Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности
статья по теме

Руденко Марина Николаевна

 

Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести

специально для целей образования.

                                         Энтони Маллан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

 во внеурочной деятельности

М.Н.Руденко,учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Приволжского района РТ,г.Казань

Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести

специально для целей образования.

Энтони Маллан

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.    Исходя  из  того,  что «информационные  и  коммуникационные технологии –  это  совокупность  методов,  устройств  и  производственных процессов,  используемых  обществом  для  сбора,  хранения,  обработки  и распространения  информации»,  главным  в  практической  деятельности учителя  становится  понимание  роли  применения  ИКТ  в  учебной и во внеурочной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.[1]

В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно-деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева. Особое внимание уже сегодня мы  обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные (ИКТ).

Использование в образовательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения обучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания; направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьников.[2]

Современные компьютерные средства я использую на каждом этапе процесса обучения, среди них – получение информации, ее обработка, обобщение результатов (познавательные универсальные учебные действия – УУД), коррекция полученных результатов. Такой вариант обучения дает наиболее ощутимые результаты для обучающегося с любым уровнем подготовки.

Внеурочная работа направлена на решение следующих задач:

  1. Формирование у ребенка положительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;

б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть, положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.[3]

  1. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.
  2. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.
  3. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. Во внеурочной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности
  4. Развитие познавательного интереса. Данная задача внеурочной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеурочная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.
  5. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.[4]

Перечисленные задачи определяют основные направления моей работы по организации внеурочной деятельности. В реальной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями группы учащихся и поставленной задачей.[5]

Развитие личности лучше всего реализуется в конкретной, целенаправленной деятельности. Чем шире такая деятельность, чем ближе эта деятельность к реальной действительности, чем больше направленности на конечный результат, тем активнее выделяется творческая самостоятельность ученика, тем больше у него стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу, приобрести достаточно много универсальных знаний, не только помогающих ему в работе, но и способствующих его индивидуальному развитию.[6]


Список литературы

  1. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. –2000.
  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  3. Сеть творческих учителей // ИКТ в начальной школе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  4. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:  http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmplib
  5. Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя. – М., Аст-Пресс, 2006. 187 с.

[1] [1]

[2] [2]

[3] [5, 29]

[4] [4]

[5] [3]

[6] [5, 32]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего о...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Знакомство с методическими новинками в периодической печати о использовании современных педагогических технологий во внеурочной деятельности.

В данной работе указывается методическая литература по внеурочной деятельности в соответствие с ФГОС, которая поможет в работе учителям и воспитателям....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС

В статье описываются основные технологии, примняемые во внеурочной деятельности в рамках ФГОС...

Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...

Статья на тему «Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности»

Информационно-коммуникационная платформа Сферум - это часть цифровой образовательной среды, предназначенная для расширения образовательных возможностей на всей территории нашей страны. Платформа позво...