«Успешная социальная адаптация младших школьников, как основной компонент психологического здоровья»-методическая тема.
статья по теме

Фаина Борисовна Бычкова

 

1)    Актуальность:

И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребёнка, но и  насколько успешным он будет  в обществе.

Задача сохранения здоровья одно из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа»

Мои внутренние убеждения соответствуют задачам  государства.

Это и определило тему моего  профессионального саморазвития 

 

Одним из показателей благоприятной адаптации младших школьников является  психологическое здоровье.

 

1)    Предмет исследования:

Индикатором трудности процесса адаптации является проявление школьной тревожности.

2)    Проблема: Школьная тревожность причина  дезадаптации и нарушения психологического здоровья младшего школьника.

3)    Гипотеза: При создании комфортных социально – психологических условий  в период адаптации снизится уровень школьной тревожности.

Моя цель: Создать  комфортные условия  через снижение уровня школьной тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mne_povezlo.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мне повезло!

Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.

  1. Актуальность:

И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребёнка, но и  насколько успешным он будет  в обществе.

Задача сохранения здоровья одно из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа»

Мои внутренние убеждения соответствуют задачам  государства.

Это и определило тему моего  профессионального саморазвития

«Успешная социальная адаптация младших школьников, как основной компонент психологического здоровья»

Эта тема широко изучена в современной мировой отечественной педагогике и психологии  И.В. Дубровиной, Н.Г. Лускановой, Р. В.Овчаровой, Л.И.Переслени.

Книга И. В. Дубровиной «Практическая психология образования»

 и Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе»  на мой взгляд должны стать настольной книгой  каждого  учителя .

Одним из показателей благоприятной адаптации младших школьников является  психологическое здоровье.

  1. Предмет исследования:

Индикатором трудности процесса адаптации является проявление школьной тревожности.

  1. Проблема: Школьная тревожность причина  дезадаптации и нарушения психологического здоровья младшего школьника.
  2. Гипотеза: При создании комфортных социально – психологических условий  в период адаптации снизится уровень школьной тревожности.

Моя цель: Создать  комфортные условия  через снижение уровня школьной тревожности.

В своей программе я выделила следующие этапы:

 

Подготовительный  этап  начался

 за долго, до первой встречи с будущим учеником. Освежила  в своей памяти статьи и работы известных педагогов и психологов.

Встретилась с родителями будущих первоклассников на родительском собрании в детском саде №3 и ГКП школы№1.

К сожалению сегодня  не все дети могут посещать дошкольное учреждение, поэтому в рамках профилактической работы  через местную газету разъясняла  родителям, что значит ребенок готов к школе. Акцентирую внимание на особенности физиологической, психологической и социальной готовности. И дала советы, как максимально  использовать оставшееся  время для подготовки детей.

Состояние здоровья – основа успешного обучения в школе, поэтому, следующей ступенькой является изучение медицинских карт детей. Мне, важно знать какими заболеваниями переболел ребенок до поступления в школу, наличие хронических и инфекционных заболеваний в анамнезе.

Первое знакомство с детьми происходит при посещении квартир моих будущих  учеников, что позволяет изучить условия проживания, социальный статус и состав семьи.

И уже 1 сентября, мои родители и дети придя на линейку, видят семейные фотографии в классном уголке.

Заранее подготовленный диагностический инструментарий позволил мне , в течении первой учебной недели, сформировать представления о психологической готовности к школе  моих учеников.

Результатом подготовительного этапа стал перечень проблем, которые я должна была разрешить как учитель начальных классов.

Ваше внимание я хотела акцентировать на одной проблеме:

Повышенной школьной тревожности.

Чтобы снизить уровень тревожности у детей в период адаптации работу спланировала в  3 направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с классом.

        Важный этап в работе с детьми – это знакомство.

1 сентября  провела психологическое занятие с элементами тренинга «Огонек знакомств». В начале ученики дарят улыбки как символ хорошего настроения. Далее  называют свои имена, соотносят их со сказочными героями. Такой способ помогает моим ребятам раскрыться и более подробно рассказать о себе. В заключении рисуют свой портрет. Мне этот рисунок помогает выявить эмоциональное состояние школьников в первый школьный день.

На первой недели  каждый день провожу игры и упражнения на знакомство т.к. трудно сразу запомнить всех детей класса и установить контакт.

Для этого использую разные приемы,  которые позволяют включать в активную деятельность первоклассников.

 На второй и третей недели добавляю ролевые игры, инсценирование сказок, предоставляя возможность каждому побывать в разной роле. Ведь первые три недели это самый сложный период в адаптации первоклассников  его называют “физиологической бурей” длится достаточно долго 2-3 недели.

