Профилактика нарушений дисциплины и адаптация гиперактивных детей к школе.
статья по теме

Михайловская Анна Леонидовна

 

Проводить работу по профилактике нарушений дисциплины и адаптации гиперактивных детей к школе необходимо с первого класса, там, как, в более позднем возрасте резко возрастает риск антисоциального и общественно опасного поведения. Во многих странах такая работа рассматривается как, эффективная профилактика подростковых правонарушений и преступности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности  (далее - СДВГ) - одно из самых распространенных в мире психоневрологических заболеваний, встречается у 20-40% школьников. Школьники с СДВГ привлекают к себе внимание, прежде всего, постоянной двигательной активностью, как в школе, так и дома. Они не любят сидеть на одном месте, неорганизованны, их ответная реакция на какие-либо события может удивлять родителей и повергать в шок педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений дисциплины и адаптация

гиперактивных детей к школе.

Проводить работу по профилактике нарушений дисциплины и адаптации гиперактивных детей к школе необходимо с первого класса, там, как, в более позднем возрасте резко возрастает риск антисоциального и общественно опасного поведения. Во многих странах такая работа рассматривается как, эффективная профилактика подростковых правонарушений и преступности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности  (далее - СДВГ) - одно из самых распространенных в мире психоневрологических заболеваний, встречается у 20-40% школьников. Школьники с СДВГ привлекают к себе внимание, прежде всего, постоянной двигательной активностью, как в школе, так и дома. Они не любят сидеть на одном месте, неорганизованны, их ответная реакция на какие-либо события может удивлять родителей и повергать в шок педагогов.

Кроме этого для них характерны:

невозможность сконцентрировать внимание;

импульсивность;

рассеянность;

вспыльчивость;

изменчивость настроения;

плохая успеваемость.

В нашей стране планирование семьи  стоит на одном из последних мест в структуре социальных ценностей человека, уступая финансовой независимости, карьере, личным пристрастиям, хобби и даже благотворительности. А между тем именно планирование семьи позволяет предотвратить нежелательную беременность, инфицирование плода, осложнения при родах, родовой травматизм и многие другие причины развития у детей СДВГ.

 Факторы риска развития СДВГ.

В ряде городов РФ были проведены исследования с целью определения распространенности СДВГ среди учащихся начальных классов. Выяснилось, что среди мальчиков данный синдром встречается у каждого третьего, а среди девочек - у каждой пятой. При такой распространенности СДВГ перестает быть проблемой сугубо родительской. С учетом выявленной ситуации учителя обязаны привносить изменения в привычный режим работы, чтобы обеспечить возможность учиться всем ученикам, ведь иначе треть класса может остаться за бортом "корабля знаний".

В группу риска по данному синдрому попадают мальчики, поскольку у них он встречается в полтора раза чаще, чем у девочек. Однако пол - не единственный фактор риска развития СДВГ. По данным опросов, проведенных среди учителей и родителей в ряде школ, а также в женских консультациях и роддомах, были выяснены основные причины возникновения СДВГ у детей.

Итак, на что же должен обратить внимание учитель, чтобы определить, кто перед ним: маленький невоспитанный хулиган или гиперактивный ребенок.

В первом случае ребенок осознает неправильность своих действий и нарочно провоцирует старших, пытаясь выглядеть взрослее в глазах одноклассников, стремясь занять среди них позицию лидера.

Во втором же - ребенок не может контролировать свои поступки и эмоции, в них нет надуманности и связи поступка с получением какой-либо выгоды (сладостей, отсутствия домашнего задания, уважения друзей).

Признаки гиперактивности у мальчиков.

Скорее всего, мальчик может оказаться гиперактивен, если:

  1. возраст матери на момент рождения ребенка более 30 лет, поэтому на родительском собрании следует обратить внимание на женскую часть родительского коллектива 35-40 лет и старше, имеющих сыновей. Их дети относятся к группе риска;
  2. у ребенка есть несколько старших братьев и сестёр. Доказано, что чаще СДВГ заболевают мальчики, если на момент их рождения у матери уже было трое или более детей;
  3. у ребенка есть расстройства сна, тики, подергивания, энурез. Конечно, на родительском собрании подобные сведения родители вам вряд ли сообщат, но если вам кажется, что ребенок гиперактивен, вы вполне можете спросить у родителей, как ребенок спит, часто ли нервничает, как при этом себя ведет.

Признаки гиперактивности у девочек.

У девочек несколько иной список факторов риска развития СДВГ:

  1. возраст отца на момент рождения ребенка более 39 лет Учителям следует обратить внимание на то, что для мальчика фактором риска является возраст матери, а для девочки - возраст отца, поэтому на собрании нужно обратить особое внимание на отцов старше 45 лет, которые пришли на собрание в школу к дочерям;
  2. потери сознания у ребенка, травмы с потерей сознания. Вы можете спросить у  родителей, не падает  ли девочка в обморок при виде крови,
  3. т.к. подобные случаи нередко бывают у  гиперактивных детей;
  4. аллергические реакции, тики, судороги в анамнезе у ребенка.

На первом же собрании следует выяснить у родителей, есть ли у, детей аллергия и на что. Это поможет не только выявить детей с повышенным риском СДВГ, но и избежать таких часто встречающихся проблем, как крапивница на комнатные цветы и аллергический насморк на булочки с курагой.

Конечно, запрашивая информацию о здоровье детей, следует помнить, что родители могут и отказаться отвечать на подобные вопросы. Информация о состоянии здоровья относится к медицинской тайне, которая охраняется соответствии с законодательством, и подобные сведения могут быть получены, только с согласия родителей или иных законных представителей ребёнка. Исключения могут быть установлены лишь на уровне федерального закона, и к их числу в настоящий момент подобная ситуация не относится.

На законных основаниях получить подобную информацию можно с согласия родителей ребёнка, которые могут дать это согласие, а могут в нем и отказать. Однако подобная информация важна для учителя, причем, именно с точки зрения интересов самого ребёнка. Поэтому учитель должен помнить, что не может требовать от родителей информацию о том, страдает ли ребёнок от аллергий, энурезом, иными заболеваниями.

Однако учитель вполне может объяснить родителям, почему и для чего нужна ему эта информация (например, он будет внимательнее относиться к выбору цветов в классной комнате, к продуктам, которые получит ребенок на завтрак в столовой, на школьном празднике или от других учеников, а связи, например, с их днем рождения, будет более внимательно относиться к тем  или иным жалобам, или требованиям ребенка и т. п.).

Следует также заверить родителей, что подобная информация не будет передаваться без их согласия иным лицам и будет использована педагогом исключительно для улучшения жизни ребенка в школе. В подавляющем большинстве случаев на таких условиях подобная информация будет предоставлена. Если же родители все равно не хотят сообщать учителю подобные сведения, следует смириться с этим и не настаивать на их предоставлении.

Особое внимание следует обратить на психологическую обстановку в семье, т. к. доказано достоверное влияние на развитие СДВГ следующих факторов:

наличие у матери психической травмы. Для учителя "подсказкой" может быть, если семья неполная,  в этом случае,  скорее  всего, было воздействие такого фактора;

неблагополучный  микроклимат в семье, социально неблагополучные семьи, семьи, где старшие дети имеют дурную репутацию (особенно легко это определить учителям в районных школах, а также небольших городах, где один и тот же учитель воспитывает целое поколение: сначала родителей, потом старших детей, потом младших);

трудности в общении с ребёнком  (узнать об этом не сложно, т.к. в последнее время родители охотно жалуются преподавателю, что не могут справиться с ребёнком, что им сложно его контролировать, и просят как-либо повлиять на него).

Диагностика СДВГ в школе.

В настоящее время, редко в каких школах проводится предварительное выявление детей с СДВГ с обеспечением им соответствующих условий для обучения. Однако следует отметить, что несоблюдение санитарно-гигиенических требований при обеспечении учебного процесса ухудшает успеваемость и снижает работоспособность и самочувствие не только у детей с СДВГ, но и у остальной части класса, т. к. дети не могут сосредоточиться. Их постоянно отвлекают, что не может не сказаться на оценках и психологическом климате в классе. Санитарно-гигиенические нарушения, которые могут спровоцировать развитие СДВГ даже у здорового ребенка.

К ним относятся:

повышенная загруженность домашними заданиями;

несоблюдение чередования уроков;

излишняя наполняемость классов;

несоблюдение правил рассаживания детей (в зависимости от роста, остроты зрения и слуха, частоты заболеваний ЛОР - болезнями);

нарушение режима проветривания классов;

отсутствие у детей больших перемен (которые должны быть не менее 20-30 мин);

завышение допустимой учебной недельной нагрузки на учащихся и многое другое.

Диагностика СДВГ основывается на сборе анамнеза путем опроса родителей, а также данных анкетирования учителей по прошествии одного - двух месяцев после начала обучения. Анкетирование предусматривает оценку каждым родителем своего ребенка по серии стандартных вопросов, которые относятся к характеристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивности. Близкой к анкете родителей является и анкета для учителей. Эти две анкеты позволяют достаточно надежно диагностировать легкую дисфункцию мозга с гиперактивностью.

