Конкурс "Учитель года - 2013"
материал по теме

Карачурина Елена Марсовна

Как учителю мне  приходится сотрудничать с нашим районным краеведческим музеем, со своими учениками посещать   выставки и  экскурсии.  Годы сотрудничества были результативными...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_filosofiya.doc52 КБ
Microsoft Office document icon predstavlenie_novoe.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

В жизни каждого человека наступает переломный момент, когда он должен осмыслить что-то очень важное, принять  единственно правильное решение.  Так устроено, что на исправление ошибок  потом  времени, может, и не хватить. Или осознание того, что пора все менять придет поздно. Такой момент наступает, когда нам предстоит выбрать свой жизненный путь.

Я часто думаю о том, почему я  работаю именно в школе?  

Может, потому что я люблю в детях наивность, их непосредственность, искренность и вместе с этим их мудрость?

Может, потому что среди детей я не замечаю, как стремительно летит время?

Может, потому что рядом с детьми я забываю о своих неприятностях.  Мне некогда болеть,  хандрить.

Может, потому  что радуешься успехам своих учеников, гордишься их достижениями и огорчаешься их неудачам.

Может, потому что у каждого ученика есть чему научиться.

Как сказал один из мудрых «Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием».  Как же можно не оправдать  надежд детей?  Ведь каждый ребенок  уникален и у каждого есть чему поучиться. Удивляться и вместе с ним  радоваться его открытиям.

  1. Проработав 26 лет в школе, у меня появились и свои  принципы:
  2. Не иметь в классе «любимчиков», относиться ко всем одинаково;
  3. Не унижать детей, быть тактичной;
  4. Не давать готовых знаний; только открытия приносят радость и удовлетворение;
  5. Чаще спрашивать совета детей и их мнение;
  6. Уважать любое мнение, даже если считаешь по-другому;
  7. Поощрять инициативу.
  8. Не «давить» на ребенка, а терпеливо ждать, когда он сам решится проявить себя.

Наша профессия не оценивается финансово достойно. У человека, который всецело отдает себя детям, школе, не хватает сил, времени, энергии на возможность дополнительно зарабатывать.  Но есть в нашей профессии свои ценности, и, может, они не понятны людям других профессий. Возможно, эти ценности и составляют мою педагогическую философию. Что же это за ценности?  

Учитель может быть интересен детям только тогда, когда он много знает, может увлечь их своим рассказом.  А, значит, нам приходится постоянно самосовершенствоваться, самообразовываться. Один из важных моментов нашей работы – это создание на уроках условий для активного взаимодействия между учениками, условий для сотрудничества и взаимоподдержки, чтобы мои ученики могли стать хорошими друзьями. Наша профессия всеобъемлющая. Ты – организатор и защитник прав ребенка, психолог и актриса, друг и наставник. Ты постоянно на виду детей, родителей. На тебя смотрят, оценивают. Твоя работа становится образом жизни. Какую радость испытываешь от встречи со своими учениками и видишь их глаза. Узнаю об успехах своих учеников, радуюсь за их достижения и знаю, что я не напрасно вложила в них свою душу.

Наша жизнь стремительно меняется, совершенствуется, технический  прогресс вошел во все сферы, и, конечно, наше образование не может стоять в стороне. Нашему государству требуются  высококвалифицированные специалисты,  люди способные на технические революции и прогресс. Наше государство должно стать конкурентноспособным  в науке, технике, образовании. Меня это волнует как педагога – инженера. Но в то же время я понимаю, что нельзя построить будущее, не зная своего прошлого. Изучая прошлое своего народа, его историю, мы постигаем духовную культуру, язык. Поэтому я, занимаясь исследовательской деятельностью, встречаясь со сторожилами нашего Кунашакского района, и узнав так много нового и интересного, решила эти знания передать своим ученикам. Развитие науки, техники не возможны без истории. Анализируя работы предшественников, ученые понимают, в каком направлении двигаться, развивать цивилизацию.

Прошли годы, когда в нашем государстве были утеряны духовные ценности. Отрадно, что в школах активно вводятся занятия по краеведению, основам этнокультурологии, изучению родного языка, мировой и художественной культуры, основы религиозных культур и светской этики. Отвечая требованиям времени,  был введен ФГОС, который не только смещает акцент на духовно – нравственное развитие и воспитание, но и формирует у него личностные качества созидателя и творца.

