Как повысить технику чтения учащихся.
статья по теме

Выступлене на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

учителя начальных классов

КРИВОВОЙ О.В.

27.02.2009 г.

Тема: «Методы и приемы, способствующие повышению техники чтения»

Изящная словесность - гармония души.

В волшебную картину проникнуть не спеши. Метафора, эпитет влекут нас в высоту

И, разум освещая, рождают красоту.

"Чтение, - говорил  выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя".

Действительно, чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно - популярной литературе. Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Научить ребенка читать и привить ему любовь к книге - моя основная задача, как учителя начальных классов. Ведь чтение - это не только, чему обучают младших школьников, но и посредством чего их воспитывают и развивают, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Слабочитающий ученик в среднем и старшем звене обречен на неуспеваемость. Вот почему научить ребенка хорошо и грамотно читать имеет для меня такое важное значение.

Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным, как привить интерес к чтению, к книге.

Комплекс умений и навыков может быть представлен в общем виде схемой:

Осознанность

   Способ чтения


 
НАВЫК    ЧТЕНИЯ


    Темп чтения

Правильность        Выразительность

Главенствующее, ведущее место в этом комплексе имеет такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Смысловая сторона чтения - сумма понимания читающим:

1. значений большей части слов, употребленных в тексте в прямом и переносном смысле;

2.содержание каждого из предложений, уяснение смысловой связи между ними;

3.предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

4.основного смысла всего содержания текста, т.е. осознания его и своего отношения к прочитанному.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств, возрастных возможностей читателя, его общей развитости, уровня притязаний, круга интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого. Вот почему одно и тоже произведение может быть принято и осознанно по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста.

 Полезным пособием на уроках чтения являются словари. С их помощью учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активизируют его, знакомятся с лексическим значением    тех слов, которые не понимают, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.

Я учу пользоваться словарями с 1 класса. На библиотечных уроках знакомимся с разными видами словарей. Многие семьи по моему совету приобрели словари Даля и Осипова, Современный словарь иностранных слов. Каждый ученик завел личный толковый словарь. В него вписываем толкование слов, встречаемых в произведениях, выясняем, что значений у слов может быть несколько. Знакомимся и работаем со словарями омонимов, синонимов, антонимов.

На уроках уделяю большое внимание формированию интеллектуально - речевых умений. В эту группу входят следующие умения определение темы, основной мысли текста, составление плана, конспектирование. Подробный, выборочный или сжатый пересказ и т.д.

Разному виду пересказа помогают памятки.

Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения, взаимодействующим на другие его стороны является способ чтения.

Известны 5 основных способов чтения:

1.побуквенный        | непродуктивные

2.отрывное слоговое        способы

З.плавное слоговое

4.плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов

5.чтение словами и группами.

Нужно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, к продуктивному способу чтения.

Для этого я использую разнообразный раздаточный и демонстрационный материал:

  • папки с буквами;
  • кассы букв;
  • кассы слогов;
  • сигналики;
  • дощечки и др.

Достичь быстрого перехода от знания букв к слоговому плавному чтению хорошо помогают следующие задания:

1 .Задания на синтез звуко - буквенных элементов.

"Словесные горки". Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, т.е. каждое нижнее слово длиннее верхнего на 1 букву. Самое верхнее слово состоит из 2 букв, а самое последнее - из 15-16. Чем ниже ученик будет спускаться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова?

2.        Задание на упрочение ассоциативных связей.

"Поиск заданной буквы". Ученик должен в течение 30 с найти в тексте заданную букву. Отыскав, он ее подчеркивает или обводит кружком. Ошибки ученика (пропуск буквы, подчеркивание другой буквы) анализируются. Затем дается аналогичное задание на отыскивание другой буквы.

3.        Задание на увеличение объема восприятия.

"Чтение строчек с прикрытой верхней половиной". Чистый лист накладывают на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

4. Задания для улучшения артикуляции.

" Произнеси быстро". Дается предложение или строфа стихотворения и нужно 10 раз подряд произнести ее вслух, без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание нужно ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

Далее остановлюсь на темпе (скорости) чтения. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Для этого уделяю много времени индивидуальной работе с детьми (особенно в 1 классе).

Ежеурочно провожу пятиминутки чтения, на которых дети читают свою книгу в режиме жужжащего чтения. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если ребенок не любит читать, использую режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения, о котором я говорила, - это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки и после этого получит кратковременный отдых. Я рекомендую родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

 Хорошие результаты дает домашнее чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6 - 8 слов. Дочитав до 3 - 4 слова, забыл 1 слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, разработанных и предложенных профессором И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: 1 предложение состоит всего из 2 слов: «Тает снег» - 8 букв, а последнее предложение - из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1 -2 буквы. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Один набор можно повторять 3 - 4 урока. Время работы со всем наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 3 месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 - 9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Повысить темп чтения помогают и такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки.

