ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Мельникова Елена Алексеевна

Общее положение, общеучебные умения,  навыки и способы деятельности обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon federalnyj_komponent_gosudarstvennogo_standarta_ob.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Общее положение

Начальное общее образование — первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

•        развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

•        воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

•        освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

•        охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

•        сохранение и поддержку индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование
общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает следующий перечень предметов, обязательных для изучения: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыкальное искусство, технология, физическая культура.

В рамках предмета технология с III класса при наличии необходимых условий изучается модель (раздел) «Практика использования информационных технологий».

Русский язык и литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением на русском (родном) языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий.

Особенностью начальной школы является отсутствие обязательной итоговой аттестации выпускников Требования настоящего стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу служат основой для организации контроля учебных достижении  обучающихся.

Обучающиеся, успешно завершившие  начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

Общие учебные умения, навыки

и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер.

Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, по иска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  1. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике,
  2. грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Виды речевой деятельности

 Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.

Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы) речью. Устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр. Овладение нормами речевого этикета - в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. Признаки текста'. Списывание текста. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем (в том числе с использованием компьютера).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика. Графика. Звуки и буквы: гласные, согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.

Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между словами, знака переноса.

Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.

Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.

Местоимение, значение и употребление. Склонение личных местоимений.

Глагол, значение и употребление. Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (1-е, 2-е спряжение).

Предлоги, союзы. Их роль в речи.

Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание сочетаний жи ши, ча ща, чу щу, чк чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  1. значимые части слова;
  2. признаки изученных частей речи;
  3. типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

 уметь:

  1. анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  1. без ошибок списывать, несложный текст  объемом 70-90 слов;
  2. создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  1. соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант — текст 75-80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  1. работы со словарем;
  2. соблюдения орфоэпических норм;
  3. передачи в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  4. овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях

с родным (нерусским) языком обучения

Изучение русского языка в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

•        развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;

•        освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

•        овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;

•        воспитание уважительного отношения и интереса к

русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений. Понимание на слух основного содержания высказываний, выделение в них наиболее важных фактов, понимание последовательности развития действия.

Говорение. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного  общения.  Постановка вопросов к прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста, ответы  на вопросы по нему. Составление плана текста. Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе и другие близкие детям темы. Составление монологических высказываний (несложные описание, повествование, рассуждение) на различные темы. Владение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность).

 Чтение. Сознательное, правильное и выразительное чтение текста (сказки, небольшого рассказа, текста в учебнике). Определение темы, главной мысли текста. Составление простого плана. Пересказ текста, оценка прочитанного.

Письмо. Диктант, изложение. Небольшое сочинение на темы школьной жизни и семьи'. Составление письма и оформление адреса на конверте.

Система языка (практическое усвоение) Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звуки и буквы. Различение звуков и букв.

Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Интонация.

Различение на слух, правильное произношение и написание гласных ударных и безударных, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и ц. Различение и соблюдение интонации основных типов предложений. Алфавит.

Лексика. Слово и его значение. Синонимы и антонимы, их различение и употребление. Овладение запасом слов, необходимым для повседневного учебного и бытового общения.

Состав слова. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Анализ слова по составу, объяснение правописания слов в соответствии с изученными правилами.

Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное. Существительные одушевленные v неодушевленные. Род существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей. Различение и правильное употребление в речи одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Количественные и порядковых числительные. Согласование имен прилагательных с именами существительными (употребление в речи).

Употребление в речи местоимений личных, вопроси тельных, указательных и притяжательных. Согласована прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе, падеже (употребление в речи).

Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по видам, временам, лицам, числам (различение правильное употребление).

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения. Простое предложение. Члены предложения: главные, второстепенные. Предложения с однородными членами, знаки препинания при них. Сложные предложения с союзами и, а. Сложные предложения с союзами что, чтобы (употребление в речи).