А закончить размышления о моей педагогической философии хочу словами, которые очень точно отражают суть моей роли в профессии учитель:

"В том, чтоб служить для дела с пользой,
Умел он счастье обретать,
Хотя он сам рожден был ползать,
Но остальных учил летать".  Э. Севрус.

Карачурина Елена Марсовна – учитель начальных классов                      МБОУ «Кунашакская СОШ»                                                              2012 год

Представление

Добрый день, уважаемые коллеги.

Я – Карачурина Елена Марсовна – учитель начальных классов Кунашакской средней школы.

Как учителю мне часто приходится со своими учениками посещать в нашем районном краеведческом музее  выставки,  экскурсии. И годы сотрудничества были результативными.

В 2006 году мне посчастливилось стать участницей научно – практической конференции, посвященной 100-летию областной татаро-башкирской библиотеки им. Шайхзады Бабича, где познакомила собравшихся с особенностями татарского национального костюма женщин Кунашакского района.  Эта исследовательская работа увлекла меня.   Записывая рассказы сторожилов нашего района,  узнала так много нового и интересного.

Эти знания помогли мне разработать уроки рисования, технологии по темам: «Моё село вчера и сегодня», «Рисуем родной дом», «Национальный костюм» и другие.

Эти знания помогли мне составить программу занятий кружка «Основы этнокультурологии» для учащихся начальных классов. В 2009 году на семинаре директоров школ района мы показали с ребятами занятие нашего кружка.

Использовала свои знания, когда  шила национальные костюмы для кукол нашего школьного музея.

Размышления об истории нашего села опубликованы в сборнике научных и научно-популярных статей «Уральские Бирюковские чтения»  выпуск 5.

Знания, полученные на уроках, на занятиях кружка, позволяют моим ученикам иметь представления о прошлом нашего села, о наших предках. Побуждают учащихся интересоваться историей своего народа, стать маленькими исследователями.  А это так важно в проектной деятельности. Проектная деятельность – это занятие не одного дня. Прежде чем сделать этих кукол, мы с детьми не один раз были в нашем районном музее, в нашем школьном музее. Через интернет совершали путешествия в другие музеи. И как результат рисовали, лепили из пластилина, теста. Мои ученики умеют определять основные составляющие компоненты татарского национального костюма.

Зачем же всё это?  В Законе «Об образовании» (редакция 2002 года) говорится, что система образования России должна быть ориентирована на приоритет конституционных прав человека, изучение родного языка, приобщение подрастающего поколения к материальной и духовной культуре многонациональной России. Об этом же говорится и в Национальной доктрине (2000 года) «система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, развивать культуру межэтнических отношений». Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально не только для отечественного образования, но и является основной государственной задачей.

         «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которое мы у них создадим». Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему радоваться, а что презирать наши ученики. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Не зная прошлого, нельзя построить будущее. Развитие науки, техники не возможны без истории. Анализируя работы предшественников, ученые понимают, в каком направлении двигаться, развивать цивилизацию.  Может кто-то скажет, что это не актуально.

Но наше образование тоже меняется, соответствует требованиям времени. С 2011 года был введен ФГОС, который не только смещает акцент на духовно – нравственное развитие и воспитание, но и формирует у него личностные качества созидателя и творца. Формирует осознание своей этнической и национальной принадлежности.  В своем Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки».  

Таким образом, уважаемые коллеги, в наших руках, уважаемые коллеги, будущее нашего государства. Сможет ли наше государство быть конкурентноспособным в мире, будут ли наши дети  знать историю своего народа, зависит тоже от нас. Изучение истории своей малой родины, этнических традиций – это актуально.

Карачурина Елена Марсовна

Мастер -  класс

Добрый день, уважаемые коллеги.

Разрешите познакомить вас с моим исследованием.

В 2006 году мне посчастливилось стать участницей научно – практической конференции, посвященной 100-летию областной татаро-башкирской библиотеки им. Шайхзады Бабича, где познакомила собравшихся с особенностями татарского национального костюма женщин Кунашакского района. А сегодня я хочу познакомить и вас с этими отличиями.

Национальная одежда, как зеркало, отражает жизнь народа, которому она принадлежит. Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. Это одежда, которая передавалась из поколения в поколение. Создавался он не одним человеком, а целой этнической общностью.

Национальный костюм женщин Кунашакского района имел свои местные особенности. Большое значение в  формировании одежды имел фактор отдаленности от основного этноса – казанских татар. Также изменения национального костюма связаны были с тем, что большую часть населения составляли башкиры.

