Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
рабочая программа (2 класс) по теме

ЗАКИРОВА ГУЛЬНАЗ ИДВАРТОВНА

 

         «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

         Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodinavneur._2v_kl.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

   «Согласовано»               «Согласовано»            «Утверждено»                «Согласовано»

     Руководитель МО         Заместитель                   Директор лицея             методист ИМЦ

                                                руководителя по ВР                                        по начальному образованию

 ____________________  ________________         _____________                 ____________________

   Г.Ю. Байгузина                    И.Т. Кабирова                 Р.А.Вафин                     Каримуллина В.Э.

 Протокол № 1  от                                                        Приказ № 183 от        от_______________2012г.

 27 августа 2012 г.                   31августа 2012г.          31 августа 2012г.

             

                                       

                                                      Рабочая программа

по внеурочной деятельности

учителя начальных классов

муниципального бюджетного  образовательного учреждения

«Шеморданский  лицей  Сабинского  района  РТ»

Закировой Гульназ Идвартовны

Нравственно-патриотическое направление

«Моя малая Родина»

2 класс

                                                                                                                                       

                                                                                           

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                 

                                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                                        педагогического совета                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                        Протокол №1  от

                                                                                            «27» августа  2012              

                                                                                                                                                                     

        

                                                           2012-2013 учебный год

                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся  2 класса . Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия  рассчитаны на 1 часа в неделю, 34 занятий в год.

Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».  

Содержание программы имеет краеведческую направленность:  изучение  истории своего края,   географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.

Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития.  Учащиеся должны  знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. На занятиях  учащиеся  приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы.  Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное,  казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании»,  основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

 

ЦЕЛЬ:

Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников  путем привлечения их к краеведческой работе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
  2. Сформировать мотивацию  к изучению истории и природы родного села.
  3. Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
  2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  1. Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  2. Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  3. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.

        Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

        Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.

Условия для реализации программы.

        Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
  2. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Ожидаемые результаты.

        К концу  года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории села.

5. Историю своего села.

6.Вклад односельчан в историю страны.

7. Экологические проблемы.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

Учащиеся 2 класса могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:

Знать:

8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.

9. Знать посильные способы решения экологических проблем.

Уметь:

4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.

5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

Принципы организации деятельности:

  • гуманизации
  • личностно-ориентированный подход
  • научность
  • доступность
  • дифференцированный подход
  • практическая направленность.

Формы организации деятельности:

  • групповые
  • коллективные
  • индивидуальные.

Формы занятий:

  • игра
  • экскурсия
  • беседа
  • практическая работа
  • творческая работа
  • викторина
  • проект

                                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                           

Раздел 1.    Природа моего села

п/п

Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

          В том числе

      Дата

теоретич.

практич.

план

факт

1

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1 (1/0)

1

-

2

Растительный мир.

3 (1/2)

1

2

3

Животный мир.

4 (1/3)

2

2

4

Красная книга нашего села

1 (1/0)

1

0

5

Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего села»

1 (1/0)

0

1

ИТОГО

10 (5/5)

5

5

                                         Раздел 2.   Род, семья и я

п/п

Наименование тем

Общее кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

         В том числе

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие.

1 (1/0)

1

-

2

Моя родословная

5 (2/3)

1

4

3

Семейные традиции

2 (1/1)

1

1

4

Семейные реликвии

2 (1/1)

1

1

5

Роль семьи в истории села

2 (1/1)

1

1

6

Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём …»

1 (1/0)

0

1

ИТОГО

13 (7/6)

5

8

                                       

                               Раздел 3.  Моё село: прошлое, настоящее, будущее

п/п

Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

            В том числе

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие.

1 (1/0)

1

-

2

Село, в котором мы живем.

2 (1/1)

1

1

3

Составление карты села

1 (0/1)

0

1

4

Наша школа

1 (0/1)

0

1

5

Здравоохранение

1 (0/1)

0

1

6

Искусство

1 (0/1)

0

1

7

Спорт в селе

1 (0/1)

0

1

8

Много профессий хороших и разных

1 (0/1)

1

0

9

Никто не забыт, ничто не забыто!

1 (0/1)

0

1

10

Итоговое занятие. Проект «Чтобы помнили …»

1 (1/0)

0

1

ИТОГО

11 (3/8)

3

8

ВСЕГО В ПРОГРАММЕ

34 (15/19)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Природа моего села (10 часов)

1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

        2. Растительный мир.

Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.

        3. Животный мир.

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.

Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.

        4. Красная книга нашего села.

        Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.

Раздел 2. Род, семья и я (12 час)

1. Вводное занятие.

        Понятия «род», «семья», «родословная».

2. Моя Родословная.

Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора  и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.

Составление генеалогического древа.

Составление семейного альбома, устное описание родственников.

 Выделение общих моментов в родословных различных семей.

 Презентация результатов проекта.

3. Семейные традиции.

Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе до сих пор с целью их обогащения.

4.Семейные реликвии.

Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.

5. Роль семьи в истории села.

 Изучение истории своей семьи в истории развития села.

      6.Итоговое занятие.

Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. (11 часов)

История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.

                              МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел

Основные способы работы

Формы занятий

Необход. дидактич. материал

Оборудо-вание

Кадры

Природа моего села

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, игра, экскурсия,

практикум,

викторина, проект, творческая работа

Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

карточки-задания для усвоения нового материала;

 карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

викторины, кроссворды,

 загадки, метаграммы, анаграммы;

экологические игры, сказки, ситуации.

Рабочие альбомы.

Канцелярские принадлежности.

Шкаф для методических пособий.

Клей ПВА.

Кисть -2шт.

Компьютер

Сканер.

Принтер.

Стеллажи.

Стенды.

Опросники

Род, семья и я

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, игра, экскурсия,

практикум,

викторина,  проект

Творческие работы учащихся, методические разработки,

образец исследовательской работы,

викторина

Родители

Бабушка, дедушка и другие родственники

Мое село: прошлое,

настоящее, будущее

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, экскурсия,

практикум,

викторина, сообщения учащихся,

проект

Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа

Жители села,

Учителя-ветераны.

Ветераны труда.

Труженики тыла.

Список литературы для педагога.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
  8. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
  9. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.
  10. О.С Газман  В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
  11. В.   И.   Даль    Пословицы   русского   народа,-—М,   1957.
  12. Детские    подвижные    игры    народов    СССР.    Пособие    для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.
  13. Т., Кедрина .  Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
  14.  М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.
  15. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
  16. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.
  17. В.Д. Осиповский  Родная старина. - Современник, 1999.
  18.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» направление художественно-эстетическое 4 класс.

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Весёлая мастерская". Напрвление программы - художественно-эстетическое. Расчитана на учащихся 4 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 2 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 1 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе»  для1 класса....