорили «менее компетентные»: «Он, наверное, не слушал родителей… Может быть, его родители сами были жестокие люди, может, его били, обзывали и он не знает, что может быть по-другому. Несчастный вырос такой же, как родители… А может, у него вообще не было родителей».
Позиция школьников становилась все более осмысленной и содержательной, и что важно: самый большой вклад в изменение общей позиции внесли ребята, которые не относятся к числу самых успешных учеников.
И хотя классического полилога у нас не получилось, но выяснилось: «обратный» полилог тоже может быть весьма продуктивным.

История вторая: виртуальные витамины как средство обучения

Ирина АМИРОВА, учитель биологии:

– В педагогике сотворчества для учителя важно быть на одной ступени с детьми. Это не означает, что мы хотим снизить планку. Это значит, что, проводя занятие, мы стараемся взглянуть на вещи с точки зрения ребенка и вместе с детьми размышлять над различными вопросами и проблемами. Для меня это новый опыт, можно сказать, что я делаю только первые шаги в мир педагогики сотворчества. И одним из таких шагов стал проведенный как раз накануне конференции урок, где я попыталась уйти от традиционной учительской манеры, когда мы с учениками находимся как бы по разные стороны баррикад: педагог вещает, дети – слушают.
Тот урок был посвящен теме «Витамины». К уроку ребята должны были подготовить домашнее задание – собрать из разных источников информацию, отвечающую на следующие вопросы: «Для чего же все-таки людям нужны витамины?», «Почему нам рекомендуют принимать витамины?», «Как витамины влияют на здоровье?», «Есть ли разница между витаминами, которые мы получаем из пищи, и искусственно полученными витаминами?»
Для организации урока я приготовила чемоданчик с разноцветными витаминами (витаминки были изображены на карточках). Содержимое чемоданчика, по моему замыслу, должно было помочь нам структурировать мыслительную работу на уроке – подобно тому как в одном из старых фильмов «волшебные» таблетки позволяли людям управлять собственной энергией, направляя ее определенным образом. Например, съев таблетку храбрости, герои фильма становились очень смелыми.
Занятие началось с того, что модератор (в роли модератора выступал наш лаборант) достал из чемоданчика белые витаминки с надписью «информация» и разложил их на столе перед всеми ребятами и передо мной. Надо сказать, я присутствовала на уроке в качестве равноправного участника общего разговора. Надо было обменяться информацией. То есть мы должны были высказать все, что нам известно о значении витаминов. Как раз на предыдущем занятии ребята разделились на группы по названиям витаминов, и каждая группа собирала информацию о своем витамине. Так что мы узнали немало интересных и даже поразительных фактов. Например, один мальчик рассказал про то, как отвар из всего одной картофелины спас людей от цинги. Я тоже вступила в разговор, рассказав случай, который произошел с моей мамой в одном из южных регионов страны, где во время войны она находилась в эвакуации вместе с бабушкой. Маме тогда было шесть лет, и она сильно испугалась, когда обнаружила, что с наступлением сумерек у нее полностью пропадало зрение... В этот момент один из учеников вмешался в мой рассказ, выдвинув предположение, что «наверное, у нее не хватало витамина А». Да, действительно, был авитаминоз, а вылечила ее моя бабушка-фельдшер, которая кормила маму довольно неприятной смесью из морковки с хлопковым маслом.
Но вот модератор достал желтую таблетку, предложив высказать, что позитивного и конструктивного услышали ребята на предыдущем этапе. Затем в ход пошли красная витаминка, проговаривание возникших во время занятия эмоций, затем зеленая, поиск идей, направленных на решение проблем. И синяя – обобщения, выводы.
Больше всего меня поразила «зеленая» стадия, потому что дети мыслят креативно. Например, один ученик предположил: «Надо изобрести такие препараты, которые способствовали бы тому, чтобы витамины сами образовывались в нашем организме – благодаря деятельности бактерий, каких-то микроорганизмов или с помощью нанотехнологий». В этот момент мне хотелось встрять и поскорей рассказать, что поиск в этом направлении уже идет, ученые думают, как можно добиться того, чтобы организм сам синтезировал витамины, но я сдержалась, поскольку мне было интересно, как думают дети. Это удивительно: еще не имея научных знаний, они предугадывают путь науки!
На стадии «синей витаминки» произошло еще одно волнующее событие. Обобщая разговор, ребята пришли к выводу, что такая важная информация не должна оставаться в пределах одного урока. Решили сделать плакат с изображением человека, где было бы показано, какие витамины важны для определенных органов и почему.
На этом уроке я почувствовала, как мы с детьми сблизились эмоционально, возникло полное доверие, и после урока дети подходили, чтобы поговорить о своем здоровье.