Правильность чтения выражения в том, что ученик избегает или напротив допускает: а) замены, б) пропуски, в) перестановки, г) добавления, е) повторы букв (звуков). Слов и слогов в читаемом тексте: правильно или ошибочно делает ударение в словах.

Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова (можно) провожу тренировочные упражнения начиная с букварного периода.

I. Какая буква, слог, слово лишнее?

  1.    а, у, р, о.
  2. ма, ра, ла, ны, са.
  3. река, речка, ручей, ручка, ручеек.

II. Что общего в словах и чем они различаются?

  мел - мель,

  мал - мял,

  мыл - мил.

В отработке правильности чтения помогает работа с разнообразными словарями.

При проверке чтения систематизирую ошибки. Добиваюсь сразу от детей правильного, безошибочного чтения (результаты проверки прилагаются).

С первого класса ребята учатся следить за правильностью чтения своих товарищей. Для сигнала ошибки использую прием "постукивание карандашом". Если ученики услышат ошибку, (сделанную) допущенную при чтении их товарищи, они один раз стукнут карандашом по столу. Читающий сразу исправляется.

Также помогают исправлять ошибки соседи. Только сосед по парте может остановить читающего или после чтения указать на ошибку.

Выразительность чтения проявляется в умении ученика обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико - грамматические, психологические и ритмические при чтении стихотворений); деталь логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.

Выразительное чтение как высший тип чтения - это умение читающего использовать основные средства выразительности для выявления своего понимания, оценки содержания и смысла читаемого текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя аудитории. Не случайно, что выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях обычно имеет место на заключительных этапах работы над текстом, когда он всесторонне рассмотрен, проанализирован, понят учеником.

Работать над выразительностью начинают с первых дней. На уроках по обучению грамоте учим стихи о буквах и на разные темы.

Большую роль по отработке выразительности чтения играет речь учителя. Стараюсь всегда заинтересовать своим чтением детей, через выразительное чтение показать красоту и богатство родного языка. В первом классе еженедельно провожу конкурсы на лучшего чтеца стихотворения по различным темам. Стихи дети подбирают сами. В классе собраны подборки стихов по разным темам. В 3 и 4 классах провожу конкурсы стихов, авторами которых являются сами дети. Дети любят сочинять и исполнять стихи, умеют правильно и грамотно проанализировать чтение своих товарищей.

Анализируя каждый компонент чтения, подвожу итоги и на основе совокупных данных выношу окончательное суждение об уровне навыка чтения.

Работу по контролю за уровнем развития навыка чтения провожу раз в месяц. Изучив исходный уровень развития данного навыка, анализирую динамику эффективности класса в целом, каждого ученика, сравниваю с предыдущей проверкой и результатом входной диагностики. Получив результаты, оформляю качественный анализ, который помогает мне выявить типичные ошибки класса, анализирую причины массового неусвоения и изменяю стратегию обучения, затем выявляю индивидуальные ошибки, требующие также изучения факторов, их обусловивших, разрабатываю систему индивидуальной помощи учащимся.

Количественный анализ выявляет уровень усвоения материала каждым учащимся и предлагает в дальнейшем организацию индивидуальной работы по коррекции усвоенного.

Результаты диагностического анализа представляю графически, что является наглядным и информативным средством представления результата в виде диаграммы, таблиц.

Такая система работы позволяет вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, любящего книги и умеющего самостоятельно работать с ними, помогает подготовить ученика к систематическому изучению художественной литературы в средней  школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ техники чтения учащихся

Анализ техники чтения учащихся...

Проверка техники чтения учащихся начальных классов

Порядок проведения процедуры проверки техники чтенияНормы чтенияРекомендации по оцениванию техники чтенияКлассификация сшибок, влияющих на снижение оценки...

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....

Как повысить технику чтения ? Полезные советы для родителей и детей.

Артикуляционная гимнастика.а) разминкавдох носом, выдох через рот;вдох, задержка дыхания, выдох;вдох, выдох по порциям.б) упражнения для развития четкости произношения:Самолеты взлетают: у-у-у.Машины ...

Как повысить технику чтения у обучающихся начальной школы?

Материал содержит проблемы  по технике чтения у обучающихся начальной школы....

Как повысить технику чтения?

Речь пойдет о трудностях, которые тормозят скорость чтения, о видах работ на уроках чтения, о видах работ с текстом. рекомендации родителям и детям....