Формирование письменной речи младших школьников
статья по теме

Выступление-доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirova-nie_pismennoy_rechi_u_mladshih_shkolnikov.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                      Формирование письменной речи младших школьников

       Формирование письменной речи у младших школьников как особой формы речи, не только вооружает их новым средством общения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических функций на более высокий уровень функционирования- осознанности и произвольности.

       Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания мира как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из важных и основных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка.

      Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения письменной речи наблюдаются серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут построить текст, выражающий их мысли и чувства.

       В истории методики русского языка не было ни одного заметного педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития письменной речи.

Специфика письменной речи в том, что она функционирует в условиях отсутствия собеседника.

      Известно, что к началу школьного обучения у учащихся нет потребности в письменной речи. Ребёнок, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в ней, но и ещё смутно представляет себе, для чего вообще эта функция нужна ему. Поэтому, задача учителя создать такую ситуацию, чтобы письмо было осмысленно для ребёнка, в нём должна быть естественная потребность.

     Анализируя педагогическое наследие по данной теме, я пришла к выводу, что все педагоги и психологи, занимавшиеся это проблемой, считают главным мотивацию обучения письменной речи. Любая деятельность, в том числе и речевая, начинается с мотива: если говорить не зачем, человек молчит. Наличие мотивации речи означает, что у школьника есть не только мысли и чувства, но и то, что ему хочется ими поделиться, то есть у него есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли и чувства. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель.

     Одним из способов создания адекватной мотивации, по мнению педагогов, является побуждение ребёнка (а не задание ему!) писать на такую тему, которая является для него внутренне волнующей, которая интересна ему.

     Такую ситуацию можно создать если включить письменную речь учащихся в деятельность словесного творчества- сочинение собственных оригинальных текстов, написания заметок в газету, объявлений, писем, записок. Особое внимание следует уделять редактированию текстов, пусть ученики пишут мало сочинений, но много работают над ними, чтобы они вышли максимально хорошими. Учитель должен помогать детям строить рассказы и организовать групповые обсуждения.

      При данном способе мотивации процесс обучения письменной речи разводится на два действия:

1.Порождение смыслового содержания текста.

2.Выражение смыслового содержания текста.

     Задача первого этапа - записать всё то, что приходит в данный момент в голову по заданной теме, не думая о правилах письма.

     Задача второго этапа - это редактирование, синтаксический анализ, грамматический разбор, стилистическая оценка написанного текста.

     При данной форме развития письменной речи эти два действия должны осуществляться в единстве.

Кроме этого я рекомендую:

  1. Работу над развитием письменной речи необходимо вести в определённой системе.
  2. Работу над развитием письменной речи надо начинать с 1 класса и опираться на развитие устной речи.
  3. Обучение письменной речи младших школьников должно происходить в ситуациях словесного творчества и общения младших школьников.
  4. Во время обучения, отношения между учителем и учащимися должны строиться в духе сотрудничества и взаимного доверия.

    На основе вышеизложенного, можно сделать вывод:  В процессе обучения младших школьников необходимо использовать те методы и приёмы, которые помогают активизировать учебную деятельность младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие «качество образования». Определяя идеи подхода к понятию «качество начального общего образования», следует отметить, что о...

"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"

Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...

Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...

Формирование письменной речи младших школьников

Письменная речь развивается вместе с младшим школьником. Сперва он делает небольшие заметки, потом составляет предложение и наконец готовый продукт письменной речи – текст. Для корректного форми...