Рекомендации по формированию контрольно-оценочной деятельности
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Шеломова Елена Юрьевна

Советы учителям 1 класса по формированию контрольно-оценочных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации  по формированию контрольно-оценочных действий обучающихся в первом классе в рамках новых ФГОС.              Рекомендации предназначены для учителей начальных классов.

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве главных результатов наряду с предметными и метапредметные. При этом действия контроля и оценки являются частью личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

     В первом классе регулятивные универсальные действия направлены на формирование контроля «в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона», коррекции как «внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата», оценки для «выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения». Познавательные универсальные действия позволяют осуществлять «…контроль и оценку процесса и результатов деятельности». Коммуникативные универсальные действия формируют умение управлять поведением партнёра – «контроль, коррекция, оценка его действий».

     В связи с этим в современной школе система контроля и оценки не может ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания, а функция оценки должна заключаться в предоставлении ученику сведений об успешности его учебной деятельности.

    Поэтому с первого дня школьной жизни действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителей должны включаться во всей учебной работе. Начиная с первого класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

  • выделять критерии оценки,
  • фиксировать их определѐнным образом,
  • проводить прогностический, пооперационный, рефлексивный, итоговый контроль,
  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

     Следует учитывать, что оценка ребенком своих достижений должна быть дифференцированной (различение границ знания, полузнания и незнания) и оптимистичной (незнание – есть перспектива для дальнейшего развития).

     Начинаем обучать и отрабатывать у детей умение оценивать результат своей деятельности с помощью разных оценочных средств: «линеечек», «столбиков знания», «смайликов», «солнышек», цветовых вееров, лесенок и т. д. На начальном этапе обучения оцениванию используем «линеечки» («столбики знания»), по которым, поставив выше или ниже метку, можно измерить любые параметры работы.

     Чтобы учащиеся могли легко справляться с таким способом оценки своих достижений, проводится  подготовительная работа. Начинаем с обучения первоклассников действиям оценки, взаимооценки и самооценки на первых неделях сентября. Проводим занятия, которые позволяют формировать у ребенка представление об оценке и самооценке.  На этих занятиях дети усваивают способы оценки, анализируют собственную деятельность в сотрудничестве с учителем и сверстниками и оценивают ее на основе совместно выработанных критериев. Полученные знания об оценке своих достижений отрабатываются в ходе учебного процесса на предметном материале.

      Перед выполнением любого задания на уроке дети рисуют столько линеек – шкал, сколько качеств работы будет оцениваться, и подписывали под ними первые буквы оцениваемого качества. Например, при оценке поделки на уроке технологии с учениками обговаривалось, что можно оценить в работе. Были выделены критерии «Аккуратность», «Самостоятельность выполнения», «соответствие замыслу».

    С ребятами обговаривается, конкретизируется, что значит «аккуратность», «самостоятельность», «соответствие замыслу». Под линеечками подписываются буквы «А», «С», «З» и обсуждается, в каком случае крестик можно будет поставить на самый верх – работа выполнена идеально с точки зрения данного критерия или почему крестик может быть помещен ниже, в самый низ. Или, например, при подготовке к написанию букв или элементов на уроке письма с учениками обсуждается, что будем оценивать в работе. В ходе беседы вырабатывались следующие критерии:

1) соответствие образцу,

2) наклон,

3) высота,

4)аккуратность.

    Чертим линеечки и подписывались «О», «Н», «В», «А». В соответствии с предъявленными к работе критериями после ее выполнения осуществляется оценка по линеечкам и т. д.

    Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означало: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

   В октябре месяце наряду с «линеечками» вводятся и другие средства оценивания и самооценивания. На первых порах мы используем «смайлики» и цветовые веера. Для этого в конце каждого урока учащиеся после рефлексии деятельности на уроке, обозначают либо цветом, либо «смайликом» доволен он собой на уроке, почему у него такое впечатление о своей работе, а затем поделиться с классом своей оценкой, прокомментировав ее.

    Предметом оценивания могут быть как учебные действия и их результаты, так и способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения

Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...

Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения.

Актуализация темы.Условие возникновения опыта.Основные педагогические идеи.Теоретическая база опыта.Понятие "Творчество"Понятие "Способности"Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС...

Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы

представлены некоторые педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы...

Формирование контрольно - оценочной деятельности младших школьников

 Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в оценке своих знаний и умений с первых дней пребывания ребёнка в школе.Некоторые педагогические приемы, которые...