Диалогизация как средство развития коммуникативных качеств личности младших школьников
статья по теме


Предварительный просмотр:

Диалогизация как средство развития коммуникативных качеств личности младших школьников.

Абрамова Т.А.

            Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы (юрист, учитель, политик, социальный работник и мн.др.), так как им необходимо постоянно общаться с людьми. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывая множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфографические и орфоэпические ошибки в устной и письменной речи – все это беспокоит общественность.

Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно-речевые. Культура речи занимает в нем не последнее место.

Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Но не всякая норма является проблемой культуры речи. Эта проблема возникает лишь при наличии сосуществующих в языковой системе однозначных элементов, когда говорящий оказывается в ситуации выбора.

Общение выступает мощным фактором развития личности в целом, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, находить нестандартные решения жизненных и коммуникативных ситуаций. Наибольшее число таких проблем возникает в общении людей друг с другом.

Проблема развития отношений сотрудничества выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной и дальнейшей ее разработке послужили работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина. Многоаспектное освещение в психолого-педагогической литературе получила проблема общения ребенка с другими детьми.

Практика организации учебного сотрудничества на уроке показала большие возможности в развитии коммуникативных свойств личности. Но современная школьная жизнь устроена так, что в учебной деятельности младших школьников такой существенный фактор развития, как учебное сотрудничество детей, действует слабо, его богатые возможности практически не используются.

Всякий спор о том является ли учебный диалог оптимальным в обучении становится бессмысленным, если не названы четкие признаки, по которым оценивается его оптимальность. Оптимальный – наилучший для сегодняшних условий, для реальных возможностей учеников и учителя в данный момент.

Диалогизация обучения предполагает в единстве оптимизацию преподавания (деятельность учителя) и оптимизацию учения (деятельность учеников).

Диалог в обучении или учебный диалог – своеобразная форма общения. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Наиболее распространенными в классе являются разнообразные формы диалога учитель – учащиеся. Это совместное обсуждение учебной задачи, а также беседы во время урока.

И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.

В процессе педагогической деятельности учитель ставит перед собой следующие цели:

- оптимизировать процесс решения учащимися конкретной учебной задачи и путем эффективного управления деятельностью;

- создать условия для стимулирования психического развития учащихся;

- создать условия для целостного гармонического развития личности учащихся.

Учащиеся в процессе учебной деятельности не осознают всех учебных целей. Чаще всего их цель связана лишь с решением конкретной учебной задачи.

Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения  обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых может быть сообщение информации, постановка задач, выдвижение требований, диагностика понимания учащимися задачи, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнения, коррекция деятельности учащихся, оказание им помощи, оценка достигнутых результатов и прочее. При этом каждая реплика может содержать воспитательный импульс и оказывать воздействие на личность учащихся:

1. поддерживать его веру в свои силы;

2. помогать удерживать в привычном пределе уровень самооценки;

3. ликвидировать, в случае необходимости, отрицательные тенденции в организации межличностных отношений в коллективе и нежелательные проведения в поведении отдельных учащихся.

Наряду с психолого-педагогическими аспектами диалог оказывает воздействие на развитие речи учащихся:

1.  усиливает эмоциональную окраску речи;

2.  выразительность;

3. обогащение словарного запаса;

4. способствует развитию коммуникативных способностей учащихся;

5. развивает умение правильно строить предложения.

Многоплановость целевой направленности учебного диалога означает, что этот диалог фактически не имеет конца. Диалог делится на протяжении всего обучения и заканчивается с прекращением общения учителя с учеником.

Чем больше глубина диалога, тем полнее взаимопонимание между взрослым и ребенком.

Дидактическая цель учителя в учебном диалоге чаще всего имеет скрытый характер. При этом одна и та же цель может достигаться в разных диалогах, один и тот же диалог может реализовать различные дидактические цели.

