Публикации
статья по теме

Карачурина Елена Марсовна

    Родившись, каждый ребенок является представителем определенного этноса. Он несет в себе индивидуально – национальные черты, которые заложены в нем генетически. В семье закладываются ценности, нормы и стереотипы поведения, изучается язык, происходит знакомство с религией, с общими предками, родной землей, сказаниями. Это помогает сохранить свое этническое лицо. Но чтобы сохраниться в пространстве истории, передать историческую память, нужны более широкие знания о своеобразии культуры своего народа...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_urokov_izo_na_vospitanie_e.s.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Карачурина Елена Марсовна  

с. Кунашак Челябинской области

Кунашакская начальная школа

Влияние уроков изобразительного искусства и художественного труда  на воспитание этнокультурного самосознания младших школьников

    Родившись, каждый ребенок является представителем определенного этноса. Он несет в себе индивидуально – национальные черты, которые заложены в нем генетически. В семье закладываются ценности, нормы и стереотипы поведения, изучается язык, происходит знакомство с религией, с общими предками, родной землей, сказаниями. Это помогает сохранить свое этническое лицо. Но чтобы сохраниться в пространстве истории, передать историческую память, нужны более широкие знания о своеобразии культуры своего народа.

    Этническая культура многолика, изменчива, в процессе развития впитывает новое и подвергается влиянию других культур. Кунашакский район образован в 1930 году, но земли заселялись с 16 века, пришедшими из разгромленного Иваном Грозным Казанского ханства. В настоящее время большую часть населения составляют башкиры, проживающие на основной территории района (примерно  в 50 населенных пунктах), татары живут в отдаленных друг от друга селах. Поэтому национальная культура татар имеет свои местные особенности, в которой сказались фактор отдаленности от основного этноса – казанских татар и фактор непосредственной близости к башкирскому  народу.  

    Если система образования имеет стандарт, «модель выпускника», который должен обладать определенными знаниями, то трудно представить такой стандарт в воспитании. У всех народов существуют педагогические идеи воспитания, в которых они стремятся воспитать идеал – образ, который бы служил образцом, воплощающим наиболее ценные и привлекательные этнические черты.  Для достижения этой цели используется  идея общественного воспитания, общие организационные и дидактические средства, а их применение и воплощение имеет национальную окраску. Воспитание возникло с появлением человеческого общества, с ним оно и развивается, в зависимости от типа культуры: меняются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы. К. Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и созидательной деятельности человека, само понятие воспитания есть созидание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке».

     В «Словаре русского языка» С. И. Ожегов дает такое толкование слова «воспитание» - это «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Педагоги послереволюционных лет трактовали воспитание как преднамеренное планомерное воздействие (П. П. Блонский и А. П. Пинкевич) не рассматривая его как двусторонний процесс в более широком смысле. В учебнике «Общая педагогика» под редакцией В. А. Сластенина мы читаем: «Воспитание – это процесс целенаправленный и сознательно контролируемый социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание)». В процессе воспитания идет формирование личности воспитанника. Он и есть главный показатель эффективности. В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?  

     Основываясь на сказанном выше, мы приходим к выводу о том, как  огромен воспитательный потенциал уроков изобразительного искусства и художественного труда, и как трудно переоценить его значение. Эти уроки не только вырабатывает умения, навыки, но и  формируют миропонимание, позволяют нравственно закалиться, прочувствовать эстетические переживания. Ребенок познает закономерности природных явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость. Выполняя различные дела, наблюдая за окружающим миром, делая выводы, у ребенка идет процесс мыслительной деятельности – умение анализировать, развивается проницательность, пытливость. Через позитивное отношение  к труду на уроках формируется осознание роли труда как  к жизненной необходимости. Н.К.Крупская советовала учить не механическим действиям, лишенным сознательности, а  научить,  хорошо разбираться в свойствах и технологии материалов, в условиях применения разных инструментов. Считала, что труд должен быть тесно связан с местными обычаями, трудовыми традициями, укладом жизни, национальным искусством.    