Анкета для родителей

Уважаемые, родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Это поможет учителю грамотно организовать учебный процесс и найти нужный подход к вашему ребёнку.

Появлялись ли у вашего ребенка в возрасте до 7 лет следующие особенности, наблюдавшиеся более 6 месяцев:

1. Суетливо дергает руками и ногами или, сидя на стуле, извивается.

Да

Нет

2. С трудом остается сидеть на стуле при выполнении каких-либо заданий.

Да

Нет

3. Легко отвлекается на посторонние объекты.

Да

Нет

4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру

Да

Нет

5. Отвечает на опросы, не подумав и не дослушав их.

Да

Нет

6. С трудом исполняет инструкции других.

Да

Нет

7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

Да

Нет

8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

Да

Нет

9. Во время игр беспокоен.

Да

Нет

10. Часто чрезмерно разговорчив.

Да

Нет

11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью":

Да

Нет

12. Часто, кажется, что не слышит, что ему (ей) сказано.

Да

Нет

13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома и в  классе (игрушки, карандаши, книги и др.)

Да

Нет

14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки").

Да

Нет

Каждый ответ "да" оцените одним баллом.

Если отвечающие на вопросы анкеты родители набрали 8 и более баллов, это свидетельствует о наличии у их детей легкой дисфункции мозга с гиперактивностью.

Данная информация по сути своей является информацией о частной жизни ребёнка, и родители (как и в предыдущем случае) вполне могут отказаться от ответов на подобные вопросы. Велика вероятность, что отказ будет вызван опасениями, что учитель сделает негативные выводы о характере ребёнка, будет относиться к нему заведомо хуже, чем к другим детям. Дело в том, что вопросы данной анкеты, в том виде, в котором они сформулированы, для человека, не имеющего отношения к медицине, представляются крайне мало связанными с наличием каких-то проблем у ребёнка в плане именно медицинском. А если оценить их как вопросы, необходимые просто для понимания характера ребёнка, логичен и отказ отвечать на них:

во-первых, педагог - это специалист, который должен работать с детьми любого склада,

во-вторых, он сам выяснит это в процессе работы, к тому же мало ли что может случиться - вдруг поведение ребенка изменится. Поэтому надо объяснить родителям, что вопросы эти нужны для того, чтобы заранее выявить детей, которым в связи с особенностями работы их нервной системы необходим особый подход и особое внимание по многим вопросам, и учителю эта информация - необходима для построения

образовательного процесса таких детей наиболее  рациональным образом. А также то, что на выявление подобных особенностей в процессе общения с детьми и без анализа той информации, которую могу предоставить родители, может уйти достаточно много времени, в течение которого предъявление требований к детям и работа с ними будут осуществлять на общих основаниях. Это снизит эффективность обучения ребенка, может привести к большим сложностям в освоении последующего материала, затруднения в общение с учеником и т. п. И, тем не менее, надо быть готовым к отказу отвечать

Анкета для учителей (для выявления учащихся с СДВГ)

Ф.И.О.. учащегося        

Школа        

Класс        

Возраст        

Ф.И.О.учителя        

Дата заполнения        

Относятся ли к учащемуся приведенные ниже признаки? Оцените каждый ответ соответствующим баллом:

отсутствие признака - 0;

незначительной степени - 1;

умеренной степени -2;

выраженной степени - 3.

Беспокоен, извивается, "как уж":

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

Требования ребенка должны выполняться немедленно.

Задевает (беспокоит) других детей.

Возбудимый, импульсивный.

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий промежуток времени.

Не заканчивает работу, которую начинает

Поведение ребенка требует повышенного внимания учителя.

Не учится (не старается учиться).

Легко расстраивается (плаксив).

Наличие гиперактивности выявляется при суммарном количестве баллов

у мальчиков - от 15 и выше;

у девочек - от 11 и выше.

Решением проблемы обучения детей с СДВГ является формирование классов коррекции на базе обычных общеобразовательных школ. В основном организация гигиенически рационального педагогического процесса находится в ведении администрации, но и учитель может внести свой вклад в обеспечение адаптации детей с СДВГ

Поскольку продолжительность уроков для гиперактивных детей не должна превышать 30 мин, постарайтесь спланировать его таким образом, чтобы на последние 10-15 мин урока приходилась самостоятельная работа. При этом детям с СДВГ следует давать простые примеры или задания, или занять их общественно-полезным трудом: попросить стереть с доски, помыть губку для стирания с доски, собрать у учеников дополнительные материалы, выданные во время занятия.

По мере развития утомления устраивать физкультминутки на уроках: использовать комплекс упражнений для улучшения кровообращения, снятия утомления с мелких мышц кисти руки, мышц туловища, а также для концентрации внимания.

