Особенности речевого развития учащихся
статья по теме

Горшкова Оксана Геннадьевна

 

Данная статья посвящена особенностям речевого развития и формированию словаря учащихся коррекционных школ VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития учащихся коррекционных школ VIII вида

Горшкова Оксана Геннадьевна

                                                Учитель – дефектолог начальных классов

Государственное Казенное Специальное Общеобразовательное Учреждение «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат

VIII вида г. Коврова»

Данная статья посвящена особенностям речевого развития и формированию словаря учащихся коррекционных школ VIII вида.

Уровень развития речи является одним из важнейших показателей общего (умственного) развития, как ребенка, так и взрослого

Речь развивается на протяжении всей жизни человека. Особенно благоприятными периодами речевого развития являются дошкольный и младший школьный возраст. Поэтому, программа начальной школы предусматривает специальную работу по обогащению словаря и развитию связной речи. В ходе этой работы происходит увеличение пассивного и активного словаря, овладение грамматическим строем речи, формирование навыков устной и разговорной речи (диалогической, монологической). Речевые умения и навыки детей при нормативном развитии часто не достигают необходимого уровня, обеспечивающего успешность обучения в школе. Дети с нарушениями в развитии владеют недостаточным запасом слов и ограниченным набором синтаксических конструкций, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, синтезировании его эго элементов в структурное целое. В методике начального школьного обучения принято расширять запас слов детей по лексическим темам, охватывающим объекты природы и материальной культуры . Дети осваивают более 27 обобщающих понятий: растения, деревья, грибы, цветы; домашние дикие животные, птицы, рыбы, насекомые; мебель, посуда, одежда; игрушки, транспорт и др.. Наполняемость понятий возрастает от 4- 5 конкретных наименований до 11 – 13 у младших школьников. При этом можно наблюдать разъединение слова и образа называемого предмета. Очень важно при знакомстве с новыми конкретными понятиями демонстрировать предмет или его изображение, рассказывать о его свойствах, о назначении, о действиях, совершаемых им самим или с ним. При изучении любой лексической темы учителю важно познакомить детей с новыми словами, обогатив их прошлый опыт, определить предметный, глагольный словарь или словарь признаков. Затем необходимо отобрать признаки, существенные для отнесения предметов к общей группе или категории. Важно не только расширить словарь детей, научить их пользоваться распространенным высказыванием, но и сформировать на основе определенных умственных действий операции анализа, сравнения, обобщения, группировки, классификации, тем самым улучшить мыслительную деятельность детей. Слово является одной из значимых единиц языковой системы, оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т. д. Слово является условным их обозначением. Оно имеет смысловое содержание. Содержанием каждого слова является понятие. Процесс названия предметов – это и процесс познания. Процесс овладения речью тесно связан с овладением понятиями, с развитием познавательных возможностей детей, умением выделять существенные признаки предметов, явлений, вскрывать связи и отношения между ними. Усвоение новых слов происходит на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Развитие речи и словаря следует осуществлять в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности. Обогащение лексики должно происходить за счет слов, не имеющих номинативного значения (предлоги, союзы, междометия). Наиболее простым и распространенным приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. При всей своей простоте, указанный прием позволяет выявить возможности ребенка в соотнесении предметного изображения с соответствующим ему слову, знанием им слов, имеющим конкретное значение. Один и тот же материал можно использовать для выявления слов, относящимся к разным лексико - грамматическим категориям. С этой целью при предъявлении картинного материала ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (или что) нарисовано на картинке? Что делается с предметом? Какой предмет? Чей? Сколько их? и т. д. Обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у учащихся  определенного количества слов. Необходимо постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений, которые существуют между словами. Учитывая особенности лексической стороны речи детей с нарушенным интеллектом, программа по развитию речи придает большое значение словарной работе. В ее процессе уточняется значение уже известных детям слов, обогащается словарный запас путем введения новых лексических единиц, расширяется сфера употребления слов, активизируется словарь. Систематическое проведение словарной работы в значительной степени повышает уровень общего развития учащихся с нарушенным интеллектом, поскольку от правильного обозначения словом предметов и явлений окружающего мира во многом зависит дальнейшее совершенствование обобщающей функции слова и коррекция недостатков словесной системы мышления. Основным приемом уточнения уже известного или раскрытия значения нового слова является показ соответствующего предмета, признака или действия. Наблюдения учащихся в процессе демонстрации наглядных пособий должны быть активными: детям предлагается самим выделить части, признаки предмета или явления. При этом, помощь, оказываемая им, может быть различной: показ другого, резко отличного предмета при сравнении двух сходных:

- демонстрация предмета, его изображения в целом или фрагментарном виде в зависимости от задачи изучения (рисунок дерева, кустарника, травы - для формирования общего понятия о растениях);

- окрашивание в различные цвета частей этих предметов – для ознакомления с ними; направляющие вопросы («Какого цвета, какой формы, какой вкус?»);

- конкретизация вопросов («Из чего можно лепить различные предметы - при сравнении свойств песка и глины).