Уважаемые, коллеги, предлагаю вам одеть этих кукол  

(пока одевают кукол, рассказ об особенностях)

Женский костюм состоял из платья (кульмэк). Кроилось оно широким и отрезным по талии.  По подолу пришивались в 2 – 3 ряда пышные оборки из этой же ткани, края оборок обшивались атласными яркими лентами (как в башкирских платьях). Женщины обязательно носили штаны.

Жилет (камзол)  шили удлиненными, приталенными из однотонного бархата или шелка. Камзолы наших женщин по периметру и пройме рукава украшались монетами. В то время как башкирские камзолы украшались еще и вышивкой.

Нагрудное украшение (кукрэксэ) был ближе также к башкирскому. Шили его из однотонной ткани, он закрывал всю грудь и был украшен  монетами.

Головной убор (калфак), пожалуй, остался в татарском костюме женщин нашего района, почти не изменным. Молодые девушки носили его, не закрывая голову платком, а у взрослых женщин он был похож на тюбетейку. Поверх калфака крепился платок- накидка или же завязывался под подбородком.  

Обувь (ситек, читек) наши женщины носили на твердой подошве с низким каблуком, скромно орнаментированные в стиле кожаной мозаики.

Таким образом, национальный костюм женщин Кунашакского района, гармонично сочетал в себе элементы татарской и башкирской национальной одежды, что позволяет отнести его к лучшим образцам классического народного костюма.



Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы:

 «Воспитание этнокультурного самосознания младших школьников»

Карачурина Е.М. – учитель начальных классов  

МБОУ «Кунашакская СОШ»

 - Добрый день, уважаемые коллеги!

Я хочу  представить свой опыт работы по теме: «Воспитание этнокультурного самосознания младших школьников».       Слайд 5

В школе я работаю с 1985 года, учителем начальных классов с 1989 года и каждый раз набирая новый класс, я сталкивалась с одними и теми же проблемами:

1. Дети знают только название своей национальности, а дети смешанных браков не могут определить, к какой национальности они относятся;

3.  На уроках рисования, окружающего мира, когда мы говорим о своей малой  родине, о культуре своего народа, о традициях, о быте дети не понимают о чём идет речь;

2.  Дети не владеют родным языком; а родители не  желают, чтобы дети изучали родной язык. Эта проблема выявилась  в 2007 году, когда в Кунашакской начальной школе проводилось анкетирование родителей: 48% дали согласие на изучение родного татарского языка своими детьми, но только в факультативной форме.

Когда я задумалась над этими вопросами, оказалось, что это проблема государственного масштаба.

 Взросление наших юных родителей совпало с развалом Советского Союза, было упущено их духовное воспитание. Институт социологии российской академии наук провел в 2007 году исследование морально-нравственных ценностей молодежи. Которое выявило критичное отношение к прошлому нашего государства, а чувство гордости за свою Родину испытывали лишь единицы.

Поколение учителей – моих ровесников и те, кто старше меня, стали  свидетелями исторических событий в жизни нашего государства, общества, образования. Мы увидели, как не стало нашего Советского Союза, не стало детских организаций, были утеряны духовные ценности. Сейчас мы живем и работаем в обществе, которое переживает серьезный кризис, не только материально-финансовый, социальный, но и кризис в воспитании, потому что изменения, происходящие в нашем государстве, в российском обществе отразились в школе, как в зеркале. Нам предложили «американскую» модель воспитания без учёта отечественных традиций в духовной, культурной жизни людей. И результат себя оправдал на тот момент: тысячи наших молодых и успешных соотечественников эмигрировали за рубеж. По мнению «Российской газеты», Силиконовая долина стала воплощением реальности благодаря нашим учёным. Компания «Боинг» признаёт, что на их заводах работают российские инженеры, а ремонт своих самолетов доверяют только российским рабочим.

В современных рыночных условиях интеллект, способности, образование стали капиталом, продуктом, который можно выгодно продать за границей. А как же «человек и  гражданин»? Патриот?  В нашей стране нам есть чем гордиться:  историей нашего государства, ее ресурсами, культурным наследием.

Такое положение вызвало тревогу государства. Как показала история, самая результативная война – это не захватническая, не физическое уничтожение, а духовная: направленная именно против детей и молодежи. Маленьким детям еще недоступны понятия: патриот, национальная гордость, культурное наследие. Чтобы подготовить почву к освоению общественно-исторического опыта, вырастить ребенка в атмосфере насыщенной образами своего народа, яркими красками своей Родины, необходимо познакомить младших школьников с историей, языком, традициями, культурой родного народа и была определена национальная политика нашего государства.

Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально не только для отечественного образования, но и является основной государственной задачей, которое призвано обеспечить:                 Слайд 6

- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

-сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России,

- гуманистических традиций и культур.

Эти задачи нашли отражение в документах:    Слайд 7 

  1. В законе РФ «Об образовании» (редакция 2002г.) – это актуальная педагогическая задача;
  2. В материалах Национальной доктрины образования в РФ (одобрена от 04.10.2000 № 751);
  3.  Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года Владимира Владимировича Путина;
  4. национально-региональном компоненте;
  5. ФГОС.

Наше образование тоже меняется, соответствует требованиям времени. Смещается акцент на духовно – нравственное развитие и воспитание,  формируются у наших учеников личностные качества созидателя и творца. В соответствии с требованиями ФГОС, создаются условия для достижения личностных результатов. Учителю дается установка на:            Слайд 8

 «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

Анализируя программу «Перспектива», по которой мы сейчас работаем,  (Слайды 9-13)  видим, как много уроков отводится по воспитанию этнокультурного самосознания младших школьников.  С первых уроков обучения грамоте мы говорим о том, что представители разных этносов отличаются языком,  культурой, традициями.

Предмет

Тема

Русский язык

Главное средство общения – родной язык – 1 класс;

«Главный помощник общения – родной язык» - 5 часов - 2 класс;

Литература

«Край родной, навек любимый» - 9 часов, 1 класс;

«Картины родной природы» - 18 часов, 3 класс;

Окружающий мир

«Культура»;  

«Люди – творцы культуры»;

«Моя семья – часть моего народа»;

«Красивые камни в нашем доме»;

«Красота любимого города и родного села»;  «Войдём в музей»;

«Мы помним наших  земляков»;

«Мы-семья народов России»- 1 класс;

«Мы- союз народов России»;

«Календарь – хранитель времени, страж памяти» - 2 класс

Технология

«Такие разные дома»;- 1 класс; «Народные промыслы»,  «Деревенский двор», «В доме», «Народный костюм» - 2 класс.

ИЗО

«Палитра и форма сокровищ земли»- 2 класс;

«Красота родной  земли в произведениях графиков» - 2 класс;

«Осень-пора цветовых контрастов»

«Какого цвета снег?», «Зимние забавы»;

«Натюрморты с предметами старинного быта» - 2 класс;

«Весна разноцветная»- 2» класс;

«Город мастеров» - 2 класс

Темы нашей программы созвучны с тем, что я хочу донести до своих учеников.

Чтобы вывести процесс воспитания из кризиса в  школах ввели национально-региональный компонент  (Слайд 9). Но он занимает всего 10% от наших часов. Выходит, что его использование носит эпизодический характер, а иногда даже формальный. Учителю приходилось самому искать место компоненту в программе.   Собирая материал для национально-регионального компонента, мне пришлось обращаться за помощью в наш краеведческий музей, библиотеку, встречаться со старожилами нашего района. Был собран обширный материал.

Собранного материала оказалось больше, чем времени, отведенного национально-региональным компонентом. Мне хотелось делиться со своими знаниями с учениками. Почему я выбрала для работы именно учеников младших классов?  Младший школьный возраст - важный этап воспитания ребенка. В этот период  развиваются черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной, через родной язык, песни, музыку, игры и игрушки, впечатления природы родного края,  обычаев людей среди которых он живет. Мы закладываем в них то, что даст результат потом, мы работаем на последействие.

Человек не может в один прекрасный день вдруг понять, что он точно такой же, как и все другие, и что вместе они формируют человечество. Абстрактного человечества не существует. Человечество формирует человек, как национальный индивид.  Так считает Н. Бердяев.  Наш национальный индивид, будущее нашей страны сидит пока за партой. И от нас зависит, в каком обществе предстоит жить нашим детям и внукам через 30-40 лет.

Учитывая все вышесказанное я разработала программу кружка «Основы этнокультурологии». (Слайды 15-16). Где главная для меня задача: э процесс осознания младшим школьником своей принадлежности к культуре своего этноса.

Оно предусматривает:

  1. адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;
  2. взаимодействие между людьми с разными традициями;
  3. ориентацию на диалог культур;
  4. отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

  2009-2010 уч. году я начала занятия со своим предыдущим классом и продолжила работу со своим нынешним классом.

