Исполнительская деятельность в реабилитационной работе с детьми, имеющими нарушения слуха
статья на тему

Тесленко Наталия Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_obrazcovoy_studii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Г(О)С(К)ОУ  школа-интернат 1 вида

           

ДОКЛАД

 

«Исполнительская деятельность

в реабилитационной работе

с глухими детьми»

   

Руководитель студии жестовой песни                             «Хрустальная нотка»,

 учитель высшей категории

Н.В.Тесленко

Задонск

2011г.

       «Музыка – самое эмоциональное искусство, - писал Д. Б. Кабалевский, - ее воздействие на формирование личности огромно».  У музыки есть свои секреты и возможности, которые позволяют педагогу с большим успехом развивать музыкальные способности детей, эстетический вкус каждого ребенка, воображение, фантазию, познавательные потребности и интересы. И при систематическом подходе все это несложно, если ребенок слышит и воспринимает музыку в первую очередь на слух. А мы говорим о детях, у которых слух нарушен, да еще могут присутствовать дополнительные нарушения психофизического развития. И что же делать? Обучать и воспитывать с большим терпением и настойчивостью, используя современную индивидуальную слуховую аппаратуру, совершенствуя кинестетические ощущения, опираясь на сохранный анализатор. Все эти средства компенсируют природные недостатки в той или иной мере.

          Надо отметить, что, не смотря на то, что глухие дети не могут в силу своей ограниченности целостно воспринимать музыку, они очень любят музыкально-ритмические занятия, любят исполнять песни, танцевать и охотно выступают на праздниках с концертными номерами. В результате этого наблюдения, а так же в целях эстетического воспитания неслышащих детей, у нас в школе родилась идея организовать студию жестовой песни «Хрустальная нотка», где ученики вместе с руководителем занимались бы излюбленным делом: готовились к школьным праздникам и творческим конкурсам, знакомились с разнообразием музыкальной культуры, учились подбирать песенный репертуар. Эти занятия являются логическим продолжением уроков музыкальной ритмики во внеклассное время.

             Используя методику музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющих нарушения слуха, разработанную Е.З.Яхниной и идею самих детей исполнять песни с помощью жестов, я вот уже 15 лет занимаюсь жестовой песней. На занятиях мы вместе с ребятами подбираем песни, которые будут исполняться на сцене, придумываем танцевальные движения для более выразительного оформления номера.

           Работа над песней у неслышащих детей имеет много общего с методикой работы со слышащими, хотя существуют и особенности, на которых следует остановиться более подробно. С первых же занятий я должна была добиться серьезного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не отвлекаться, двигаться бесшумно. Кстати, выработка бесшумного движения стоп с носка на пятку устраняет так называемую «шаркующую походку», которая свойственна многим глухим детям. Таким образом, серьезная организация учебно-воспитательного процесса на занятии способствует тому, что дети не будут перевозбуждаться, а занятия приобретут смысл.

            С самого начала работы, я приучаю детей внимательно вслушиваться в музыку: начинать или оканчивать движение, вовремя сменять одно движение другим. Для неслышащих это особенно трудно по понятным причинам. И здесь проявляется главная функция педагога – руководить всем процессом исполнения, помочь юным дарованиям выступить уверенно и достойно, предупредить психологический дискомфорт. Даже если ребята от волнения забудут текст (а такое тоже может быть) или собьются с ритма, взглянув на меня, они дальше будут исполнять все правильно.

           В процессе разучивания песен учащиеся постоянно обращаются к анализу музыки. Они определяют ее характер, форму произведения (запев, припев), анализируют ритмическую структуру мелодии, динамические оттенки, темповые изменения. Все это, без сомнения обогащает слуховые впечатления глухих учащихся о музыке.

           Разнообразная тематика песен способствует развитию кругозора учеников, обогащению их словарного запаса новой лексикой. Но надо отметить, что репертуар проходит очень жесткий отбор: учитывается соответствие текста песни с возрастом исполнителей (как правило, мы подбираем детские песни), удобное и эстетичное переложение текста на язык жестов, а это самая кропотливая работа в подготовительном периоде над сценическим номером, и, конечно же, качественная запись песни на информационном носителе.

           Разучивание песни сопровождается словесным комментарием учителя. Однако важно даже не то, что я могу рассказать о музыке, а то, что дети, еще раз послушав, сами выскажут свои мысли и чувства. Развивающиеся у учеников возможности восприятия музыки, осознание ими содержания и смысла слов помогают детям проникнуться ее настроением. Именно характер музыки и смысл слов побуждают ребят к эмоциональному и выразительному исполнению жестовой песни. Нельзя не учитывать роль хорошей артикуляции. Не смотря на то, что песня исполняется не голосом, а руками, очень важно, чтобы дети произносили текст артикуляционно четко и синхронно с фонограммой. Работа над развитием дикции и артикуляции идет параллельно с разучиванием текста, соблюдая правила обучения произношению.

          Исполнение жестовых песен чаще всего сопровождается танцевальными движениями. Это диктует и современное исполнительское искусство, и вносит особую зрелищность выступлению. Движение под музыку развивает музыкальность ребенка, то есть его способность чувствовать музыку и передавать ее образно. Восприятие музыки и двигательная реакция на нее протекают одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

          Жестовое пение для глухих – это еще одна возможность самовыразиться, заявить о себе. Мы, слышащие, можем все объяснить словами, глухие же и в этом ограничены. Но ярко выразить образ с помощью мимики, пантомимики и жестов способны  только неслышащие. Конечно, как и в любом искусстве, здесь тоже требуется особый талант. Однако, научить детей с ограниченными способностями вживаться в художественный образ, чувствовать его, понимать, а главное, уметь передавать, доносить до зрителя считаю делом значимым. Тем более, что глухие, используя свой сохранный зрительный анализатор намного больше подмечают, улавливают эмоциональную окраску речи, музыки, поведения. В дальнейшем, с накоплением опыта, они глубже чувствуют характер и могут передать его более выразительно. Моя задача, как педагога, направить ребенка по пути прекрасного искусства, учить чувствовать и любить.

        Какое же значение имеет такая кропотливая работа для глухих детей? Прежде всего – это воспитание эстетического вкуса. Дети учатся вслушиваться, воспринимать красоту музыки и передавать ее через движение: мимику и пантомимику. Особое значение имеет общая активизация работы мышц, которая влияет на скоординированность и ритмичность движений, а так же формирование правильной и красивой осанки, легкой походки. И главное – реализация детей-инвалидов по слуху в музыкально-танцевальном творчестве, более полное развитие их личностных качеств, в том числе и в области музыкально-эстетической деятельности. «Мир тишины» глухих наполняется звуками музыки, выливается в волшебство движений и открывается окружающему миру. А это еще один шаг на пути к реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха. Участвуя в школьных праздниках и представлениях, конкурсах детского творчества различных уровней неслышащие дети получают возможность заявить о себе, продемонстрировать свои, порой уникальные, способности, раскрыться и почувствовать себя равноправными в нашем обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с нарушенным слухом - презентация

в презентации представлены условия коррекционной работы с детьми с нарушеннным слухом...

Коррекционная работа с детьми с нарушенным слухом - презентация

в презентации представлены условия коррекционной работы с детьми с нарушеннным слухом...

Рекомендации дефектологу по работе с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта.

В данном материале изложены рекомендации учителю-дефектологу коррекционной школы, которые помогут ему взаимодейтсвовать с ребенком,имеющим нарушение слуха и интеллекта. Эти рекомендации помогут педаго...

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях инклюзии

«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях инклюзии»...

Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"

Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха

Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...

Буклет по теме «Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха»

Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...