    Исследователи педагогического творчества В.А. Сухомлинского особо выделяют обоснованные им и примененные на практике теоретические положения, связанные с проблемами трудового воспитания – радость труда, интерес к труду, разнообразие трудовой деятельности, поощрение и др.

       Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствует о том, что они опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека.

     Обобщая  вышеизложенное,  мы приходим к выводу о том, как важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи и своего этноса с достижениями современной педагогики.

      В последние годы в программу образования включен национально – региональный компонент, цель которого вызвать интерес к прошлому и настоящему родного края, обогатить знаниями о малой родине, воспитывать уважение к традициям, любовь к культуре своего народа. Но часов, отведенных на полноценную реализацию национально – регионального компонента  мало, как и готовой литературы. Мы живем в эпоху «быстрого» развития, и время  неумолимо требует дальнейшего движения вперед: необходимы серьезные теоретические и методологические исследования,  новые подходы к пониманию национально – регионального компонента школьного образования. От педагогов требуется осознание восприятия его не как дополнения содержания образования, а как реальную форму функционирования федерального стандарта в конкретных условиях, со своей спецификой мировосприятия, мышления, образования. Такой взгляд на проблему  позволит увидеть истинное значение формирования этнокультурного самосознания выпускника школы, как неотъемлемой и фундаментальной составляющей его мировоззрения. Поэтому и необходимо приобщить младших школьников к национальной культуре,  для осознания своих этнических корней. Для гармоничного достижения результатов воспитательной  цели и целей национально – регионального компонента предлагаем использовать уроки изобразительного искусства и художественного труда по программе Б. М. Неменского. С первого класса предлагаются уроки с использованием местного материала: « Осень. Пора плодородия», «Рисуем наш город (село)», «Зимой на нашем дворе»… Во втором классе дети учатся наблюдать красоту родной природы. В третьем учатся наблюдать за красотой парков, садов, за красотой, созданной руками человека. Темы четвертей объемны и охватывают все стороны жизни: «Искусство в твоем доме», «Искусство на улицах твоего города (села)». Использовать разнообразный местный краеведческий материал предлагается в четвертом классе – тема четверти: «Искусство твоего народа». На этих уроках формируется эстетическое отношение к культуре родного края, воспитывается мир чувств, эмоциональная чуткость и духовное развитие. Автор советует педагогам через все уроки провести мысли Д. С. Лихачева:  «Культура – это память… Все хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией.

    Единство представлений о красоте определяло единство художественного стиля, и это, как броня, защищало народное творчество от пошлости.

    Такова сила памяти – величайшей основ, на которых зиждется культура».    

    В школу дети приходят,  уже имея некоторые этнические знания. Взрослея, ребенок постепенно все меньше и меньше становится воспитуемым. Все больше превращается в самовоспитателя, и если педагогами процесс воспитания простроен правильно, ребенок задается целью саморазвития, самовоспитания, для того чтобы состояться как личность, приобрести опору для своего  дальнейшего развития. А продуктом развития является  самосознание, которое не дается с рождения.

      Самосознание способствует более глубокому пониманию других людей, а значит, создается хорошая основа для формирования объективных  оценок и убеждений в многонациональном и многоконфессиональном характере России.

      «Самосознание» - процесс познания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств, объясняется в учебнике «Психология» под редакцией И.В.Дубровиной.  Л.С.Выготский определяет  понятие так: «самосознание – это механизм познания себя». По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются все новые стороны бытия, происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

    Таким образом, человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Народ в чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации,  считает Г. Н. Волков.

                                   

   

Литература

1.Латышина Д.И. История педагогики и образования /Д.И.Латышина. – М.: Гардарики, 2007. – 108 с.

2. Сластенин В.А. Общая педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – ч.1. – 90с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н.Волков. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 28с.

4. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э.Измайлов. -   М.: Педагогика, 1991. – 162 с.

5. Вертякова Э.Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве: монография / Э.Ф.Вертякова. – Челябинск: Рекпол, 2006. -  12 с.    

 6. Кунашак – земля предков / Под ред. В.Г.Супруна. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 10 с.



