Доклад "Как создать благоприятный климат в классе".
материал по теме

Донгак Долаана Маадыр-ооловна
Каждый из нас, учителей, наверное, хотел бы, чтобы в его классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sozdat_blagopriyatnyy_klimat.rar19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   общеобразовательное учреждение

 Средняя образовательная школа №1 с. Мугур-Аксы

Составила:

                        Донгак Долаана Маадар-ооловна

с. Мугур-Аксы 2010 г.

Как создать благоприятный климат в классе

        Каждый из нас, учителей, наверное, хотел бы, чтобы в его классе была благополучная психологическая атмосфера.  Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.

- Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности ( имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность)

- У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

- Каждый должен  уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения, а также уметь разрешить конфликтные ситуации.

Обязательным условием благополучного развития личности ребенка, становление его как ученика, полноценного формирования у него учебной деятельности является состояние комфорта, чувство защищенности, без которых усилия ребенка не будет направлено  на  учебную деятельность.

        Поэтому, самая главная цель учителя - создать благоприятный микроклимат каждому ребенку. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть  учиться и верить в свои возможности. Особенно важны для школьной судьбу ребенка успехи первых лет обучения в начальной школе: как правило, в этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умения учиться, взаимоотношения с учителями и соучениками, отношения к себе как ученику. В школу приходят разные дети: разные по характеру, по уровню, развития, по поведению и по подготовленности.

        Одни учатся легко, схватывают все на лету, другим требуются усилия, а третьим прикрепляется ярлык "неуспевающего" ученика.

        Неуспевающий ученик - получает больше замечаний, - отрицательных оценок. Его постоянные спутники - тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой и в результате формируется так называя ориентация на неуспех. Он испытывает эмоциональный дискомфорт, который снижает желание учиться. Плохие оценки, резкие замечания учителя в адрес незадачливого ученика влияют на отношение к нему одноклассников, они начинают негативно оценивать не только его учебные успехи, но и характер, даже внешний вид, в классе формируется пренебрежительное к нему отношение и неблагоприятный психологический климат.

        Острый эмоциональный дискомфорт может испытывать также "домашние" дети, меланхолики, астеники, гиперактивные дети, дети которые имеют дефекты речи, внешности, также "нестандартные"дети (дети ЗПР).

И кстати, вечно опаздывающий на урок ученик тоже чувствует дискомфорт в классе, он бессознательно хочет привлечь к себе внимание окружающих. Частные прогулы могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе.

        Всякое серьезное нарушение поведения - это крик о помощи!

Как же помочь таким детям?

        Для того, чтобы оценить, насколько  безопасно чувствует себя ребенок в классе можно использовать такие методы:

1. Наблюдение за детьми. При наблюдении нетрудно уловить признаки смущения, неловкости он говорит тихим голосом, избегает контакта глаз, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.

2. Беседа с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли жалуется на недомогания после школу? Как готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей?

3. Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты, при этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

- Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет)

-  Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себе лучше (да, нет)

- у меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу.

- В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах.

- Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно.

- Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку.

- Мне известны правила, нужно соблюдать в школе, я знаю что будет если я их нарушу.

- Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет)

4. Социометрический опрос или ранжирование по качествам личности.

Задаются 3 вопроса;

- Кого бы ты пригласил на свой день рождения? Назови трех товарищей из класса

- С кем бы ты вместе сел за парту когда в классе трудная контрольная работа?

- С кем бы ты пошел в поход с ночевкой?

        Ученик называет по 3 имена. Здесь определяются и лидеры, и приближенные, и аутсайдеры класса.

        После того, как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно.

Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может такие приемы:

1. Участие детей в организации общего пространства, создании дизайна класса. Обсудить с детьми как можно сделать классную комнату более привлекательной. (Например: как поставить мебель, сделать уголки для игрушек, цветов, книжек, повесить картины, покрасить стены).

2. Создание правил класса.

3. Создание "Дневник класса"

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и что я не люблю"

4. Совместные прогулки, экскурсии, походы, творческие работы, арт-терапия.

5. Проведение "Дней класса"

6. Ежедневная пятиминутка "Звезда дня", где чествуют ученика, совершившего какой-нибудь хороший поступок, или "поблеснул" знаниями в этот день.

Стоит придумать вместе с детьми специальные ритуалы для этого мероприятия.

7. Создание атмосферы  уважения. Общение учителе с классом должно быть построено в горизонтальной плоскости.

        Учитель - ученик, когда они на равных, такое общение всегда плодотворно , вертикальное же - когда педагог выше ученика, или ученик выше учителя - всегда агрессивно.

Как помочь аутсайдеру?  

        Нужно помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе. Нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого нужно ставить перед учеником такие задачи , которые будут ему посильны, выполнимы. Надо выяснить, что он любит и умеет хорошо делать, где он может проявить инициативу и заслужить признание учеников. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка. Если ребенка часто одобряют - он учится в уверенности к себе.

        Используются упражнения "Волшебный стульчик" , "Зеркало"

Похвала - мощный стимул.

        Ведь, самое легкое - это порицания, а самое трудное это - объективная похвала.

        Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют. Поощрениями можно стимулировать желательное поведение. Не нужно ждать того момента, когда они сделают что -то неправильно, а нужно похвалить авансом.

        Надо оценить усилия ребенка, а не его самого.

        Чем быстрее похвалите ребенка за поступок , тем лучше.

Хвалить надо искренне, так как дети чувствуют фальш. Все зависит  не от того , что сказано, а от того как это сказано.

Дистанция - это форма выражения отношения. Чем больше учитель боится детей и не верит в свои силы, тем больше он увеличивает дистанцию. Разговаривая с ребенком, желательно, чтобы учитель не возвышался над ребенком и не смотрел на него сверху вниз.

8. Это один из ключевых моментов установления личных контактов с каждым ребенком. Личный контакт создает у ребенка уверенность в том , что его заметили, ими интересуются, ему уделяют внимание, о нем заботятся. Формы установления личного контакта многообразны: теплый, внимательный взгляд, улыбка, приветливое слово, вопрос, просьба, а также тактильный контакт: мягкое касание , рукопожатие, дружеские объятия. Учитель владеющий этой палитрой форм, устанавливает личный контакт почти с каждым учеником.

 И наконец важен личный пример учителя. Проявления доброты, любви, человечности, сострадания, уважения - все это воспитывается на конкретных примерах. Учитель учителей Вахтангов сказал: "Учитель - это не тот. кто учит, а тот - у кого учатся".  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе  ...

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

Благоприятный климат в семье

Известно, что не все браки - в том числе и те, в которых появились дети, - выдерживают проверку временем. Естественно, далеко не все разведенные молодые мамы остаются в одиночестве. И каждая, принимая...

Создание благоприятного климата в коллективе

1.     Создание благоприятного психологического климата в коллективе.     1.1 Климатические зоны.1.2 Характеристики  социально-психологического климата.2.Р...

Доклад «Создание благоприятного климата в классном коллективе»

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического...

Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка и создать благоприятную атмосферу в доме

Представленный материал - это подборка игр  для родителей: Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка и создать благоприятную атмосферу в доме....

"Формирование благоприятного психологического климата в классе"

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача педагогов, работающих в классе....