Наибольшая степень активности наблюдений учащихся достигается в их практической деятельности, когда они не просто рассматривают предмет, а сами принимают участие в изменении его признаков, в изготовлении предмета по частям. В коррекционной школе могут быть использованы и другие приемы объяснения и уточнения слов:

- подбор родственного слова (врассыпную – рассыпать), подстановка синонима (изба – дом);

- разложение общего понятия на частные ( инструменты – это молоток, пила);

- объяснение путем толкования ( зверобой – это название лечебной травы).

Последний способ применяется преимущественно в старших классах, т. к. у учащихся с нарушенным интеллектом младшего школьного возраста еще недостаточен объем словаря, и кроме того вербальные способы объяснения не всегда создают четкий образ явления действительности.

В практике школы уточнение и расширение представлений детей, и обогащение их словаря протекают одновременно. Так, например, учащиеся первого класса рассматривают огурец, морковь, репу и т. д., определяют их цвет, форму, вкус. Рисуют, показывают эти предметы, называя их, отмечают с помощью учителя те или иные признаки. При этом для одних учащихся все слова являются уже известными, для большинства же слова репа, овощи и некоторые другие оказываются новыми. Упор в лексической работе с детьми с нарушенным интеллектом должен быть сделан на активизацию их словаря. Такое направление объясняется тем, что активный словарь учащихся коррекционной школы особенно беден. В связи с этим изучаемые слова должны повторяться в серии различных упражнений.

Словарная работа проводится на всех уроках развития речи, чтения, русского языка по единой системе: объяснение значение слова, употребление его в предложении, контексте. Занятия по развитию устной речи создают неограниченные возможности для формирования новых представлений, для уточнения и обогащения словаря. Источником расширения словаря являются экскурсии, наблюдение, предметные уроки, диафильмы, картинки и другие средства наглядности. Для закрепления значения слова и его связей с другими словами используются различные словарно – логические и словарно – грамматические упражнения. Причем, если в первом классе словарная работа и практическая деятельность учащихся протекает параллельно, то в дальнейшем они могут работать над словом, опираясь на раннее полученные представления. Словарно – логические упражнения включают следующие виды заданий:

- определение предметов на основе различных признаков ( цвет, форма, размер, материал);

- противопоставление предметов по цвету, форме, размеру, материалу, принадлежности к родовой группе и др. (стол – это мебель, а пила – инструмент; заяц зимой белый – а белка серая).

- анализ и синтез предмета: расчленение его на части, узнавание целого по его частям (крышка и четыре ножки – это стол);

- классификация предметов по основному признаку, по принадлежности к тому или иному понятию (В лесу растут грибы, ягоды, орехи.);

- обобщение предметов, подведение видовых понятий под родовые (клен, осина, елка – это деревья).

Обогащение словарного запаса осуществляется в определенной последовательности: сначала ребенок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознает значение и функцию данного слова. После уточнения значения слова ребенку на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяют глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные. Если актуализируется глагол, то он должен быть отработан в словосочетаниях, в которых значение глагола определяется в зависимости от лексического значения дополняющего его слова.

С начала обучения в школе учащиеся должны знакомиться с такими логическими операциями, как анализ и синтез, упражняясь в выделении основных элементов данного целого. В период добукварных занятий учащиеся, рассматривая картинку или складывая из отдельных частей различные простые предметы, должны по заданию учителя фиксировать свое внимание на этих отдельных частях и называть их.

Главное, к чему должен стремиться учитель в этой работе, заключается в том, чтобы процесс образования понятия осуществлялся учащимися активно, осознанно и правильно. Во – первых, для этой работы надо брать предметы, у которых отчетливо выражены типичные признаки, лежащие в основе образования данного понятия. Во – вторых, необходимо использовать в работе наглядные пособия.

Таким образом, специфика словарной работы и развития речи в коррекционной школе заключается не во введении каких – то новых упражнений по сравнению с массовой школой, а в характере первоначальной работы над словом, предусматривающей развитие представлений учащихся, их наблюдательности и способствующей более точному усвоению значений слов, а также активизация словаря аномальных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников

Статья посвящена одной из самых трудных для учителя начальных классов проблем: развитию речевой деятельности младших школьников....

Особенности речевого развития детей с РДА

В нашей стране, к сожалению, специальных методик работы для детей с РДА разработано недостаточно. Каждая из них нуждается в индивидуальной модификации для каждого ребёнка....

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

"Речевая готовность ребенка к овладению грамотой. Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет"

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.К седьмому году жизни ребенок полностью овладевают разговорно-бытовым стилем....

Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"

В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...

Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием

Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием...