Компетентностно-ориентированные задания
статья на тему
Реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник. Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.zip | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированные задания на уроках в младших классах как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
В.И.Луценко,
учитель начальных классов
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Слайд 1В Концепции компетентностно-ориентированного образования сказано, что образование должно быть нацелено на формирование ключевых компетенций.
Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель.
Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни. Слайд 2,3
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.
В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно-ориентированных заданий. Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне близка технология “Развития критического мышления через чтение и письмо”( РКМЧП). Она является одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании.
Актуальность процессов чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Более того, это те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Каждый из нас живёт в информационно насыщенное время и должен уметь с этой информацией работать. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессы – чтение и письмо, с которыми, кстати, учителю приходится работать на каждом уроке, – малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Это позволяет предположить, что для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять сам подход к основным инструментам обучения – чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Навыки такой работы ребёнку необходимо приобрести ещё на первой ступени, чтобы впоследствии применять. Именно в этом и помогает технология РКМЧП. Понятия “вдумчивое чтение” и “рефлексивное письмо” являются для неё базовыми, направлениями. Основными целями технологии РКМЧП являются: Слайд 4
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
- развитие таких качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Слайд 5.Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, стадии осмысления и стадии рефлексии. Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.
Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ информации.
Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Слайд 6
На уроках используются такие формы как:
- “работа в сотрудничестве”
- “активное слушание”
- “приём продвинутой лекции”
- заполнение таблицы (бортовой журнал).
Используются технологии, которые направлены на формирование графических навыков, снятие психологической перегрузки учащихся. Дети постоянно направлены на наиболее полное осознание ими деталей графики письма, на формирование у них способности выражать в слове, речи характеристику написания букв, их элементов, их соединений, на уроках учащиеся аргументируют свою точку зрения и заполняют “бортовой журнал: знали – узнали”
Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» по словам С.Маршака, т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Помимо стандартных заданий, определённых рамками программы по курсу «Литературное чтение», современный урок требует применения компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей.
Представленные ниже методики направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.
Методики Слайд 7
«Верно - неверно»
К тексту предлагаются истинные и ложные высказывания. Задание позволяет провести контроль за усвоением содержания текста, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование информационных компетентностей. Пример заданий к отрывку из рассказа И.Тургенева «Лес и степь» 3 класс
Характеристика задания. Компетентность: Информационная. Аспект: Первичная обработка информации.
Структура задания. Стимул: Послушайте рассказ И.Тургенева «Лес и степь». Задачная формулировка: отметьте в таблице верные высказывания.
Источник:
А | Автор описывает весеннее утро, июньский день, летний вечер и наступающую ночь |
Б | В летний июньский день в лесу негде напиться воды |
В | Автор сравнивает воздух со стеклом |
Г | Вальдшнеп- лесной кулик, птица рыжевато-бурой окраски |
Д | У автора было плохое настроение |
Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В, Г – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов;
«Что лишнее» Слайд 8
Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание того или иного текста. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей. Рассмотрим задания к рассказу К.Паустовского «Стальное колечко»
Характеристика задания. Компетентность: Самоорганизационная. Аспект: Планирование ресурсов.
Структура задания. Стимул: Прочитайте рассказ К.Паустовского «Стальное колечко» отметьте непонятные вам слова. Задачная формулировка :
Найдите в таблице лишние источники, которые не помогут вам уточнить значение, например слова сапёр. Источник:
А | Орфографический словарь |
Б | Толковый словарь |
В | Словарь синонимов |
Г | Учебник литературного чтения |
Д | Физическая карта Росси |
Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В, , Д – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов
«Ромашка вопросов» Слайд 9
Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей, способствует обогащению словарного запаса. Внимание уделяется анализу составленных вопросов («тонкие» и «толстые» вопросы).
«Ключевые слова»
Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
«Продуктивные задания»
Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.
В качестве контроля сформированности учебных умений учащимся предлагается блок из 12 заданий, разделённых на три части. Задания показывают умение воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу их выполнения. Учащимся предлагается художественный или учебно-популярный текст. Задания к тексту может составить сам учитель.
Ниже приводу примеры заданий, которые можно использовать по рассказу К.Паустовского «Стальное колечко»
Часть 1 – это задания, предусматривающие выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.
