Статья « Игра, как форма самореализации ребёнка»
статья по теме

Егорова Людмила Николаевна

Статья « Игра, как форма самореализации ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_kak_forma.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей №378

Кировского района Санкт-Петербурга

Егорова Людмила Николаевна

Статья « Игра, как форма самореализации ребёнка»

Группа продленного дня в настоящее время стала важной формой общественного воспитания детей. Одной  из важных задач в работе  с детьми в ГПД является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы  они были действенным средством воспитания детей.

 Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства. Необходимо знать игры, владеть методикой их проведения ,уметь подбирать их в соответствии с  возрастом играющих для достижения определённых педагогических целей.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и способна творить чудеса. Ленивого она сможет сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого- умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому. Что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки. организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого ребёнка. Также игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, дидактические, познавательные и другие. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье.

Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии.

Многие из игр существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, совершенствуются. Создаётся множество различных вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег. Прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

У воспитателя ГПД  большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним. Для этого создаются необходимые условия в ГПД , расписанием предусматривается специальное время. Но не следует занятия играми ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, то на помощь приходят загадки, шарады, ребусы, тихие игры, фокусы, шутки и т. д.

При выборе игры надо принимать во внимание следующие обстоятельства:

  1. возраст детей,
  2. помещение для игр (в небольшом помещении возможности ограничены, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность),
  3. игры на воздухе ( проведение их зависит от времени года и погоды),
  4. количество участников ( нередки случаи, когда часть детей занята приготовлением уроков, а другая свободна и надо её занять. В этих случаях хороши игры за столом, настольные игры, игры с конструктором и строительными материалами)
  5. инвентарь для игр ( для многих игр нужны мячи, скакалки, кегли и т. д.)

Выбор игры зависит от рода занятий детей до начала и после окончания игр. Если дети долго сидели,  занимались умственным трудом, им необходима разрядка. После занятий физическим трудом детям лучше поиграть в спокойные, малоподвижные игры, игры на проверку внимания, сообразительность. Если после занятий подвижными играми детям предстоит вновь умственная работа( приготовление уроков, чтение книг) надо, чтобы они предварительно успокоились. Для этого подходят игры с пением, хороводы, чтение книг воспитателем.

Игротека необходима каждой группе продлённого дня. Получив игры, дети будут заняты интересным делом и пребывание в ГПД станет для них более радостным и привлекательным.

Рекомендуемые игры в ГПД :

Снежная игра "Волк и зайцы"

В эту игру мы играем на улице, когда выпадет снег и есть чистое снежное поле. Дети выстраиваются в шеренгу и вслед за воспитателем протаптывают в снегу круг. Круг делим на несколько частей ( 4, 8 и т.д. ). Затем выбираем волка, все разбегаются по дорожкам и начинается игра. Если волк догнал зайца, то заяц становится волком. Главное правило: БЕГАТЬ ТОЛЬКО ПО ДОРОЖКАМ!  Нарушивший правило, становится волком.

Особой любовью в ГПД пользуется игра "Хали-Хало". В нее дети играют в любое время года. Если хорошая погода - играем на улице, а если на улице дождь - в помещении. Это развивающая игра, ориентированная на знание географии. Но можно загадывать любые слова.

Описание игры "Хали-Хало"

Для игры нужен мяч или мягкая игрушка. В ней принимают участие от трех до пятнадцати человек. Дети становятся в одну шеренгу ( если в классе, то сидят на стульях ). Выбирают водящего. Водящий загадывает слово и называет первую букву, например: город на букву "М". По очереди бросает мяч каждому в руки. Играющие должны угадать название города. Если не отгадали, то водящий называет вторую букву и т.д. до тех пор, пока правильный ответ не будет назван. если же кто то из играющих правильно назвал слово, то водящий бросает мяч об землю, говорит "Хали-Хало" и убегает. Тот, кто угадал слово, ловит мяч, говорит "Стоп", и кидает мяч в водящего. Если он попал, то становится водящим, а водящий идет в конец шеренги. Игра начинается с начала. Если отгадавший слово не попал в водящего, то водящий загадывает новое слово, а отгадавший идет в конец шеренги.