Предварительный просмотр:

Карачурина Е.М. – заместитель директора по воспитательной работе Кунашакской начальной школы, с. Кунашак Челябинской области

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Если человечество не осознает свое кровное родство с природой, если не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что все на земле только для него, если у человека не будет  сформулирована новая нравственность, новая система ценностей, новый взгляд на свое место на земле…

Сегодня эти “если” уже не представляются чудачеством ученых. Экологическая ситуация, сложившаяся не только в мире, России, но и в нашем районе настоятельно требует все больше внимания уделять экологическому воспитанию. Назрела острая потребность формирования экологической культуры личности и общества в целом, а значит и педагоги начальной школы не могут оставаться равнодушными к проблемам эко-образования и эко-воспитания. Наша цель состоит в воспитании ответственного и бережного отношения к природе. Достичь этого можно при систематической  работе школы и всего педагогического состава, т.к. содержание работы включает деятельность учителей, родителей и детей.

Экологизация является стержнем системы образования и воспитания, его фундаментом. А именно какое бы направление воспитания мы не взяли, они тесно связаны с экологическим. Вот, что пишут авторы учебника “Общая педагогика” под редакцией В.А.Сластенина. Одной из целей гражданского и патриотического воспитания является формирование любви к Родине. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к малой родине, а значит и к Отчизне. Основа трудового воспитания – общественно-полезный труд, который включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома –  уборка школьной территории, уход за насаждениями, летняя работа на пришкольном участке. Эстетическое воспитание формирует нравственное отношение к природе. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению, благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды. Важно обеспечить эстетическую направленность природоохранительной деятельности учащихся: проводить с ними фенологические наблюдения, опыты в уголке живой природы, на учебно-опытном школьном участке, организовывать подкормку и охрану животных, охрану зеленых насаждений.

Одним из средств физического воспитания является туризм – прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем. В туристических мероприятиях школьники приобретают не только физическую закалку, но и на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы. Нам с детства знакомы слова М. Пришвина “человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

 Как достичь нашей главной цели?

Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка. По мнению Б.Г.Афанасьева наступает время, когда сознание охватывает полностью весь процесс деятельности, начиная с подготовки к действию в форме складывающегося замысла и намерения, известного внутреннего плана, намечаемого на тот или иной срок действия. От осознания отдельных моментов действия ребенок переходит полностью к планомерной целенаправленной деятельности – таков путь индивидуального развития сознания. Благодаря накоплению жизненного опыта сознание  становится совокупностью субъективных отношений ребенка к природе, обществу, людям и самому себе. Значит, он воспринимает то, что происходит в собственной душе, он познает себя, свое “я”, свою роль в жизни или формирует самосознание. Л.С. Выготский назвал самосознание механизмом познания себя.

Самосознание – важнейшая характеристика становления личности и является продуктом саморазвития. А в младшем школьном возрасте, по утверждению И.С.Кона, существуют все предпосылки для развития и формирования самосознания как одной из базовых функций человека. И возможно это, когда воспитания принимает личностный характер в начальной школе, когда у учащихся вырабатывается понимание смысла происходящего, стремление высказывать свою точку зрения, они учатся подчиняться нравственным повелениям. Но у младших школьников есть и свои специфические особенности психологического развития. Это впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личная тяга к учителю, потребность к общению, готовность к действию, послушание, подражательность, легкомыслие, наивность и т.д. И в то же время не развита самостоятельность, отсутствует стремление проникнуть в сущность явления. Поэтому, учитывая эти особенности развития, необходимо начинать закладку фундамента ответственного отношения к окружающей среде, формируя самосознание, учить познавать и учить любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью нашего мира. Так как все мы – дети Природы. С А Шмаков предложил следующее содержание экологической работы с младшими школьниками. Согласны с ним и мы:

  1. способствовать приобщению к миру природы
  2. осознанию ее значимости
  3. учить чувствовать красоту родного края.

Экологическое воспитание многоаспектно, поэтому для своего решения требует комплексного и ответственного подхода. Ядром экологизации является систематичность педагогического процесса. Системность определяется возможностью активного использования разнообразных педагогических средств: занятия в школе, деловые игры, беседы, экскурсии, походы, общешкольные и отрядные дела, в которых отражены экологические проблемы.