Употребление в речи предложений, различающихся по цели высказывания, с правильной интонацией. Употребление простого и сложного предложений в соответствии с речевой ситуацией.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  1. особенности русской графики;
  2. значимые части слова;
  3. признаки изученных частей речи;
  4. типы предложений по цели высказывания и структуре;

уметь:

  1. понимать на слух русскую речь;
  2. различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;

•        различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;

•        правильно образовывать формы изменяемых частей речи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;

•        соблюдения основных норм произношения звуков,

слов, словосочетаний и предложений;

•        обогащения запаса слов, необходимых для учебного и

бытового общения;

•        соблюдения изученных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;

•        владения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Стандарт начального общего образования

по литературному чтению

в общеобразовательных учреждениях

с русским языком обучения

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

•        развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

•        воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими  видами искусств.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

              Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

•        названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

•        элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

уметь:

•читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  1. определять тему и главную мысль произведения;
  2. пересказывать текст(объём не более 1,5 с)
  3. делить текст на смысловые части, составлять простой план;
  1. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  2. читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  3. приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  4. различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  5. приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

•        самостоятельного выбора и определения содержанию книги по ее элементам;

•        работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Стандарт начального общего образования

по литературному чтению в образовательных учреждениях

с родным (нерусским) языком обучения

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

•        овладение умениями осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке; формированию всех видов речевой деятельности на русском языке

•        развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, приобретение опыта читательской деятельности на русском языке;

•        воспитание уважения к русской литературе и литературе других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно - эстетического опыта учащихся.

Обязательный минимум содержания

 основных образовательных программ

Читательский кругозор и опыт читательской деятельности

Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.В. Маяковский, С.А. Есенин); классиков детской литературы; произведения писателей — представителей народов России (по выбору); произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герой произведения: характер героя, его поступки и их мотивы. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Сравнение героев произведений русской и родной литературы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры и сказки; литературные сказки; рассказы; стихотворения; басни.

Выделение языковых средств выразительности русского художественного текста (без использования терминологии) для характеристики героев, событий.

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства2.

                   Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие на слух художественных произведений разных жанров. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.

Чтение. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осознанное чтение про себя доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение (с предварительной подготовкой). Ознакомление с различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, выборочным). Осмысление цели чтения. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения.

Говорение. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного текста и отвечать на них. Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный, пересказ прочитанного; устное изложение текста по плану.

Письмо. Небольшие письменные высказывания по литературному произведению (по заданным вопросам).

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  1. изученные литературные произведения и их авторов;
  2. жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);

уметь:

  1. читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;
  2. читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);
  3. приводить примеры фольклорных произведений
    (пословиц, загадок, сказок);
  1. определять тему и главную мысль произведения;
  2. пересказывать доступный по объему текст (до 1 с);
  3. делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного чтения книг на русском языке;
  2. расширения словарного запаса, самостоятельного
  3. поиска значения неизвестных русских слов в словаре.

Стандарт начального общего образования

по иностранному языку

Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        формирование умений общаться на иностранном
языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

•        развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

•        обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

•        освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;

  1. приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка:    знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Предметное содержание речи

Знакомство. Семья. Мой дом/квартира/комната. Праздники: день рождения, Новый год. Мои друзья. Игрушки. Одежда.

Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Мои увлечения. Каникулы. Выходной день (в зоопарке, в цирке).

Времена года. Любимое время года. Погода. Любимое домашнее животное.

Страна/страны изучаемого языка (общие сведения), литературные персонажи популярных детских книг (общее представление), небольшие простые произведения детского фольклора — стихи, песни, сказки.

Виды речевой деятельности (речевые умения)

Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера — уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос — уметь расспрашивать «кто?», «что?», «когда?», «где?», «куда?»; диалог-побуждение к действию — уметь обратиться с просьбой, выразить готовность или отказ ее выполнить.

Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.

Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения; небольших простых сообщений; понимание основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрации, языковую догадку).

Чтение. Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; соблюдение правильного ударении и словах и фразах, правильной интонации. Чтение про себя и понимание небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также  несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия). Использование двуязычного словаря учебника.