Играя в эту игру дети развиваются умственно и физически. Игра не дает им скучать.

Игра-хоровод «Чурилки».

 Участники хора встают в круг, выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

             Колокольцы-бубенцы,

             Раззвонились, удальцы:

             Диги-диги-диги-дон,

             Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

            Игра «Ручеек»

Участники игры должны  создать звуком непрерывность (как бежит ручеек), для этого надо хлопнуть в ладоши каждому извилисто без паузы, в порядке, каком педагог скажет.

          «Пальцы-медведи»

Дети превращают свои пальцы в медведей и с нажимом «топают» ими по столу,

 по своей коленке,

по коленке соседа.

           «Мы солдаты».

Ведущий просит ребят представить, что они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды своего командира. По команде «по коленям» - громко топать, «в разведку» - шепотом произносить» тсс», в атаку – кричать «ура!», «за пулеметы» - хлопать в ладоши.

          «Горячий стул».

Ведущий говорит предложения, а участники при  согласии сидят, если не согласны, стул «горит», т.е. нужно встать и пересесть или поменяться местами. Например, ведущий:

  1. Санкт-Петербург – самый красивый город.
  2.  Каждый человек должен быть здоровым.
  3.  Зубы необходимо чистить один раз в день.
  4.  Во время еды нужно смеяться.
  5. И т. д.

           «Улови взгляд».

Ведущий обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Этому ребенку нужно поймать взгляд и быстро встать.

«Чувство, замри».

Ведущий говорит: «Раз, два, три, радость (страх, обида, злость), замри». Дети с помощью мимики изображают названное ведущим чувство.

«Две игрушки».

Ведущий бросает двум участникам по игрушке. Тем нужно быстро поменяться местами.

«Громко – тихо – средне».

Ребятам предлагают озвучить звуки ветра (дождя) с определенной громкостью, которую задает ведущий.

Рука лежит на столе – тихо,

 находится на уровне груди – средне,

 поднята вверх – громко.

«Счастливы сон»( на релаксацию).

Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают, если самый счастливый сон им еще не приснился. Глаза необходимо открыть только тогда, когда будет еле слышен звук колокольчика.

«Вспомнить песню».

Предложить ребятам вспомнить песни, в которых есть название музыкального инструмента. Например: «Я играю на гармошке…» или «..и кузнечик запиликает на скрипке…». Игра может проходить в виде соревнования команд.

Рекомендуемые  дыхательные  упражнения:

Упражнение “Ладошки” (разминочное )

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Упражнение “Погончики”

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая  с рук что-то.

Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.  Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.  

“Китайский болванчик”

И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается, и т.д.

 Воспитателю  ГПД в работе с детьми необходимо соблюдать

     

  1.  частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса  и предупреждения утомляемости;
  2. поддерживать спокойную деловую обстановку;
  3. проводить подвижные игры на свежем воздухе;
  4. технические средства обучения применять в соответствии с гигиеническими нормами (8 – 9 минут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактические игры в умственном развитии ребёнка»

СТАТЬЯ «Дидактические игры в умственном развитии ребёнка»...

Статья "Советы родителям, как помочь ребёнку с чрезмерной активностью в поведении ребёнка"

В статье обращаю внимание на некоторые причины чрезмерной активности детей,  и как родителям помочь "снять" эту активность....

Статья: «Игра в жизни ребёнка»

В статье говорится о роли игры в жизни ребёнка. Приведены игры для первоклассников на уроках, переменах....

Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....

Статья "Игра как форма социализации обучающихся с РАС"

Статья посвящена проблемам социализации детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью. В ней рассматриваются различные этапы обучения детей игровой деятельности. Та...

Статья "Игра как форма социализации обучающихся с РАС, осложненных интеллектуальной недостаточностью"

Материалы международной научно- практической конференции. Публикация в сборнике "Вызовы времени: актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологий". 2019...

Статья " Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке."

Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и...