Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.
статья по теме

Соловьева Ирина Евгеньевна

Данная статья опубликована в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

И.Е.Соловьёва, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22 г. Ковров

Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения отмечено: «Новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности». Поэтому, современное развитие общества ставит перед школой новый социальный заказ – воспитывать аналитически мыслящих выпускников с хорошим уровнем знаний. Толерантных, способных к решению социально – проблемных ситуаций.

В настоящее время наиболее распространённой формой подготовки к продуктивной общественно – значимой деятельности людей в самых различных сферах являются проекты. В системе общего образования они также получили широкое распространение.

Цель проектной деятельности в начальной школе: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Проекты в младших классах – это трудно! Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования, Но всё – таки – это возможно. Поэтому, с первых дней пребывания детей в школе я готовлю их к проектной деятельности. Учу оценивать свою деятельность и деятельность других. Формирую коммуникативные умения, а именно: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. Все темы, которые я предлагаю в качестве «проектных», посильны пониманию ребёнка. Главное правило моей работы – «исходи из ребёнка». Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребёнок должен быть заинтересован в проекте. Приступая к проектированию с младшими школьниками, обязательно учитываю тот факт, что большинство учеников ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

Чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности считаю необходимым:

1. Провести подготовительную работу. Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы

4. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, литературное чтение, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта

5. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта. Грамотно составленный отчет характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, я следую принципам: поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребёнка, проектная работа должна выполняться добровольно и обеспечиваться необходимыми средствами, материалами и оборудованием.

В своей работе я использую разные типы проектов:

Проект – наблюдения. Его удобнее реализовать на уроках окружающего мира. Это - наблюдение за природой в разное время года, за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека. Ведение дневников наблюдений – приём также хорошо известный и не новый. Дневник наблюдений – основа проекта.

Проект – рассказ. Использую на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, русского языка, интегрированных уроках окружающего мира и истории, истории нашего края. Что это? Это устный рассказ. Придуманная, фантастическая история, на заданную (выбранную) тему. Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Например, составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника, придумать свою потешку. В результате рождаются коллективные монопроекты «Книга загадок», «Потешки».

Проекты игр. Это изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда. Изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров. Задача учителя придать традиционным заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного варианта и рефлексии в конце работы.

Экскурсионные проекты. Программа обучения в младших классах насыщена разного рода экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом превратить экскурсии в серию детских проектов. Прежде чем состоится каждая экскурсия – проект, она детально планируется. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут свои отзывы.

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. В своей работе я использую персональные и групповые проекты.

Преимущества персональных проектов:

1.План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

2.У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

3.У учащихся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

4.Формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

1.В проектной группе формируются навыки сотрудничества;

2.Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

3.На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации;

4.Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

5.В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;

6.Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Пример организации группового проекта. В нашем классе очень много цветов. Ребята самостоятельно ухаживают за ними. Однажды у них возник вопрос, когда и как комнатные цветы появились в России? Почему комнатные и дикорастущие цветы имеют такие интересные названия? Какие легенды, предания, мифы сложены о цветах? Так как возникло такое множество направлений проекта, тему сформулировали так: «Цветочный калейдоскоп».

Выполнение проекта начали с постановки вопросов:

1.Когда и как появились цветковые растения в России?

2.Какую роль в жизни человека играют цветковые растения?

3.Кто из писателей, поэтов, музыкантов, художников посвящал своё творчество цветам?

Для сбора информации разделились на группы. 1. Цветы в творчестве писателей, поэтов. 2. Цветочные мелодии. 3. Цветы на полотнах художников. 4. Цветы в геральдике. 5. Цветы лекари.6. Цветы в преданиях, легендах, мифах. Информацию по теме проекта начали собирать из книг, газет, журналов. Ребята нашли и прочитали стихи русских и современных поэтов о цветах, Вспомнили сказки, в которых речь идёт о цветах. Рассматривая картины известных художников, задумались над вопросом. Кто из ковровских художников пишет цветы? Так произошла встреча ребят с известным ковровским художником С.Ю. Синицыным. На этой встрече ребята познакомились с творчеством автора картин, задали множество интересующих их вопросов. С произведениями великих композиторов, посвятивших своё творчество красоте природы, ребят познакомила учитель музыки Крылова Т.В.. Большую помощь в сборе информации оказала библиотекарь нашей школы Пестова Н.П.. Она рассказала ребятам о «цветочных» именах людей. Интересно прошла встреча ребят с библиотекарем ЗАО ЗИД Еленой Станиславовной. Вместе с ней дети перенеслись в мир легенд, преданий, мифов о цветах. Путешествуя по карте России, ближнего и дальнего зарубежья, мы с ребятами отыскали города, на гербах которых есть цветы. А скольким цветам приписаны чудесные свойства, исцелять больных людей! Об этом ребята узнали от школьной медицинской сестры Старыгиной Е.В..