История третья: Искусство педагогической импровизации

Елена ВАСЮКОВА, учитель химии:

– По сути, уникальность и открытость – это такая позиция педагога, в которой он получает много ценного от ребенка. Каждая встреча учителя с детьми – событие, открывающее интересные возможности для профессионального роста. Например, сейчас я готовлюсь к уроку, где нам с ребятами предстоит изучение не самой притягательной темы – «Жиры».
 Как создать атмосферу, которая способствовала бы активному включению детей в процесс обучения? Начать урок с фразы «Сегодня мы будем изучать жиры» – едва ли лучший вариант. Но если нам интересны дети и то, что их волнует, то проблема создания рабочего настроя превращается в творческую задачу.
Предположим, мне известно, что некоторых девочек в классе интересуют вопросы диеты и что кто-то из мальчиков в этом году побывал в туристической поездке в Египет. Для затравки я могу предложить детям подумать: «Верно ли, что во время соблюдения диеты нельзя употреблять жирную пищу?»; «Правда ли, что у верблюда горбы заполнены жиром, и этот жир позволяет им долгое время не есть?»
Можно пойти еще дальше и придумать вопросы, предположительно связанные с актуальным опытом школьников. И пускай ребята сами решат, по поводу чего им будет интереснее высказаться. По мере того как ребята будут высказывать различные суждения, некоторые позиции можно проблематизировать, тем самым подводя учеников к осознанию ограниченности имеющихся знаний.
Например, можно поставить такой вопрос: «Если жиры нельзя использовать во время диеты и в то же время это необходимый питательный компонент для нормального функционирования организма, то как же быть?» При этом важно удерживать разговор в русле знаний, не скатываться в бытовые разговоры. Главное – не упустить момент, когда проявится проблема, вызывающая наибольший интерес. В это время можно будет повернуть беседу к теме занятия, и дети сами включатся в процесс определения учебных задач.
Заметьте: я не могу предсказать, на что конкретно «вырулит» наш разговор, и эта неопределенность открывает передо мной широкий простор для импровизаций, во время которых обязательно рождаются какие-то новые идеи и приемы. То есть урок не прописывается по шагам, а как бы творится на ходу. И мне всегда интересно, что же получится. Ведь каждый раз все происходит по-разному. Иногда наводку на возможный методический ход дает какое-то неожиданное суждение ребенка. Бывает и так, что очередной прием возникает из-за ощущения какого-то специфичного настроя, сложившегося в классе на данный момент.
Как-то я проводила урок в конце учебного года, когда сказывается усталость, и почувствовала, что ребята пребывают в несколько подавленном состоянии. Как их поддержать? Я решила обратиться к трем лидерам класса, предложив провести разделение классного коллектива на группы по следующему правилу: пусть каждый лидер пригласит к себе в группу ребят, обосновывая свой выбор. Например: «Саша, я хочу, чтобы ты работал со мной в группе, потому что ты хорошо решаешь химические задачи».
Почему у меня возникла эта идея? Потому, что когда лидер предлагает тебе войти в группу и при этом публично говорит о твоих сильных качествах, это, безусловно, окрыляет. И все. Урок пошел.
Такие маленькие методические находки случаются практически на каждом занятии, если оставаться открытым к тому, что происходит с детьми, что исходит от детей.



Предварительный просмотр:

Мартьянова Аурика Ивановна

учитель начальных классов

АНО «Павловская гимназия»

Использование полилога на уроке литературы в начальной школе.

Одним из методов организации мыслительной деятельности, разработанным в рамках педагогики сотворчества, является рефлексивно-творческий полилог. Я его понимаю, как процесс специальным образом организованного группового обсуждения той или иной ситуации, проблемы, вопроса. Его применение в школе имеет целый ряд достоинств: особая атмосфера взаимного уважения, требование услышать мнение, запрет критики и оценок, возможность внести свой вклад для всех участников вне зависимости от уровня подготовки.

Как правило, полилог планируется заранее, готовится круг вопросов, касающихся предмета изучения или формирования нравственных ценностей.     Но полилог может возникнуть и стихийно, когда ученик вдруг дает неожиданный ответ, чем уводит класс и учителя от запланированного разговора. И не обратить внимания на его реплику невозможно, потому что: во-первых, его мнение имеет право на существование; во-вторых, находятся сторонники его позиции; в-третьих, интересно посмотреть на реакцию собеседников, и к чему приведет это обсуждение.

После чтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик» в ответ на вопрос «Кто из героев сказки понравился больше всего?», большинство детей называли Буратино, Пьеро, Мальвину, Артемона. В отличие от них ученик В. заявил, что ему понравился Карабас-Барабас. Сразу нашлись «сообщники»! Дело в том, что В.- мальчик, который любит подзадоривать и наблюдать за реакцией одноклассников и учителя. Можно было не обратить внимания на реплику В. и повернуть разговор в «нужную» сторону. Не сложно, зная особенности характера мальчика, применить «методы воздействия» и возвратить В. и остальных детей к разговору «по плану». Тем более что многим детям есть, что сказать о «положительных» героях сказки.

Однако, в педагогике сотворчества именно такие моменты, создающие зоны проблемности и неопределенности считаются чрезвычайно ценными, позволяющими запустить сотворческие процессы на уроке. Неожиданная, «не по плану» тема разговора поможет детям раскрыться, побудит их сформулировать и высказать нестандартные мысли. Да и учитель развивает в себе умение воспринимать иную точку зрения и научается  смотреть на предмет с другой, подсказанной детьми, стороны. Сам разговор становится, я считаю, более искренним и может привести к возникновению нового видения и понимания предмета обсуждения. Ведь мы привыкли к «планам» и ожидаем запланированные ответы, что и произошло в начале урока. Дети высказывались лучше о положительных героях, выдавали «клише», пока не «похулиганил» В. Ну, что ж, попробуем развить предложенную тему.

Наш В. не ожидал, что придется продолжать разговор. На вопрос «Чем тебе понравился Карабас-Барабас?» он смог сказать лишь, что Карабас-Барабас смешной и чего-то не понимает. Отлично! Тогда я обращаюсь к классу: «Чего не понимает Карабас-Барабас?».

Хотя процесс групповой работы в полилоге обычно выстраивается по принципу от наименее компетентного участника к наиболее компетентному, в данной ситуации начинают высказываться дети, которые обычно на уроках активны, и им нетрудно выразить свои мысли и поддержать разговор. Менее компетентные дети прислушиваются, выжидают. Им любопытно, во что обернется выходка В. В этом варианте полилог можно провести в два этапа. Первый – это формирование содержания поля обсуждения, его насыщения смыслами, второй – проблематизирующий и ведущий к получению нового понимания. В педагогике сотворчества  различают два вида полилога:

Классический полилог. Обсуждение начинают менее компетентные ученики, а более компетентные завершают его, им необходимо тему развить дальше и шире, не повторяя высказывания предыдущих выступающих.

Обратный полилог. Разговор начинают более компетентные ученики, формулируя целостное видение решения проблемы. Менее компетентные продолжают, высказывают новые версии, чем заставляют компетентных учеников переосмыслить свои позиции, т.е. менее компетентные могут изменить сложившееся мнение, повлиять на ход разговора и мировоззрение, что и случилось в нашем обсуждении.

1-й круг полилога

«Карабас-Барабас не понимает, что куклам больно и обидно, когда их бьют», - говорит Д.,умная и скромная девочка.

«Карабас-Барабас не понимает, что измученные куклы не могут играть на сцене хорошо», - добавляет С. Она занимается в школе балета и понимает, как непросто на сцене, если нет настроения и сил.

«Карабас-Барабас не понимает, что, если он будет добрее, куклы будут с ним только дружить!» - а это М., добрая и отзывчивая девочка, которая в классе старается со всеми установить доброжелательные отношения.

«Карабас-Барабас не знает, что такое добро и зло», - включается в разговор М., новенький мальчик в нашем классе, он волнуется при каждом своем выступлении.

«Карабас-Барабас не понимает, что с ним, таким злым, вообще никто дружить не будет», - Т., мальчик, «справедливость класса», во всех ситуациях старается разобраться и принять участие.

Провоцирую детей на обратные размышления: «Как много не понимает Карабас-Барабас! А что же он тогда понимает?!»

 Дети оживляются:

«Карабас-Барабас понимает, что куклы – это его рабочие и за счет них он становится богатым», - говорит сам В, до сих наблюдавший за одноклассниками и выжидавший, чем закончится начатый им разговор.