Я пришла к выводу, что отведенного времени на национально-региональный компонент, очень мало. Результата  по воспитанию этнокультурного самосознания можно добиться гармонично сочетая национально-региональный компонент, занятия учебной и внеучебной  деятельности.

На уроках технологии, окружающего мира, на  занятиях  кружка   основной деятельностью является проект  (Слайд 17). Проектная деятельность формирует умение анализировать, ставить задачи, планировать деятельность, выбирать средства и способы выполнения. Воспитывает самостоятельность, ответственность, трудолюбие,  формирует универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные). Дети младшего школьного возраста любознательны, подвижны. В качестве основных видов деятельности  мы выбрали  следующие:  

Слайд 18

  1. общение
  2. игра
  3. учение
  4. практическое занятие
  5. экскурсии                           Слайд  19

Дети младшего школьного возраста больше мотивированы к школьной деятельности (надо, хочу, могу). Чтобы занятия в кружке и на уроках были для них интересны, предпочтение я отдаю практико-ориентированной направленности (получают представление о технологическом процессе, о совокупности правил, стараются использовать эти знания). Для детей важно потрогать – тактильные ощущения, выразить чувства – эмоциональное  восприятие, перенести на себя – личностное осмысление. Основой  является системно-деятельностный подход (переход внешних действий  во внутренние умственные процессы и формирование психических действий  из внешних, материальных с  последующей их интериоризацией).

Что бы отследить результат своей работы я провожу исследование уровня художественно-творческого развития младших школьников на уроках ИЗО.   (Слайд 20). I группа- это предыдущий класс, а  II группа – это мой класс на сегодняшний день. Мы видим, какого уровня приходят к нам дети в 1 классе и какой результат мы получаем в 4 классе. Со II группой детей мы еще учимся, поэтому результат только предварительный.    Слайд 21

Уровень художественно-творческого развития младших школьников

Уровни художественно-творческого развития

Количество детей, ( в %)

2007-2008        2010-2011                 2011 –  2012    

          I группа                                         II группа

Высокий

              30%

                      20%

Средний

24%                     55%

45%                        50%

Низкий

76%                     15%

55%                         30%

Мне было так же интересно узнать результат  наших занятий в кружке «Основы этнокультурологии»  и в конце первого года занятий я провела тестирование, где предложила ответить на 10 вопросов. Анализ ответов показал, что в экспериментальной группе ответили правильно на 98% вопросов, в группе, которая посещала другие кружки правильно ответить на 55% вопросов.     Слайд 22

Я «не варюсь в собственном соку», оказалось, что есть люди, которым тоже не безразлично национальное, этнокультурное воспитание наших детей.  Вся моя исследовательская работа велась под руководством кандидата педагогических наук Вертяковой Э.Ф.

Я делюсь со своим опытом.

 На районном семинаре директоров мы показали занятие нашего кружка.  

В 2006 году я стала участницей научно-практической конференции, посвященной 100-летию татаро-башкирской библиотеки им. Шайхзады Бабича, где познакомила собравшихся с «Особенностями татарского женского народного костюма Кунашакского района».        

Подготовила публикации для разных изданий (Слайд 23).

Для школьного музея сшила для кукол татарские национальные костюмы.

Таким образом, уважаемые коллеги, в наших руках  будущее нашего государства. (Слайд 24)  Именно сейчас государством поставлены задачи в  серьезном и основательном изучении этнокультурных традиций, создаются условия для позитивного развития духовного мира наших детей. Будут ли наши дети  знать историю своего народа, станут ли они носителями культурного наследия -  зависит от нас. Актуальна и педагогическая задача сегодня – передать наши знания нашим ученикам, а значит воспитывать граждан своего государства  через воспитание этнокультурного самосознания.

Благодарю за внимание.  Слайд 25



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Распространение опыта работы «Воспитание этнокультурного самосознания»

Карачурина Елена Марсовна – учитель начальных классов

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Как учителю мне  приходится сотрудничать с нашим районным краеведческим музеем, со своими учениками посещать   выставки и  экскурсии.  Годы сотрудничества были результативными.

В 2006 году я  стала  участницей научно – практической конференции, посвященной 100-летию областной татаро-башкирской библиотеки им. Шайхзады Бабича, где познакомила собравшихся с особенностями татарского национального костюма женщин Кунашакского района.  Эта исследовательская работа увлекла меня. Знакомясь со старожилами, удивилась с какой радостью и готовностью они делились своими воспоминаниями, знаниями.  Записывая их рассказы,  узнала так много нового и интересного об истории   нашего района.  Этими знаниями решила делиться со своими коллегами,  передать их своим ученикам.

