Применение ИКТ в начальной школе
статья по теме

Филинюк Елена Александровна

 

статья об особенностях применение ИКТ в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья16.43 КБ

Предварительный просмотр:

применение ИКТ в начальной школе

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

  1. Создание презентаций к урокам.
  2. Работа с ресурсами Интернет.
  3. Использование готовых образовательных программ.
  4. Разработка и использование собственных авторских программ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока.
  2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
  3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и др.).
  4. Для контроля учащихся.

Подобные уроки требуют тщательной подготовки. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

В своей работе я часто применяю ИКТ на различных уроках, а также во внеклассной работе. Это стало возможным, благодаря  оборудованию нашего кабинета.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация"  переводится с английского как "представление". Для подготовки презентаций я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал, анимацию, музыку.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. 
         Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов.

 Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
         Считаю, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

  1. повышению мотивации к учению,
  2. повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
  3. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
  4. развитию наглядно-образного, информационного мышления,
  5. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
  6. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
  7. повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. 
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение ИКТ в начальной школе"

В статье говорится о внедрении ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов....

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы.Привлекательность информационных технологий в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Поэтому, дл...

Применение ИКТ в начальной школе.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их ...

Применение ЭОР в начальной школе

Статья по обмену опытом по применению ЭОР в начальной школе....

Применение ИКТ в начальной школе по ФГОС

Данная статья посвещена работе учителя в рамках ФГОС с примененим ИКТ....

Разработки уроков "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор", начальная школа.

Данные рекомендации представляют собой работу учителя по теме "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор". Здесь представлены методические рекомендации по решению задач с исполь...