Постепенно в обсуждение начинают включаться и менее компетентные ученики. Каждый из них ищет все новые версии, устанавливает связи между обстоятельствами и качествами личности, возможно, примерив ситуацию на себя.

«Карабас-Барабас понимает, что Буратино очень ему мешает, потому что он научил кукол уважать себя, поэтому Буратино нужно убрать», - вступает в разговор С., очень рассудительная девочка.

«Карабас-Барабас понимает, что, если куклы сбегут, к нему перестанут ходить в театр и он разорится», - говорит Л., мальчик, который вообще ленится думать и принимает участие только, когда ему действительно интересно.

«Карабас-Барабас думает, что, если куклы будут его бояться, они будут лучше работать», - сильный мальчик, который в начале школьной жизни постоянно дрался.

«Карабас-Барабас думает, что ему и без друзей хорошо…Карабас-Барабас считает себя сильным в этом мире и ему нечего бояться…» - распаляются дети.

Все хотят высказаться, начинаются повторы – пора направлять обсуждение в другое русло, запускать следующий цикл полилога!

2-й круг полилога

Останавливаю поток обвинений: «Подождите-подождите! Он ведь не родился злым и жестоким! Как же Карабас-Барабас стал таким?»

«Он, наверное, не слушался родителей. Его учили-учили, а он брал пример со своих друзей, которые хулиганили и тоже не слушались родителей», - предполагает Л., с этой девочкой, чувствуется, много разговаривает мама на темы воспитания. Она всегда принимает активное участие в разборе ситуаций нравственного выбора.

«А, может, родители и не знали, как должно быть на самом деле. Воспитывали, как могли», - заступается за родителей Д.

«А, может, его родители сами были такие же жестокие люди, и он с них пример брал. Может, его били, обзывали, и он не представляет себе жизни по-другому. Несчастный, вырос такой же, как родители», - наверное, о жестоких родителях рассказывают ребенку, чтобы сравнить с собой и вызвать большее уважение к себе. Но этот ребенок жалеет Карабаса-Барабаса! Новый поворот в разговоре!

«А, может, у него вообще не было родителей!» - неожиданно вставляет Э., наш новенький, который испытывает большие трудности в учебе и…одиночество. Дома маленькая сестренка и все заняты ею.

«Рос сам по себе, беспризорничал, учился у своих друзей, таких же беспризорников, воровать, драться…» - добавляют другие.

«А ведь ему в таком случае нужно было учиться защищаться, выживать! Дети, у которых нет родителей, вынуждены сами добывать себе еду, одежду, искать кров какой-то…» - пытаюсь объяснить детям поведение беспризорников.

«Бедный Карабас-Барабас! Он, кажется, и не виноват в том, что стал таким жестоким…» - подводит итог М.

 И все-таки поворачиваю к самому началу – к жестокости Карабаса-Барабаса: «Да, стоит его пожалеть, конечно. Только я знаю людей, которые тоже выросли без родителей, но они не могут издеваться над другими, ни за что руку не поднимут на другого человека».

Полилог завершается выводом детей о том, что человек, который понимает чужую боль, может почувствовать ее, а значит, умеет сочувствовать, сопереживать, не может обижать других. Дети предложили способы научения сочувствию: одна группа говорит, о том, что нужно объяснять и рассказывать о чувствах обиженного, другая группа предлагает представлять себя на месте обиженного, чтобы понять ситуацию.

Итогом нашего рассуждения стали небольшие эссе о Карабасе-Барабасе.

Сочинение-объяснение: Я думаю, что Карабас-Барабас злой потому, что его родители умерли, когда он был совсем маленький. И, когда он подрос, начал выходить на рынок и воровать там еду и одежду. Еще он, наверное, видел, как дерутся другие ребята, и сам начал драться. Из-за этого он стал сильным и безжалостным. Он не понимал того, что куклы истощены, они не могут хорошо исполнять свою роль. Он понимал только, что куклы – это его рабочие и относился к ним безжалостно, думая, что они будут лучше работать. Но, когда появился Буратино, Карабас понял еще то, что Буратино надо уничтожить, потому что он мешает управлять куклами. Нельзя быть таким!                                                                                   Софья Балакирева 2 А                                                                                        

Сочинение-предположение: Мне кажется, Карабас- Барабас  понимает, что ему надо больше делать зла другим людям. Он не ценит старания других.