Как боец называл девочку?
А) Аленький цветочек в сапогах
Б) Цветок-лепесток в валенках
В) Ромашка с косичками
Часть 2 – это задания, требующие записи краткого ответа.
Восстанови последовательность событий текста.
А) Потеря стального колечка
Б) Встреча с бойцом
В) Большая радость
Г) Стальное колечко найдено
Часть 3 – это задания творческого характера. Здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.
Сформулируй и запиши ответ, какую информацию ты получил при чтении данного текста и почему текст так назван? Слайд 10
Диагностика формирования ключевых компетентностей
Методики | Формируемые компетенции | Параметры отслеживания | Результат |
«Верно-неверно» | Информационные. Коммуникативные. | Количество правильных ответов | Выделение самого главного, существенного в содержании текста. |
«Что лишнее» | Информационная | Количество правильных ответов | Развитие операций анализа, синтеза. |
«Ромашка вопросов» | Предметные. Коммуникативные. | Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов («тонкие», «толстые» вопросы) | Обогащение словарного запаса. |
«Ключевые слова» «Продуктив-ных заданий» | Предметные. Информационные. Коммуникативные. Самоорганизационные. Предметные. Информационные. Коммуникативные. Самоорганизационные | Количество слов в цепочке Причинно-следственные связи. Обработка информации. Продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление. | Развитие мыслительных операций. Выделение самого главного, существенного в содержании текста. Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности. |
На уроках литературного чтения должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Применение компетентностно-ориентированных заданий даёт возможность достичь более высоких результатов в освоении данной предметной области. Кроме того, представленные методики могут быть применимы и в других предметных областях. Именно начальная школа вводит ребенка в мир культуры, всерьез и системно знакомит с искусством.
В образовательной области «Технология» следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций. Проектируемое на такой основе образование обеспечивает как предметное, так и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика играют большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Слайд 11,12
Формирование ключевых компетенций на уроках технологии
Компетенция | Характеристика компетенции | Формирование компетенции |
учителем | учеником |
Коммуникативная | Поведение в обществе – Этикет. | Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях. | Защита сообщений по выбранной теме, сервировка стола, поведение за столом |
Работа в группах бригадах | Руководство во время кулинарных работ и практических занятиях | Распределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка |
Социокультурная | Применение на практике ЗУНов: Умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту, определять потребности, навыки при приготовлении пищи, применять основы конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить заплатку, штопка), рукоделие, ремонтные работы в быту, уход за домом. | На теоретических занятиях – умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи. Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива . Контроль и помощь во время практических занятий. | Ведение кассовой книги семьи, составление семейного бюджета. Уборка кабинета, приготовление пищи. Во время кулинарных работ – отработка полученных навыков на практических занятиях. |
Ценностно - смысловая | Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. | Помощь при выборе темы проекта и при его создании | Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах |
Информационная | Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников: книг, учебников, справочников, энциклопедий, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема. | Выработка навыков работы со справочной литературой | Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов. |
Культуроведческая и природоведческая | Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими. | Использование краевого компонента в преподавании | Поисковая деятельность, выполнение эскизов костюмов, приготовление различных национальных блюд и т. п. |
Учебно - познавательная | Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий. | Инструктаж по построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, тканей. Использование демонстрационного материла | Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору материалов для выбранного изделия. |
Здоровье- сберегающие | Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи. | Инструктаж по технике безопасности санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи | Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в швейном цехе и при проведении кулинарных работ. Оказание первой медицинской помощи. |
Важнейшей задачей являлось создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по технологии, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования. Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник. Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников.
В заключение хотелось бы сделать вывод: ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования; компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...
Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...
Компетентностно-ориентированные задания. Начальная школа.
Выступление по теме "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"Презентация "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"...
Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса
Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок. КОЗ включается на этапе з...
Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания
Компетентностно-ориентированное задание по "Окружающему миру"...
Компетентностно - ориентированные задания.
Задание по русскому языку для 2 кл. по теме "Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением"...
Компетентностно - ориентированные задания.
Задание по математике для 3 класса по теме "Час. Минута"....