Письмо и письменная речь. Списывание текста; выписывание из него слов, словосочетаний и предложений. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.

Языковые знания и навыки (практическое усвоение)

Графика и орфография. Алфавит изучаемого иностранного языка, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции (для английского языка), основные правила чтения и орфографии (умение их применять при чтении и письме).

Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух звуков изучаемого иностранного языка, в том числе долгих и кратких гласных, гласных с твердым приступом, звонких и глухих согласных. Оглушение/неоглушение согласных в конце слога или слова. Отсутствие смягчения согласных перед гласными. Словесное и фразовое ударение, членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности основных коммуникативных типов предложений (утверждения, вопроса, побуждения).

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка (употребление и распознавание в речи). Начальное представление о способах словообразования (словосложение и аффиксация), о заимствованиях из других языков (интернациональные слова).

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения (утверждение, вопрос, побуждение), предложения типа «Я могу...», «Я должен...»; предложения с глаголом-связкой; предложения с оборотами, типичными для изучаемого иностранного языка (употребление и распознавание в речи).

Правильные и неправильные глаголы, глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени (распознавание различение, употребление в речи).

Артикли (неопределенный/определенный/нулевой/частичный/ слитный), артикли мужского, женского и средней рода. Склонение существительных. Наиболее распространенные в речи местоимения, прилагательные, количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20, простые предлоги места и направления

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения иностранного языка ученик должен знать/понимать:

•        алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

•        основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

особенности интонации основных типов предложений; название страны (стран) изучаемого языка, ее столицы; имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны (стран) изучаемого языка;

•        наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь:

•        читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

•        понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;

•        участвовать в элементарном этикетном диалоге
(знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

        расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кто?», «что?», «где?», «когда?»), и отвечать на них; кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

•        читать «про себя», понимать основное содержание

доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

•        списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

•        писать краткое поздравление с опорой на образец;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        устного общения с носителями иностранного языка,

развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

•        преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

•        ознакомления с детским зарубежным фольклором и

доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;

•        более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О МАТЕМАТИКЕ

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

•        освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

•        воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Обязательный минимум

содержания основных образовательных программ

Числа и вычисления

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >.

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Отношения «больше на...», «меньше на...».

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения «больше в...», «меньше в...». Деление с остатком.

Арифметические действия с нулем.

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях   Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число.

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений.

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа «...и / или...», «если..., то...», «не только, но и...».

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Пространственные

отношения. Геометрические

фигуры. Измерение геометрических величин

Установление пространственных отношений:  выше-ниже, слева - справа, сверху - вниз, ближе - дальше, спереди - сзади, перед, после, между и др.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники — треугольник, прямоугольник. Распознавание: окружность и круг; куб и шар. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.

Требования к уровню подготовки оканчивающих  начальную школу

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать:

• последовательность чисел в пределах 100 000;

•таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

•таблицу умножения и деления однозначных чисел;

• правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

 уметь:

•        читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

•        представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

•        пользоваться изученной математической терминологией;

•        выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

  1. выполнять деление с остатком в пределах ста; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  2. выполнять вычисления с нулем;
  3. вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);

•        проверять правильность выполненных вычислений;

•        решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

•        чертить с помощью линейки отрезок заданной
длины, измерять длину заданного отрезка;

•        распознавать изученные геометрические фигуры и

изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

•        вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

           использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

•        сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; определения времени по часам (в часах и минутах); решения расчетных задач, связанных с жизненными бытовыми ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

оценки размеров предметов «на глаз»; самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

•        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение ( на дорогах, и лесу, на водоеме, при пожаре) Первая помощь при лёгких травмах и простудных заболеваниях.

Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство в семье, бюджет, деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды.

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Природные сообщества родного края (2-3). Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон.

Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).

Правила поведения в природе. Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Важнейшие события, происходящие в современной России.

Москва — столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы,). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Родной край — малая родина. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения и: истории родного края.

Земля — планета жизни. Солнце небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля — планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепле воздух, вода.

