Урок кубановедения "На Кубани родной живём дружною семьёй"
методическая разработка (3 класс) по теме

Радионова Галина Фёдоровна

Воспитание толерантности сегодня - одна из важнейших задач учителя. Данный урок этому способствует.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

                        ГОРОДА ЛАБИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Урок кубановедения

«На Кубани родной живём дружной семьёй»

                                                        Подготовила:  Радионова Г.Ф..

                                                                             учитель начальных классов

                                   2012 г.

«На Кубани родной живем дружной семьей»

Цель :  знакомство  учащихся с культурой народов, проживающих на Кубани, воспитание толерантного отношения к представителям  других национальностей, воспитание патриотических чувств; развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование :мультимедийная установка, проектор, презентация «На Кубани родной живем одной семьей», рисунки учащихся.

                                             Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Вступительное слово учителя. (Слайд ы 1  - 3)

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Краснодарскому  краю. Столицей нашего  края, является город Краснодар. Краснодарский  край щедрый и солнечный, в нем живут гостеприимные люди. Россия — многонациональная страна, поэтому в российских школах учится много детей разных национальностей.

-В каком городе мы живём ? Покажите на карте?

Наша школа не стала исключением. В ней учатся русские, украинцы, белорусы, грузины, татары, армяне, адыги,  дагестанцы, . Наш класс тоже многонациональный, но мы живем очень дружно. Детям других национальностей очень тяжело учиться в русской школе, потому что им приходится изучать два языка.

   (Слайд  4)

Ребята, а вам  интересно узнавать о традициях детей других народов? На уроках мы учимся гуманности и терпимости. Но мы должны друг друга поддерживать, выручать и всегда быть готовыми прийти на помощь..

         И я предлагаю вам совершить путешествие , познакомиться поближе с его природными особенностями, обычаями и традициями  жителей, которые  живут рядом.. Ну как, путешественники, готовы? Тогда в путь! Мы с вами поиграем в подвижные игры народов Кубани

  (Слайд 5)                    Подними платок

Дагестанская народная игра

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончание музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

(Слайд 6)                        Заплетись, плетень!

Белорусская народная игра

Играющие делятся на две равные по силам команды — зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии — коридор шириной 10 — 15 см. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы — на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:

— Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:

— Иди назад в лес, осинку погрызи!

И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

— Не войдет в другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.

Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

(Слайд 7)                             Блуждающий мяч

Русская народная игра

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает внутри круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за Круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, напротив которого стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

(Слайд 8)                  Мак. Украинская народная игра

Играющие стоят по кругу плечом к плечу. Один из них в середине круга – это огородник. Он поет:

– Ой, на горе мак,

Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:

– Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! —

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

– Станьте вы так,

Как на горе мак —

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают: — Огородник, огородник, Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».

На припев:

– Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! —

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

– Станьте вы так,

Как на горе мак —

Все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты — имитируют цветок мака. На припев:

– Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки! —

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками.

Потом спрашивают:

– Огородник, огородник,

Поспел ли мак ?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» – показывают, какая спелая головка у мака.

Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

(Слайд 9)             Скачки. Адыгейская народная игра

Игроки садятся на «коня», то есть пропускают между ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).

Правила игры:

выигрывает тот, кто первый пересечет линию финиша;

 если хворостина во время бега окажется в другом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.

(Слайд 10)     Цветы и ветерки. Армянская народная игра

В середине игровой площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты. За ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.

Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!» «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ве­терки, угадайте наши имена», — вновь говорит «цветы».

«Ветерки» начинают угадывать названия «цветов». И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту. «Ветерки» их догоняют.

Правила игры:

очки определяются по числу пойманных цветов;

победителя определяют по условленной сумме очков;

после одной игры команды меняются ролями.

(Слайд 11)     Игра в шапку. Казачья игра

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;

если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

4.Работа по рисункам. (Слайд 12)

      -Что попытались ребята выразить в своих рисунках?

      - Им это удалось?

5.Итог урока.

-Ребята вам понравилось?

-Какой вывод вы сделали для себя?

        Учитель : Наш урок я хочу закончить такой притчей.  

И был вечер, и было утро, а танцам, песням и всеобщему веселью не было конца. И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полноводную реку, оросившую Землю. Зацвели на ней сады, зашумели хлеба...И поняли люди разных национальностей, что они все - ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творит чудеса, только они могут сделать нашу землю красивой и благодатной. Сегодня на Кубани живет свыше 120 национальностей. В нашей школе обучаются и крепко дружат между собой  мальчишки и девчонки из  русских, армянских, грузинских, украинских, чеченских, азербайджанских, адыгейских, молдаванских, татарских семей. Давайте и мы сохрани то, что досталось от предыдущих поколений. Давайте преумножать богатства нашей кубанской земли, развивать культуру, сохраняя обычаи и традиции народов, населяющих кубанский край. Давайте учиться чувствовать, понимать и осмысливать мир, потому что это путь к свету и добру, пониманию, терпимости, воспитанию гражданской идентичности.

   

           (Исполняется песня  «Большой хоровод»)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Мой родной край", 2 класс

Цели урока:1.Знакомство с традициями народов, населяющих Кубань2.Воспитание  любви к малой РодинеЗадачи: 1. Познакомить учащихся с  историей, культурой, традициями народов, населя...

Урок кубановедения "Кубань - здравница России"

На данном уроке дети познакомятся с особенностями городов черноморского побережья, с их здравницами, в преддверии знаменательного события для нашего края – Олимпиадой – 2014. Тема здоровья актуальна, ...

Презентация к уроку кубановедения "Кубань-здравница России" 3 класс

презентация поможет учителю наглядно рассказать о курортных городах Краснодарского края: Сочи, Анапа, Горячий Ключ...

Урок кубановедения по теме: "Наша дружная семья"

Что такое семья?  Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?...