Компетентностно-ориентированные задания
статья на тему

Луценко Валентина Ивановна

Реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.  Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1.zip38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания на уроках  в младших классах как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

                                                                                                                В.И.Луценко,

                                                                                        учитель начальных классов

                                 МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Слайд 1В Концепции компетентностно-ориентированного образования  сказано, что образование должно быть нацелено на формирование ключевых компетенций.

Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель.

Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни. Слайд 2,3

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно-ориентированных  заданий. Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне близка технология “Развития критического мышления через чтение и письмо”( РКМЧП). Она является одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании.

Актуальность процессов чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Более того, это те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Каждый из нас живёт в информационно насыщенное время и должен уметь с этой информацией работать. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессы – чтение и письмо, с которыми, кстати, учителю приходится работать на каждом уроке, – малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Это позволяет предположить, что для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять сам подход к основным инструментам обучения – чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Навыки такой работы ребёнку необходимо приобрести ещё на первой ступени, чтобы впоследствии применять. Именно в этом и помогает технология РКМЧП. Понятия “вдумчивое чтение” и “рефлексивное письмо” являются для неё базовыми,  направлениями. Основными целями технологии РКМЧП являются: Слайд 4

  1. формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
  2. развитие таких  качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
  3. формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  4. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

            Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Слайд 5.Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы,  стадии осмысления и стадии рефлексии. Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся  полученные знания  и как ты сможешь их применить.

Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ  информации.

Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.

Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают  прочитанное. Слайд 6

На уроках  используются такие формы как:

  1. “работа в сотрудничестве”
  2. “активное слушание”
  3. “приём продвинутой лекции”
  4. заполнение таблицы (бортовой журнал).

Используются технологии, которые направлены на формирование графических навыков, снятие психологической перегрузки учащихся. Дети постоянно направлены на наиболее полное осознание ими деталей графики письма, на формирование у них способности выражать в слове, речи характеристику написания букв, их элементов, их соединений, на уроках учащиеся аргументируют свою точку зрения и заполняют “бортовой журнал: знали – узнали”

Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» по словам С.Маршака, т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.  Помимо стандартных заданий, определённых рамками программы по курсу «Литературное чтение», современный урок требует применения компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей.

Представленные ниже методики направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.

Методики Слайд 7

«Верно - неверно»

К тексту предлагаются истинные и ложные высказывания. Задание позволяет провести контроль за усвоением содержания текста, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование информационных компетентностей. Пример заданий к отрывку из рассказа И.Тургенева «Лес и степь» 3 класс

Характеристика задания. Компетентность: Информационная.  Аспект: Первичная обработка информации.

Структура задания. Стимул: Послушайте  рассказ И.Тургенева «Лес и степь». Задачная формулировка: отметьте в таблице верные высказывания. 

   Источник:

А

Автор описывает весеннее утро, июньский день, летний вечер и наступающую ночь

Б

В летний июньский день в лесу негде напиться воды

В

Автор сравнивает воздух со стеклом

Г

Вальдшнеп- лесной кулик, птица рыжевато-бурой окраски

Д

У автора было плохое настроение

Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В, Г – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов;

«Что лишнее» Слайд 8

Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание того или иного текста. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей. Рассмотрим  задания к  рассказу К.Паустовского «Стальное колечко»

Характеристика задания. Компетентность: Самоорганизационная. Аспект: Планирование ресурсов.

 Структура задания. Стимул: Прочитайте  рассказ К.Паустовского «Стальное колечко»  отметьте  непонятные вам слова. Задачная формулировка :

Найдите в таблице лишние источники, которые не помогут вам уточнить значение, например  слова  сапёр. Источник:

А

Орфографический словарь

Б

Толковый словарь

В

Словарь синонимов

Г

Учебник литературного чтения

Д

Физическая карта Росси

Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В, , Д – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов

«Ромашка вопросов» Слайд 9

Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей, способствует обогащению словарного запаса. Внимание уделяется анализу составленных вопросов («тонкие» и «толстые» вопросы).

«Ключевые слова»

Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

«Продуктивные задания»

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий.  Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.

В качестве контроля сформированности учебных умений учащимся предлагается блок из 12 заданий, разделённых на три части. Задания показывают умение воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу их выполнения. Учащимся предлагается художественный или учебно-популярный текст. Задания к тексту может составить сам учитель.

Ниже приводу примеры заданий, которые можно использовать по рассказу К.Паустовского «Стальное колечко»

Часть 1  это задания, предусматривающие выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.

Как  боец  называл девочку? 

А) Аленький цветочек в сапогах

Б) Цветок-лепесток в валенках

В) Ромашка с косичками

Часть 2 – это задания, требующие записи краткого ответа.

Восстанови последовательность событий текста. 

А) Потеря стального колечка

Б) Встреча с бойцом

В) Большая радость

Г) Стальное колечко найдено

Часть 3 – это задания творческого характера. Здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.

Сформулируй и запиши ответ, какую информацию ты получил при чтении данного текста и почему текст так назван?    Слайд 10                                                                     

                      Диагностика формирования ключевых компетентностей 

Методики

Формируемые компетенции

Параметры отслеживания

Результат

«Верно-неверно»

Информационные.

Коммуникативные.

Количество правильных ответов

Выделение самого главного, существенного в содержании текста.

«Что лишнее»

Информационная

Количество правильных ответов

Развитие операций анализа, синтеза.

«Ромашка вопросов»

Предметные.

Коммуникативные.

Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов («тонкие», «толстые» вопросы)

Обогащение словарного запаса.

«Ключевые слова»






«Продуктив-ных заданий»

Предметные.

Информационные.

Коммуникативные.

Самоорганизационные.




Предметные.

Информационные.

Коммуникативные.

Самоорганизационные

Количество слов в цепочке






Причинно-следственные связи. Обработка информации. Продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление.

Развитие мыслительных операций. Выделение самого главного, существенного в содержании текста.

Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности.

На уроках литературного чтения должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Применение компетентностно-ориентированных заданий даёт  возможность достичь более высоких результатов в освоении данной предметной области. Кроме того, представленные методики могут быть применимы и в других предметных областях. Именно начальная школа вводит ребенка в мир культуры, всерьез и системно знакомит с искусством.

В образовательной области «Технология» следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций. Проектируемое на такой основе образование обеспечивает как предметное, так и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика играют большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Слайд 11,12

Формирование ключевых компетенций на уроках технологии

Компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции

учителем

учеником

Коммуникативная

Поведение в обществе – Этикет.

Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.

Защита сообщений по выбранной теме, сервировка стола, поведение за столом

Работа в группах бригадах

Руководство во время кулинарных работ и практических занятиях

Распределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка

Социокультурная

Применение на практике ЗУНов: Умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту, определять потребности, навыки при приготовлении пищи, применять основы конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить  заплатку, штопка), рукоделие, ремонтные работы в быту, уход за домом.

На теоретических занятиях – умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи. Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива . Контроль и помощь во время практических занятий.

Ведение кассовой книги семьи, составление семейного бюджета. Уборка кабинета, приготовление пищи. Во время кулинарных работ – отработка полученных навыков на практических занятиях.

Ценностно - смысловая

Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Помощь при выборе темы проекта и при его создании

Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах

Информационная

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников: книг, учебников, справочников, энциклопедий, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема.

Выработка навыков работы со справочной литературой

Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов.

Культуроведческая и природоведческая

Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими.

Использование краевого компонента в преподавании

Поисковая деятельность, выполнение эскизов костюмов, приготовление различных национальных блюд и т. п.

Учебно - познавательная

Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий.

Инструктаж по построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, тканей. Использование демонстрационного материла

Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору материалов для выбранного изделия.

Здоровье- сберегающие

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности,  владеть способами оказания первой медицинской помощи.

Инструктаж по технике безопасности санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи

Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в швейном цехе и при проведении кулинарных работ. Оказание первой медицинской помощи.

Важнейшей задачей  являлось  создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по технологии, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.  Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.  Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников.

В заключение хотелось бы сделать вывод: ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования; компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

Компетентностно-ориентированные задания. Начальная школа.

Выступление по теме "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"Презентация "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"...

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса

Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок.         КОЗ включается на этапе з...

Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания

Компетентностно-ориентированное задание по "Окружающему миру"...

Компетентностно - ориентированные задания.

Задание по русскому языку для 2 кл. по теме "Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением"...

Компетентностно - ориентированные задания.

Задание по математике для 3 класса по теме "Час. Минута"....