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, и главные достопримечательности, расположение на  карте).

Опыт практической деятельности. Наблюдения природе, сравнение свойств наблюдаемых объекта! Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с пс мощью термометра; времени по часам; своего вес; роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения план, карты (без масштаба).

Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Оценка своего чужого поведения в природе.

Использование доступных детям источников m формации для получения дополнительных сведений  об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего мира ученик должен

             знать/понимать:

•        название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); государственную символику России; государственные праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

•        общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

         уметь:

•        определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•        различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

•        различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

•        приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•        показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

•        описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

               использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•        установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями (животными);

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

•        оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•        удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИСКУССТВУ

                                        Музыкальное искусство

 Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;

•  освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;

овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Обязательный минимум содержания основных

 образовательных программ

Эстетическое восприятие и основы музыкального искусства

            Особенности музыкального искусства.

Композитор — исполнитель — слушатель. Образное содержание музыкального произведения. Отражение в музыке человеческих чувств, характеров, идей, образов природы. Интонация и развитие — главные особенности построения музыкального произведения.

Выразительные и изобразительные средства музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Практический опыт постижения музыкального языка (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика). Овладение основами нотной грамоты и знакомство с простейшими музыкальными терминами. Наиболее распространенные музыкальные инструменты.

Представление о музыкальном творчестве. Сочинения профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира, духовная музыка. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (сочинения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рохманинова, С.С. Прокофьева, Л.В. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Э. Грига). Музыка современных композиторов для детей. Различные виды музыки: вокальной и инструментальной, сольной и ансамблевой, камерной и симфонической. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш, опера, балет, концерт, симфония) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо). Гимн как музыкальный символ России.

            Опыт музыкально-творческой деятельности

Пение. Хоровое исполнительство как способ творческого самовыражения в коллективе сверстников. Освоение навыков выразительного пения. Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования.

Инструментальное музицирование. Игра на детских музыкальных инструментах. Подбор ритмического аккомпанемента к песне и танцу. Музицирование в ансамбле музыкальных инструментов (элементарных традиционных и электронных). Вокальная и инструментальная импровизация (мелодическая, ритмическая).

Ритмика и пластическое движение. Передача эмоционально-образного содержания музыки через ритмическое, танцевальное движения, пластическое интонирование. Выбор танцевально-пластических средств выразительности для передачи мелодических и ритмических особенностей музыки.

Театрализация музыкальных образов. Разыгрывание песен, музыкальных сказок; участие в театральных формах музыкально-творческой деятельности (народных праздниках, школьных утренниках и др.).

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами других видов искусства: в рисунке, театрализованных этюдах, ритмопластических, танцевальных импровизациях, поэтическом слове.

Требования к уровню подготовки оканчивающих  начальную школу

В результате изучения музыкального искусства ученик должен знать/понимать:

  1. слова и мелодию Гимна России;
  2. имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);

•        наиболее распространенные музыкальные инструменты,

•        народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды;

•        различать основные виды и жанры музыкального искусства;

•        узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;

•        сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр);

•        передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении;

                  использовать приобретенные знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для:

•        обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;

•        исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;

•        участия в хоровом исполнительстве;

•        музицирования на детских музыкальных инструментах;

•        передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.

                              Изобразительное искусство

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительно! искусства, выражению в творческих работах cbi его отношения к окружающему миру;

•        освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - npикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•        овладение элементарными умениями, навыкам, способами художественной деятельности;

•        воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусств нравственных и эстетических чувств: любви родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлом многонациональной культуре.

Обязательный минимум

содержания основных образовательных программ

Эстетические восприятие и основы изобразительного искусства.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу.

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.Н. Сурикова, В.А. Серова, А.К. Саврасова, И.А. Шишкина, И.И. Левитана, К.Ф. Юона, И.Э.Грабаря, АА. Пластова, АА. Дейнеки, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандта ван Рейна, В. Ван-Гога, К. Моне'. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

              Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.

   Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

     Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики.

     Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

     Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Требования к уровню подготовки оканчивающих  начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен    знать/понимать:

•        основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

•        известные центры художественных народных ремесел России;

  1. ведущие художественные музеи России;

                уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

•        узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

•        сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

•        использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;                    

                     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        самостоятельной творческой деятельности;

•        обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

•        оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

Изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни1;

•        развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

•        освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;

•        воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

     Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).

Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии). Ручной, механизированный и автоматизированный труд.

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой.

Создании моделей несложных объектов (превоначальные умения проектной деятельности).

Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности).

Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструмента Использование измерений для решения практических задач.

Изготовление изделий из бумаги и картона, основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание; последовательность операций. Декоративное оформление изделий.

Изготовление изделий и декоративных композиций из разнообразных природных материалов. Овладение основными правилами сбора, хранения и приёмами обработки природных материалов. Способы соединения деталей изделий из природных материалов

Выполнение изделий и декоративных композиций из пластичных материалов (пластилина, глины и т.п) Подготовка пластичных материалов к работе. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Способы сушки изделий. Отделка и декоративное оформление изделий.

Создание моделей несложных объектов по собственному замыслу. Проверка модели в действии,  монтаж изделий.

Домашний труд

Мелкий ремонт одежды. Декоративное оформление предметов быта и жилища. Несложный ремонт книг.

Ознакомление с видами бытовой техники. Соблюдение безопасных приемов труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электр энергии.

Практика работы на компьютере (использования информационных технологии)

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации, выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения технологии ученик должен знать/понимать:

роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

•        влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

•        область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

основные источники информации; назначение основных устройств компьютера;

правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь:

• выполнять инструкции при решении учебных задач;

• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

•        получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

•        изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

•        соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

•        создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

•        создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере;

•        искать информацию с использованием простейших запросов;

            использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);

•        соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

•        создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

•        осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

•        решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Изучение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

•        развитие жизненно важных двигательных умений

и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

•        овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

•        воспитание познавательной активности, интереса

и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Укрепление здоровья и личная гигиена.

     Оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы) . Утренняя гимнастика и физкультпаузы. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Способы формирования правильной осанки, рационального дыхания при выполнении физических упражнений.

Измерение индивидуальных показателей физического развития: длины и массы тела. Определение частоты дыхания и сердечных сокращений.

Правила и нормы поведения на уроках физической культуры, способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний.

Способы двигательной деятельности.

Разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, использование их в различных условиях, преодолении естественных и искусственных препятствий.

Простейшие упражнения на гимнастических снарядах: гимнастические упражнения на спортивных снарядах: висы, стойки, упоры, наскоки и соскоки. Стилизованные (образные) способы передвижения. Опорные прыжки. Прыжки через гимнастическую скакалку (в различных вариантах). Элементы ритмической гимнастики и танцев

Простейшие акробатические упражнения: стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, повороты и перевороты, кувырки. Плавательные упражнения начального этапа обучения. Простейшие способы передвижения на лыжах.

Физические упражнения с предметами и без предметов для развития основных физических качеств (ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы, выносливости). Сюжетно-ролевые подвижные игры и эстафеты (в том числе с элементами спортивных игр).

Требования к уровню подготовки оканчивающих  начальную школу

В результате изучения физической культуры ученик должен   знать/понимать:

•        роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

•        правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки;

уметь:

• передвигаться различными способами (ходьба бег, прыжки) в различных условиях;

выполнять акробатические и гимнастические упражнения;

• осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

• выполнять общеразвивающие упражнения (предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

          использовать приобретенные знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для:

•  выполнения ежедневной утренней гимнастик корригирующих упражнений и закаливающих процедур;

• преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;

• соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;

• самостоятельной организации активного отдыха досуга;

• оценки и контроля за физической подготовленностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени

Здоровьесбережение  школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования  второго поколения...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"

Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном  процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...

Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения (презентация)

Реализация  системно-деятельностного подхода , как методолгической основы концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Цель деятельностного подхода, виды деятельност...