На втором этапе  «буря» начинает стихать.

 К этому времени выделилась группа детей с проявлением школьной тревожности.

  Выражается это  в виде беспокойства, суетливости, ученики быстро устают во время урока, смущаются, при неудачах расстраиваются и плачут.

В этот момент начинаю работать над повышением самооценки (1) детей. Включаю в игровую деятельность элементы арт-терапии  и психогимнастики, работу с пластилином.

Для снятия психоэмоционального напряжения (2) использую релакс-- паузы с элементами аромо, свето и цветотерапия.

Создаем сказки (3), герои которых, при сложившихся сложных ситуациях находят выход.

 Все игры и упражнения объединила в одну программу,  которая направлена на преодоление школьной тревожности в период адаптации первоклассников.  Со всем классом в этот момент осваиваем правила вежливости в работе парой, группой, создаем оптимальный режим дня.

Жить в мире с собой и другими.

 Активно использую сборники игр и упражнений  Фопеля. 

Результатом стало формирование положительного отношения к жизни, в том числе и к школе.

Но не у всех детей отмечалась положительная динамика.

Для уточнения проблемы  провела диагностику Филлипса. Эта многофакторная методика помогает выявить характер тревожности.

  Оказывается,  у этих учеников  проявляется страх несоответствия ожиданиям окружающих. Теоретически я знала, что причина  такой проблемы - семья школьника, где завышены требования к ребенку.

 В. А. Сухомлинский отмечал, что ребенок становится трудным от года до 7-8 лет, то есть в тот период, когда основным воспитателем является семья.

 С этого момента началась работа с семьями моих учеников. Психологи,  рассматривая становление личности на протяжении всей жизни  заметили, что рационально адаптируются те дети, которые в семье получили положительный опыт общения.

 Второе родительское собрание  «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье» провела в форме дискуссии.

В ходе работы ненавязчиво провела исследование стилей семейного воспитания. Мои предположения подтвердились.!!!! Две семьи предпочитают авторитарный стиль семейного воспитания и одна семья либеральный.

Разработала ряд психологических занятий и консультаций, которые объединяла одна цель:

Повысить уровень родительской компетенции.

С этой целью проводила тренинги, индивидуальные и групповые консультации.

Продуктивнее всего получилось общение на тему: «Знаю ли я своего ребенка?»

 Приобретенный опыт помог в воспитании собственных детей и откликнуться на проблемы окружающих. Так мои родители  приняли активное участие в акции «помоги ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации» Приносили вещи, книги, игрушки, моющие средства, посуду. Участвовали в уборке территории школы. Организовали ремонт кабинета. Готовили новогодний подарок ребенку из малообеспеченной семьи. Подготовили инсценированное новогоднее представление, а к дню матери презентации.

  Родители стали активными участниками школьной жизни, а это значит, установился тесный  контакт между детьми и родителями. Совместная деятельность помогла семьям изменить стиль воспитания в семье, соответственно снизить уровень тревожности у учеников.

Если в первом классе работа с тревожностью носила коррекционный характер, то во 2 и 3 классах ведущее направление профилактическое.

Фактором,  провоцирующим тревожность, стало переход на отметочную систему оценивания.

 Цель: Формирование навыков взаимо и самооценки.

Результат: Оценивание  в моем классе основано на трех китах:

  1. Самооценка
  2.  Взаимооценка.
  3.  Оценка учителем.

Этот  механизм позволяет обьективно оценить знания детей, убрать фактор тревожности и активизировать учебную деятельность в зоне ближайшего развития.

Рефлексия. Чтобы подтвердить верность результатов моей работы

22.11.2012 года провела методику Филлипса, которая подтвердила положительную динамику. (слайд)

Отсюда следует вывод: Создавая комфортные условия, при которых учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности младших школьников. Организуя жизнь малышей в соответствии с их интересами и способностями. При этом поддерживая тесный контакт с семьей. Каждый ученик чувствует себя уверенно и комфортно в классе.

Перспектива: Следующий фактор тревожности переход моих учеников на среднюю ступень обучения, которая осложняется подростковым кризисом.

Это и есть моя задача на ближайшие полтора года.

 У  каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные  колокольчики и я как учитель начальных классов должна разглядеть и  затронуть их , чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

Условия социальной адаптации младших школьников.

 Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе  является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. Ка...

Социальная адаптация младших школьников

Мета психологічного супроводу полягає в тому, щоб допомогти кожному учню соціалізуватися й адаптуватися до соціального середовища шляхом оптимального розвитку його потенційних можливостей. По своїй су...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы по социальной адаптации младших школьников"

                             Одной   из   основных   задач   воспита...

Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусл...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...