Зачем же всё это? Не зная истории, человечество ходило бы по замкнутому кругу, повторяя ошибки предков. Анализ и изучение этих ошибок способствует развитию цивилизации. История является ориентиром жизни в будущее. У любого человека кроме родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история. Почему же сегодня так важно знать и изучать историю? Да потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

В Законе «Об образовании» (редакция 2002 года) говорится, что система образования России должна быть ориентирована на приоритет конституционных прав человека, изучение родного языка, приобщение подрастающего поколения к материальной и духовной культуре многонациональной России. Об этом же говорится и в Национальной доктрине (2000 года) «система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, развивать культуру межэтнических отношений». Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально не только для отечественного образования, но и является основной государственной задачей.

         «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только через 30-40 лет. Нам предстоит  жить в обществе, построенное ими по тем представлениям, которое мы у них создадим». Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему радоваться, а что презирать наши ученики. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Не зная прошлого, нельзя построить будущее. Развитие науки, техники не возможны без истории. Анализируя работы предшественников, ученые понимают, в каком направлении двигаться, развивать цивилизацию.  Может кто-то скажет, что это не актуально.

Но наше образование тоже меняется, соответствует требованиям времени. Своевременно был введен ФГОС, который не только смещает акцент на духовно – нравственное развитие и воспитание, но и формирует у наших учеников личностные качества созидателя и творца. Формирует осознание своей этнической и национальной принадлежности.  В своем Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки».  

В последние годы в программу образования включен национально-региональный компонент, цель которого вызвать интерес к прошлому и настоящему родного края, обогатить знаниями о малой родине, воспитывать уважение к культуре своего народа. Но часов, отведенных на национально-региональный компонент, по школьной программе, очень мало. Выходит, что использование этого компонента носит эпизодический характер, даже формальный в силу отсутствия методических рекомендаций, разработанных уроков, праздников, классных часов, отсутствия материалов по истории и  культуре родного края.

Знания об истории нашего села, района помогли мне разработать уроки рисования, технологии по темам: «Моё село вчера и сегодня», «Рисуем родной дом», «Национальный костюм» и другие.

Эти знания помогли мне составить программу занятий кружка «Основы этнокультурологии» для учащихся начальных классов. В 2009 году на семинаре директоров школ района мы показали с ребятами занятие нашего кружка по теме: «Народный татарский женский костюм».

Использовала свои знания, когда  шила национальные костюмы для кукол нашего школьного музея.

Размышления об истории нашего села опубликованы в сборнике научных и научно-популярных статей «Уральские Бирюковские чтения»  выпуск 5.

Знания, полученные на уроках, на занятиях кружка, позволяют моим ученикам иметь представления о прошлом нашего села, о наших предках. Побуждают учащихся интересоваться историей своего народа, стать маленькими исследователями. Очень надеюсь, что из моих учеников не вырастут «Иванами, не помнящими родства».

Таким образом, в наших руках  будущее нашего государства. Будут ли наши дети  знать историю своего народа, зависит от нас. Передать  знания  о своей малой родине сможем нашим детям только мы.  Значит, именно сейчас актуальной педагогической задачей является серьезное и основательное изучение этнокультурных традиций в их многообразии и противоречивости, создание условий для позитивного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс Конкурс «Учитель года - 2013» "Особенности татарского костюма"

Мастер – классКонкурс «Учитель года - 2013»Учитель начальных классовМБОУ «Кунашакская СОШ» Карачурина Елена Марсовна...

Сценарий нового года 2013

Мероприятие в начальной школе....

Конкурс "Ученик года 2013-2014года"(начальные классы)

Внеклассное мероприятие. Праздник интеллекта, творчества, эрудиции и таланта! Цель мероприятия: выявить учащихся, самореализующихся в учебной и внеучебной деятельности, дать им возможность проявить св...

Педагог года 2013-2014

Открытый конкурсный урок по теме "Родственные слова. Корень слова"...

Сценарий нового года 2013 "Верни Снегурочку"

По сценарию необходимо вернуть Снегурочку вместе с ребятами, выполняя игровые задания....

Урок английского языка в 3 классе на конкурс "Учитель года-2013"

Урок в 3 классе по английскому языку к УМК М. З. Биболетовой Enjoy English  на тему "Фрукты и овощи".Цели: Ознакомить учащихся с новой лексической по теме "Продукты питания". Тренировка фонетичес...