Я думаю, он  таким вырос, потому что у него нет ни мамы, ни папы. А еще потому, что с ним было такое же: его толкали, пинали, и он захотел отмстить. Наверное, его родители были такими же злыми, и он брал с них пример. Карабас-Барабас, желаю, чтобы ты исправился в лучшую сторону!

                                                                                             Мария Хутбеева 2А

Карабас-Барабас очень жестокий. А почему? Я предполагаю, что у него не было родителей, он не понимает, что такое добро или зло. Для него главное – деньги. Я думаю, его надо перевоспитать. Бедный Карабас- Барабас.                                                                                      

                                                                                    Тимофей  Торбахов 2А

Сочинение-анализ: Многие не понимают, почему Карабас-Барабас злой. Разные люди думают по-разному. Обычно считается, что он такой и есть, такой родился. НЕТ!  Это не так. Каждый ребенок рождается, невозможно узнать каким. А потом сам решает, с каких людей ему брать пример. С Карабасом-Барабасом так и вышло. Он брал пример с плохих, жадных, злых людей. И вырос такой же. Он не понимал, что если он будет добрее, то куклы будут с ним дружить. И он мог бы быть другим, хорошим, добрым человеком! Жалко его.

                                                                                                  Аня Костина 2 А

В результате полилога у младшего школьника обогащается речь. Она становится более развернутой и доказательной. Ребенок не зря высказывается, он опирается на свой жизненный опыт. Мнения детей становятся более содержательными, неоднозначными, они учатся смотреть на проблему с разных сторон, устанавливать логические связи, размышлять и обосновывать свою позицию. А самое главное, младшие школьники учатся не спешить осудить кого-либо и отвергнуть, а пытаются понять и принять чужую позицию, чужое мнение, учатся сочувствовать и предлагать решение той или иной проблемы, предлагать помощь.

Обогащается и педагог: он подхватывает  ситуацию, вступает в размышления вместе с детьми, мысленно опережает их и ведет к логическому завершению разговора, где дети должны не просто выговориться и наговориться, а прийти к выводу, предложить решение проблемы.

Таким образом, полилог используется как метод коллективного решения проблем, метод генерирования идеи, изучения, обсуждения и формирования нравственных ценностей у младших школьников при  изучении литературных произведений и анализе конкретной нравственной ситуации, который позволяет приобрести новый смысл знания и детьми и педагогом.



Предварительный просмотр:

                           Карабас – Барабас.

Многие не понимают, почему Карабас-Барабас злой. Разные люди думают по-разному. Обычно считается, что он такой и есть, такой родился. НЕТ!  Это не так. Каждый ребенок рождается, невозможно узнать каким. А потом сам решает, с каких людей ему брать пример. С Карабасом-Барабасом так и вышло. Он брал пример с плохих, жадных, злых людей. И вырос такой же. Он не понимал, что если он будет добрее, то куклы будут с ним дружить. И он мог бы быть другим, хорошим, добрым человеком! Жалко его.

                                                                                                        Аня Костина 2 А

Я думаю, что Карабас-Барабас злой потому, что его родители умерли, когда он был совсем маленький. И, когда он подрос, начал выходить на рынок и воровать там еду и одежду. Еще он, наверное, видел, как дерутся другие ребята, и сам начал драться. Из-за этого он стал сильным и безжалостным.

Он не понимал того, что куклы истощены, они не могут хорошо исполнять свою роль. Он понимал только, что куклы – это его рабочие и относился к ним безжалостно, думая, что они будут лучше работать. Но, когда появился Буратино, Карабас понял еще то, что Буратино надо уничтожить, потому что он мешает управлять куклами.

Нельзя быть таким!  

                                                                                                       Софья Балакирева 2 А

Мне кажется, Карабас-Барабас  понимает, что ему надо больше делать зла другим людям. Он не ценит старания других.

Я думаю, он  таким вырос, потому что у него нет ни мамы, ни папы. А еще потому, что с ним было такое же: его толкали, пинали, и он захотел отмстить. Наверное, его родители были такими же злыми, и он брал с них пример. Карабас-Барабас, желаю, чтобы ты исправился в лучшую сторону!

                                                                                                         Мария Хутбеева 2 А

Карабас-Барабас очень жестокий. А почему? Я предполагаю, что у него не было родителей, он не понимает, что такое добро или зло. Для него главное – деньги. Я думаю, его надо перевоспитать. Бедный Карабас-Барабас!

                                                                                                       Тимофей  Торбахов  2 А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

полилог "Дикие и домашние животные"

Знакомство с животным миром...