По возможности рассаживать гиперактивных детей так, чтобы они находились на значительном расстоянии от других учеников, т. к. в данной ситуации наблюдается "синдром воронки" (успеваемость учеников обратно пропорциональна близости к гиперактивному однокласснику, при этом самой глубокой точкой этой "воронки" является гиперактивный ребёнок, который сам страдает от своей чрезмерной активности и несобранности).

Рекомендуется гиперактивных детей сажать за первые парты, т.к. при такой рассадке они будут  отвлекать меньшее количество детей, им будет проще сосредоточиться на объяснениях учителя, а учителю будет проще контролировать поведение ребёнка.

Доказана связь наличия СДВГ и более частого развития на его фоне заболеваний нервной системы, ЛОР - органов, болезней опорно-двигательного аппарата, а также кариеса. По этой причине гиперактивньх детей не следует рассаживать у окон, т. к. они легко заболевают ангинами, ОРЗ и другими ЛОР - заболеваниями.

Кроме того, учителю следует помнить, что нарушения в поведении проявляются в любой обстановке, поэтому не следует думать, что ребенок изменится и перестанет привлекать к себе внимание, как только привыкнет к школе.

Вопреки распространенному мнению, что детям с СДВГ необходимо много двигаться, учителям физкультуры и ритмики необходимо помнить, что из-за повышенного риска развития болезней опорно-двигательного аппарата нагрузку детям с СДВГ следует точно дозировать, допуская их переутомления и повышенной нагрузки на суставы позвоночника. Для детей с СДВГ показаны динамические упражнения, ритмика, подвижные немассовые игры. На уроках физкультуры необходим равномерный тренинг легкой и средней интенсивности с ограничением эмоциональных акцентов (бег трусцой, плавание, лыжные, велосипедные прогулки). Участие в соревнованиях и показательных выступлениях не рекомендуется.

За последние годы в начальных классах школ количество детей с СДВГ резко возросло. Эти дети за короткий промежуток времени успевают настроить против себя не только одноклассников, но и учителей, у которых быстро падает желание заниматься с ними. Многие педагоги пытаются объяснить плохую успеваемость данных учеников не только неусидчивостью, но и недостаточным интеллектом, что совершенно не соответствует действительности.

Только при правильно организованном учебном процессе ребёнок сможет достичь высоких результатов в учебе и в дальнейшей жизни.

Необходимые изменения учебной нагрузки.

Школьное расписание необходимо составлять с учётом трудности учебных предметов, в соответствии с ритмом недельной работоспособности. Наиболее трудные предметы следует преподавать в дни, в которые отмечается более высокая работоспособность, т.е. во вторник и среду. Наименее загруженным днём следует сделать четверг (если дети учатся 5 дней в неделю) или пятницу (если в школе шестидневка). При составлении расписания для детей с СДВГ рекомендуется учитывать шкалы трудности предметов и таблицы недельной учебной нагрузки.

Поскольку в начальной школе классный руководитель преподает все основные предметы ученикам, то в его силах поменять уроки таким образом, чтобы математика, русский язык и чтение преподавались не позднее третьего урока, т.е. в период наиболее высокой работоспособности у детей.

Если вы видите, что, несмотря на все ваши усилия, детям (всем, не только гиперактивным) тяжело учиться, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются и не проявляют интереса к учебе, проверьте, возможно, недельная загруженность слишком велика и юные школьники просто физически не могут усвоить преподаваемый материал. В этом вам помогут таблицы, приведённые ниже. Если вы видите, что недельная нагрузка явно превышает допустимые гигиенические нормативы, то следует обсудить ее перераспределение с администрацией школы, т. к. в противном случае все ваши усилия по нормализации учебного процесса и оказанию помощи гиперактивным детям в обучении будут сведены к нулю.

Шкала трудности предметов для младших классов

Приложение  к СанПиН 2.4.2.2821-10 

Предмет

балл

Математика

8

Русский ЯЗЫК

7

Природоведение (окружающий мир), информатика

б

Русская литература, чтение

5

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физкультура

1

Распределение учебной нагрузки (в баллах) по дням недели с учётом динамики работоспособности учеников младших классов:

Класс

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1-2-й

20

25-27

25-27

15-16

18

20

3-4-й

22

29

29

17

20

22

Примечание.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Доклад подготовлен по материалам

Т.Д.Хубуловой,

консультантаинформационного центра

«Ресурсы образования»

по вопросам гигиены детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. «Планета здоровья»

Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.    В струк...

: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое          предлагает Всемирная организация здравоохранения,- «состояние полного физического, пси...