Учителя формируют  у учащихся экологическое сознание и экологическую культуру.  С самых первых дней для первоклассников проводятся экскурсии вокруг школы. Дети знакомятся с нашим цветником, деревьями, кустарниками, нашим огородом, ведется беседа о том, что все посажено и выращено учениками школы. Мы гордимся своим цветником (ответственный учитель Гирфанова Н.Х.), он богат разнообразием – более 60 видов цветов! Это позволило принять участие в областном конкурсе “Золотое кольцо” и стать дипломантами среди городских школ-участниц. Овощи, которые выращивают наши дети летом, включаются в меню школьной столовой.

Активно работает в школе экологическая комиссия учеников 2-4 классов под руководством Калмыковой А.А. Члены комиссии следят за состоянием комнатных растений в кабинетах. Совершают обходы нашего села, проверяют чистоту и порядок улиц и участков возле дома. Итоги рейдов сообщаются в письменном виде Главе сельсовета. Территорию вокруг школы приводят в порядок учителя вместе с детьми: убирают сухие листья, мусор. Так как экология - это самочувствие Земли, а Земля наш дом, а дом мы убираем сами.

Ежегодно проводятся общешкольные мероприятия, в которых задействованы не только ученики с педагогами, но и очень активно принимают участие родители. Эти мероприятия традиционны, но тематика их разнообразна: в октябре проходят осенние посиделки - “Грибная сказка”, “Картофельный банкет”, “Осень! Очей очарованье”, “Праздник  урожая”, “Бал цветов” и другие. Организуются выставки урожая, поделок, блюд, букетов …

В апреле проводятся акции “Семечко”, когда дети в ящики высевают семена цветов для рассады. Вся третья четверть используется учителями естественно-географической кафедры (руководитель Хабирова М.Х.). На методическом объединении планируются и разрабатываются мероприятия всей четверти, посвященные изучению родного края. Итогом этой работы становятся экологический марафон или увлекательные праздники. Все классы смогли посмотреть показательный экологический суд над человеком ребят 4 класса ( классный руководитель С.Р.Билалова).

Познавательный праздник “Про плохого мальчика” организовали ученики Хабировой М.Х. для 2 и 3 классов, четвертые классы приняли участие в экологическом брейн-ринге. Второклассники активно участвовали в конкурсе газет “Край ты мой родной”, которые приготовили сами и рассказывали о животных, растениях, озерах нашего края, призывали беречь родную природу. Интересно проходят Недели птиц. Даже  первоклассники встречают пернатых рисунками. Ребята 4 класса (кл.руководитель Аминева М.М.) приготовили для всех мини-спектакль в котором рассказали как труден перелет птиц. Вместе с родителями ребята сделали скворечники и кормушки.

Среди разнообразных методов экологического образования ведущее место отводится наблюдению за родной природой во время экскурсий. Увлекательные и познавательные экскурсии ежегодно вместе с родителями проводят Сайдахметова А.М., Гилязова М.М., Ахметова Д.Г., Сафина Р.С. А Гузаирова А.Э. организовала экскурсии своих учеников на Южноуральское ранчо и в Ильменский заповедник.

Самые активные участники обязательно награждаются грамотами или дипломами. Результаты всей работы обсуждаются на совещании учителей при директоре.

Таким образом, вот так доступно, на уровне детей 1-4 классов решаются задачи экологического образования.

Такая работа способствует созданию ситуации полной включенности учащихся в эко-проблему, а значит позволяет саморазвиваться и формировать самосознание, через воспитание активной позиции грамотного, ответствнного отношения к Природе. Потому что вся воспитательная работа строится так, чтобы дети сами стремились совершенствовать экологическую культуру, экологическое сознание. Известно, что бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие.

ЛИТЕРАТУРА

1.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. Общая педагогика. Часть 2 – М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС,2003,с.57

2. Б.Г.Ананьев. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Под ред. А.А.Бодалева. Воронеж: НПО “МОДЭК”,1996,с.182

3. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2004, с.3

4. Воспитание социальной активности подрастающего поколения: проблемы, поиски, решения. - Владивосток, Дальнаука,2003г.,с.168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...