Учебный диалог чаще всего направлен на решение учебной задачи (в отличие от трудовой и игровой). Его содержание характеризуется четкой предметной отнесенностью и сохранением единства темы вплоть до намеченного уровня ее исчерпания.

В учебном диалоге учитель выдает зачастую большую часть информации, тем самым стремится к решению остальных (отдаленных) целей обучения.

Любая реплика учителя в учебном диалоге подчинена достижению учебных  целей и имеет остродидактическую направленность. Субъективно учитель оценивает все проявления своего поведения в классе как обучающее и воспитывающее.

Учебный диалог характеризуется определенной, жесткой структурой партнерства. Лидер в диалоге один (учитель). В обучении лидерство может оказываться у учащегося или сознательно передаваться  ему учителем.

В учебном диалоге учитель учит, наставляет, воспитывает; учащийся – учится, повинуется, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным образом.

Учащийся, как правило, на уроке играет не активную, а реактивную роль. Его общение с учителем имеет большей частью вынужденный характер в том смысле, что он, хотя и может в отдельных случаях инициировать диалог (задав вопрос, подняв проблему), однако по своему желанию не может прервать диалог и выйти из него.

В учебном диалоге слушатель – учитель в типичном случае реагирует на сообщение оценкой, то есть выступает не как собеседник, а как классификатор и оценщик реплики учащегося. Поэтому учитель должен уметь имитировать интерес к известной ему информации как к новой, неизвестной, значимой, уметь стимулировать выражение собственного отношения учащегося к излагаемому материалу. В результате действительно появляется новая для учителя информация, что вызывает разнообразные естественные формы реакции на сообщение. Появляется живой диалог.

Условием эффективности учебного диалога является его психологически щадящий режим. Один из путей достижения такого режима – повышение симметричности диалога.

Учебный диалог – важнейшая сторона и учителя, и ученика. В связи с этим отношение к нему является более ответственным.

Учащийся в ходе учебного диалога постоянно уточняет модель учителя (слушает, задает вопросы) для улучшения прогноза его поведения, реакций и т.п., что имеет для него важное значение.

Ученик и учитель выступают в учебном диалоге как личности: во-первых, участвуют в общении физически, со своими индивидуальными характеристиками внешности, моторики, речи; во-вторых, их диалог оказывается насыщенным личностными смыслами, проникающими в строгий регламент учебного общения.

Существенным отличием учебного диалога от житейского является большая произвольность деятельности партнеров по общению: в последнем форма речи зачастую остается вне фокуса внимания, а в учебном – постоянно находится под контролем и говорящего, и слушающего, и речемыслительная деятельность учащихся приобретает в связи с этим весьма напряженный характер.

Временная структура учебного диалога является весьма жесткой. Задержка реплики со стороны учащегося сигнализирует не просто о размышлении, сомнении говорящего, но и о недостатке его подготовки. Реплики учебного диалога часто бывают весьма продолжительными. (Например, ответ учащегося у доски или объяснение учителя).

Речевые характеристики учебного диалога часто далеки от естественного общения, что вызывается такими уже упомянутыми его особенностями, как произвольность речи, ее нормативность, контекстность. Чего стоит знаменитое требование «отвечать полным предложением», противоречащее всем законам организации структуры сообщений в естественной речи. Кроме того, играет свою роль, и напряженный темп урока, вызывающий искусственное «подтягивание» индивидуальных характеристик речи к некоторой норме («не тяни – отвечай медленнее»), а также регламентация содержания высказывания («не отклоняйся от темы», «как сказать правильно?», «кто поправит?»)

Для этого на уроке необходимо поддерживать диалог длительный период времени, сохраняя его тему; конкретно и точно формулировать ответ на вопрос учителя.  Тогда данная работа способствовать развитию речи учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников

Работа с фразеологизмами в начальных классах. В работе указаны виды работ с фразеологизмами....

«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА "Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников"

      Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том,   что  воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловлива...

Развитие нравственных качеств личности младших школьников посредством изучения произведений Валентины Осеевой

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её ко...