В результате выполнения проекта была издана книга «Цветочный калейдоскоп», а мои ученики

1. Расширили кругозор в интересующих их областях знаний;

2. Научились находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;

3. Научились планировать работу над проектами;

4. Научились сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

По продолжительности выполнения использую:

Мини-проекты. Мини-проекты - могут укладываться в один урок или часть урока. Пример: проект «Берегите окружающую среду». Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация плаката каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Красная книга Ковровского района». Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, распределение  заданий (сбор информации по своим элементам). 2-й,3-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 4-й урок: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы. Пример: «Тайны русской красавицы» (берёзка).

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Пример долгосрочного проекта.

Во втором классе мои ученики вышли на проектную деятельность благодаря содержанию учебного материала в курсе «Мир вокруг нас». Мотивом выбора темы послужил урок «Весенние изменения в жизни живой природы». На нем, ребята узнали, какую пользу приносят растения животным и человеку. Многие из этих растений являются лекарственными. Так родился проект: «Лекарственные растения нашего края».

Цели проекта, (поставленные перед ребёнком): научиться самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать её. Познакомиться с миром лекарственных растений родного края. Внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений. Собрать засушенные образцы лекарственных трав.

Педагогические цели: активизировать навыки самостоятельной работы ребёнка по сбору нужной информации. Развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Результатом нашего проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии; взаимодействие с другими детьми на общий результат. Практическим результатом проекта является справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, в виде гербария, сообщениями учащихся, вырезками из газет, книжками – малышками.

Защита проекта прошла в третьем классе на уроке «Наш край»,  где тема урока совпала с темой проекта «Лекарственные растения нашего края».

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то обязательно привлекаю родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации. С этой целью провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей.

В проектной деятельности школьников выделяю следующие этапы

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираем и формулируем проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности. Выдвигаем гипотезы, требующие доказательства или опровержения, выбираем и организуем группы участников проекта, определяем направления работы, формулируем задачи для каждой группы, указываем способы источников информации по каждому направлению.

2 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач, соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

3 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия) Оформленные результаты в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

В процессе работы над проектом ученики успешно формируют и развивают УУД

Этапы пректа

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УДД

Погружение в проект

Организатор

Участник замысли вания

В сфере личностных УДД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УДД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее организацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УДД – учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УДД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятель

ностный этап

Консультант

Творец

В сфере личностных УДД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

В сфере регулятивных УДД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УДД – умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УДД – учится договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

Актер

В сфере личностных УДД – самоопределение, действия нравственно – этического характера.

В сфере регулятивных УДД – учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УДД – учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УДД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся. Два индивидуальных проекта моих учеников «Погружение в книгу Н.Носова «Весёлая семейка» и «Красота наличников», на региональном этапе конкурса «Я исследователь» заняли 1 и 3 место соответственно. Когда видишь детские горящие глаза, радость на лицах, гордость родителей за своих детей, не это ли самая дорогая награда для учителя!

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. //Москва «Просвещение» 2008 год. 151с.

2.Боровская Л.А. Исследовательский подход при изучении окружающего мира в 4 – классе. //Журнал «Начальная школа». 2004 год №5.

3.Гайдина Л.И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. //Москва 2007 год.221с.

4.Егорова И.В. Некоторые методические рекомендации по проведению внеклассных занятий по экологии в начальной школе. //Журнал «Начальная школа» 2002 год №7.

5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. //Самара 2007 год.

6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. //Москва 2008 год. 80с.

7.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.//Москва 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....

Методика обучения учащихся младших классов игре в минибаскетбол на уроках физической культуры.

Нужно обучать игре в минибаскетбол учащихся 3 - 4 классов. В методической разработке дана методика обучения игре в минибаскетбол....

Статья. Театрализованная деятельность в процессе обучения учащихся начальных классов.

Поиски средств для возникновения живого личностного знания, порождающие противоречивое "единство аффекта и интеллекта", благодаря чему происходит познавательное отношение в действии, "с...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Активные методы и средства обученя , используемые при обучении учащихся начальных классов...

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов. Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....