Самоанализ урока в связи с введением новых образовательных стандартов.
консультация по теме

Апатеева Ирина Владимировна

 

В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, но именно от этого зависит  качество обучения.

В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, но именно от этого зависит  качество обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_metod._obed.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока в связи с введением новых

образовательных стандартов.

(выступление на районном методическом объединении)

            В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, но именно от этого зависит  качество обучения.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.

Всего выделяют около 10 видов самоанализа. Например,  дидактический – как и с помощью чего вы добивались успеха на уроке. Структурный самоанализ -  то выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся…  Но самым распространённым видом самоанализа среди учителей является комплексный -  единство и взаимосвязь целей, содержания, форм и методов организации урока.

Есть уроки конкурсные, на аттестацию, рядовые. На открытых уроках присутствуют  гости или члены жюри, значит содержание, атмосфера должны работать не только на детей. Как правило, учитель заранее знает о том, что ему предстоит дать такой урок. Кроме профессионализма, знания методики на таких уроках привлекает внимание внешний вид учителя, умение расположить к себе, использование на уроке коротких и конкретных фраз.

Самоанализ таких уроков так же должен отличаться. Чтобы аттестационная комиссия , члены жюри могли отслеживать ход занятия, требуется паспорт урока  Это удобно и самому учителю, так как самоанализ можно выполнить по паспорту.

Итак, с чего начать?

  1. Тема и имя урока. 

Например, в планировании звучит: «Охраняемые реки, озёра, водоёмы».  Имя «Люби природу человек».

К какому типу урока может быть отнесен данный урок?  Например, комбинированный урок с элементами проектной деятельности.

  1. Начать откуда появился этот урок. (2,3 предложения)

Почему я выбрала этот предмет и эту тему урока? Можно начать так: « На идею, такого урока меня натолкнуло…

Например: Я работаю по образовательной программе «Гармония». Независимо от программы тема «Охрана природы» является одной из важных тем, поэтому раскрывается всеми авторами учебных пособий. Эта тема актуальна всегда. В этом году особенно, 2013 год – год экологии.

Поэтому я и предложила  ребятам об этом поговорить.

Каково место урока в теме, разделе, курсе? Характер связи урока с предыдущими и последующими.

  1. Цель, какие задачи решаются на уроке:

Общеобразовательные

Воспитательные

Развивающие?

        Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми?

  1. Сопоставление задуманного и реализованного.

Бывает так, что учитель вместо самоанализа даёт полный пересказ урока, чего нельзя допускать. Так же если явно что - то пошло на уроке не так, но учитель при самоанализе никак это не прокомментировал.( это вызывает недоверие) Конечно, если учитель что-то запланировал и не успел реализовать задуманное на уроке, то об этом говорить не следует. Это будет трактоваться не в пользу учителя.

Подробный анализ этапов, которые оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока. Доказательство оптимальности выбора методов и форм ведения урока.

Чего и с помощью чего вы пытались достигнуть на уроке? Например,  с целью поддержания  психологического и физического здоровья детей я использовала  валеологические приемы (физк.минутка, художественно слово, музыкальное сопровождение).

Если вы используете фильм -  для чего?

Вы развиваете у детей конкретное УУД, то с помощью чего и есть ли результат. Всё необходимо объяснять.

Чем больше моментов вы будете пояснять, тем меньше к вам возникнет вопросов у комиссии.

  1. Достигнута ли цель урока.

Если вам предстоит готовить конкурсный урок. Забудьте о конспекте, вы этот урок должны прожить.

Можно пользоваться только карточками – шпаргалками.

Притча.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Уважаемые, учителя, всё в Ваших руках.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

"Введение новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной статье представлениопыт работы по введению новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"....

Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.

Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....

Новые образовательные стандарты - новый формат урока

Статья о возможностях, которые открываются благодаря использованию  ИТ в учебном процессе....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов»

Обмен опытом. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов»...

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ...