Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Здышева Анна Николаевна

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.

План самообразования

На 2011 – 2012г.

Преподавателя Здышевой А.Н.

МОУ «Начальная школа – сад №13.

По теме самообразования выступала на школьном методическом объединении учителей школы в октябре 2011года с анализом проведённых мероприятий и результатов деятельности учащихся.

 

Цель самообразования:

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
  • Углубление знаний по разным методикам;
  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • Повышение общекультурного уровня.

Методическая тема самообразования:

«Изучение результативности образовательного процесса с помощью специальных способов и приёмов»

Цель:

  • Изучение не только успешности усвоения ЗУНов, но и развитие наблюдательности, мыслительной деятельности, практических действий, эмоционально – волевых качеств учащихся.

Задача:

  • Разрабатывать и применять на практике такие способы и приёмы изучения результативности обучения, которые бы служили полному выявлению состояния учащихся, степени их удовлетворённости, благополучия, психической комфортности.

Содержание:

  • Анкетирование;
  • Тестирование;
  • Сочинения;
  • Задания на различные классификации,
  • Обобщения;
  • Анализ
  • Выявление взаимосвязей;
  • Нахождение закономерностей;
  • Выделение существенных признаков.

Выступление на МО

      А.С.Выгодский говорил, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»,т.е. обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка.

      Работая по системе Л.В.Занкова, приходится постоянно отвечать на вопросы: как далеко «забегать вперед развития» ребёнка по отношению к каждому ученику? На каком этапе обучения? В какой мере развивающая система обучения должна обеспечивать психологический комфорт? Как научить детей способам самостоятельного постижения знаний? На десятки подобных вопросов приходится отвечать себе, прежде чем прояснится схема завтрашнего урока.

    Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов, не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие успех дела. Я постоянно анализирую достижения моих учеников. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получить наглядную и реальную картину развития ребенка, его способности наблюдать ,анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать предметы. Как ребенок включается в работу, какова степень развития его волевых качеств, самоконтроля?

    На уровне непосредственных наблюдений за детьми, на первое место ставлю выявление того насколько психологически комфортно, благополучно чувствуют себя дети в классе в процессе обучения. Те данные, которые я получила в первом классе, продолжаю накапливать при непосредственном наблюдении за учащимися и систематически дополняю теперь уже с помощью целенаправленных способов и приемов.

    В качестве одного из таковых – анкеты для родителей: на выявление наклонностей ребенка.

  1. Охотно ли ходит в школу?
  2. Рассказывает ли он по собственному побуждению о школе?
  3. Как реагирует на ваши вопросы о школьных делах?
  4. Наблюдали ли восторженное состояние и чем оно было вызвано? ( от общения с товарищами; материалом, который изучали на уроке; хорошими отметками; веселыми играми вне школы)
  5. Какой учебный предмет больше всего привлекает вашего ребенка?
  6. Обращается ли к вам ребенок с вопросами познавательного характера?
  7. Любит ли ваш ребенок читать?
  8. Самостоятелен ли ваш ребенок в организации учебных занятий дома?
  9. Сколько времени у вашего ребенка занимает выполнение домашнего задания?

10. Отдает ли себе отчет в готовности к завтрашнему дню?

11. Какими видами труда занимается дома?

12. В каких кружках, секциях занимается во внешкольное время?

13. Довольны ли вы условиями (т.е. режимом, общением с учителем, одноклассниками и т.д.), в которых находится ваш ребенок в школе?

Вопросы:

С 1 по 8.  Раскрывают насколько психологически комфортно ребенку в школе, насколько обеспечено его эмоциональное благополучие.

С 9 по 11. Вопросы нацелены на характеристику волевых качеств, способности подчинятся требованиям, контролировать свои действия, соотносить их со временем, с поставленной целью.

С 12 по 13. Дают сведения о внешкольных интересах учащихся и об их организованности.

14. Даем сведения о психологическом самочувствии детей.

       Как видно из анкеты, на каждый вопрос родитель может дать ответ четырех градаций: высшая градация выражает наиболее яркое проявление той или иной характеристики ребенка, самая низкая - ее отсутствие. В нашем классе преобладает количество ответов средней градации. Это неплохой, не низкий показатель положения дел в классе в целом, но довольствоваться им не хочется. Поэтому планирую некоторые педагогические моменты, способствующие более успешному учению.

Так же из этой анкеты можно почерпнуть индивидуальные особенности детей: например,

  • Кто неохотно ходит в школу,
  • кто никогда не рассказывает о школе,
  •  кто много времени тратит на домашнее задание, и т.д.

Эти данные наталкивают меня на поиск причин, вызывающих неудовлетворительность данного ученика школой. Может не сложились отношения с товарищами, может неудовлетворены учебной деятельностью, познавательными интересами .

      Благодаря анкете получены данные об особенностях волевых качеств учащихся (9-11)

Ответом на вопрос - каково детям в школе, могут также служить их сочинения, например, на такие темы: «Нравится ли мне учится?», «Наш класс», «Чем мне запомнился учебный год?», «Мой любимый предмет».

 

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование как условие профессионального роста педагога"

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного у...

«Обновление содержания профессиональной деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС (внеурочная деятельность)».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Самообразование учителя в современном мире необходимое условие профессионального роста.

Самообразование учителя в современном мире необходимое условие профессионального роста....

Самообразование учителя в современном мире необходимое условие профессионального роста.

Самообразование учителя в современном мире необходимое условие профессионального роста....

Статья на тему: "Самообразование как условие профессионального роста педагога"

Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога...

Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования

Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответствен...