Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся
статья по теме

Скирденко Мария Николаевна

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач,  воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_triz_statya_skirdenko.rar22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся

Скирденко М.Н.

учитель начальных классов

МОУ «Ракитянская СОШ №2 имени А.И.Цыбулева»

ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленные на решение жизненных задач»[1 с.11].

ТРИЗ-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это  значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
         ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач,
 воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Задача педагога состоит в воспитании ученика-изобретателя. По словам  Г.С. Альтшуллера «Изобретатель, как полагают некоторые, должен присматриваться ко всему, что можно изменить, переделать, улучшить. Это ошибочное мнение. Изменить и улучшить можно все без исключения орудия и средства техники: ничего неизменяемого нет. Задача изобретателя заключается не в механическом выборе темы, на которую случайно упал взгляд, а в творческом исследовании динамики развития определённого объекта и в обнаружении решающей на этом этапе проблемы, являющейся тормозом общего развития».

Основные  принципы ТРИЗ

Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.

Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.

Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

Дидактические возможности ТРИЗ:

решение творческих задач любой сложности и направленности;

решение научных и исследовательских задач;

систематизация знаний в любых областях деятельности;

развитие творческого воображения и мышления;

развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;

развитие творческих коллективов.

Специалистами по ТРИЗ Злотиным Борисом Львовичем, Зусман Аллой Вениаминовной были проанализированы, согласно теории Жана Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:

Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ-технология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы). При таком подходе реализуется концепция достаточно полного усвоения учебного материала, что дает, в целом, высокие результаты.

Можно выделить правила, по которым могут быть построены учебные занятия, с использованием ТРИ – технологии:

  1. Как можно меньше сообщения информации, как можно больше  рассуждений.
  2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций -  мозговой штурм.
  3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия.
  5. Активизация творческого воображения.

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ

1. (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)

- Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде.  Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На слайде:

Отрезок, луч, прямая, окружность, ломаная линия, многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и др.

Возможные вопросы учащихся:

- о количестве углов

- о количестве звеньев

- об ограничении концов

-  о бесконечности линии

Загаданное слово – прямая.

2. Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. На уроке окружающего мира по теме «Первые русские князья» обучающимся предлагается создать «паспорт» князей. Предлагаю вспомнить, что такое паспорт, какие сведения туда вносятся. «Паспорт» построим в виде таблицы. Далее учащиеся самостоятельно в группах составляют «паспорта» русских князей: 1 группа Рюрика, 2 группа - Олега, 3 группа – Игоря, 4 группа - княгини Ольги.

Имя, пол

Ольга, женский; жена князя Игоря

Место рождения

Город Псков

Государство

Древняя Русь

Годы правления

945-965

Деятельность князя

Изменила систему сбора дани, приняла крещение в 957 году, ни с кем не воевала

Особенности характера

Решительная, умная, отомстила за смерть мужа

3. «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир). Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. На уроке окружающего мира при изучении свойств воды, предлагаю учащимся задание: посмотрите  на каплю на оконном стекле.

- Представьте себе, что это маленький человечек.

-  Какими ещё способами человечек из воды может двигаться, путешествовать? (вместе с каким-то сосудом, по реке)

- Могут ли у водяного человечка быть дети? (может разделиться на более мелкие капли)

- Во что он может превратиться? (в пар, в лед, в снежинку)

Чем питается? (дождем, веществами, которые в нем растворяются и т.д.)

- Какие у него могут быть друзья?(дождик, речка, снежинки и т.п.)

- А кого он боится? (солнце, огонь, грязь, человек- может каплю проглотить и т.п.)

- Как сможет спрятаться (сольётся с дождевой водой, впитается в землю, испариться.)

- А теперь давайте сочиним сказку о его приключениях.

4. Методика сочинений по картине И.Н. Мурашковской отличается от традиционной прежде всего активизацией словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике. Рассмотрим этапы работы по картине на примере урока развития речи (сочинение) по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Состав картины 

-  Назовите все предметы, которые вы видите на картине (ответы детей учитель записывает на доске в виде символических рисунков или словами)

Грач, березы, темное небо, низкие серые тучи, потемневший снег, талая вода, церквушка с колокольней, сельские домики.

Восприятие объектов через разные органы чувств

- Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины.

- Какие звуки вы бы могли услышать? (крики грачей, шум крыльев, воды)

 -Какие бы уловили запахи? (запах талой воды, оттаявшей земли, сырости, свежести, запах весны)

Что почувствуете, если дотронетесь до березы, земли, снега и т.д.

Использование выразительных средств речи (составление загадок и метафор).

— Придумайте, на что похожи деревья, грачи, снег, стволы, ветви  деревьев,
— С чем можно сравнить небо, березы, грачей, снег, сельские домики, даль неба, небольшую церквушку.
— Назовите, какие признаки есть у снега, воды, грачей, неба, воды и т.д.
— Что может делать со снегом, с водой, с упавшими у берез ветвями.

Преобразование сюжета во времени

— Что могло быть перед тем, растаял снег? прилетели грачи? (называется ситуации, изображенные на картине).
— Что произойдет после того, как грачи построят гнезда? весь снег растает? выглянет солнышко?

Восприятие сюжета с разных точек зрения

— Придумайте рассказ от лица мальчишек, играющих возле сельских дворов,  грачей, священника из церкви, солнышка (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект).
— Опишите, что думает одинокий, сидящий у корней берёзки грач, если он сейчас (грустит, радуется  или торопится и т.п.)

Смысловая характеристика картины

— Выберите и объясните, какая из предложенных пословиц может быть названием картины.

Грач на горе — весна на дворе.

Герасим - грачевник грачей пригнал.

Грач на горе - весна на дворе.

Увидел грача - весну встречай.

Грач зиму расклевал.

Если грачи прямо на гнездо летят - дружная весна.

Если грачи сели в гнёзда, то через три недели можно начинать сев.

Одним из показателей успешности применения технологии ТРИЗ является позитивная динамика качественной успеваемости учащихся по предметам.

2011 - 2012 учебный год – 66,6%

2012 – 2013учебный год     -  1 полугодие – 68,7%

В аспекте развития: в  период работы      по данной технологии проводилось    изучение уровня развития творческого мышления (тест креативности Торранса). Результаты  приведены  в таблице:

 

Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010-2011

11%

19%

70%

2011-2012

23%

46%

31%

Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников.

Показателем развития творческого мышления учащихся являются достижения обучающихся во Всероссийских конкурсах: Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»: Кондратенко Александр - 2 место в районе, Крамарова Ольга – 3 место в районе, Кондратенко Александр, стал победителем районного конкурса «Покормите птиц зимой», в номинации «Как я кормлю птиц», победителями международного игры-конкурса «Инфознайка – 2012» стали Кондратенко Александр, Крамарова Ольга. В текущем учебном году Гончарова Анастасия стала победителем муниципального этапа  и участником регионального Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

Литература

Асмолов А.Г.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: М. Просвещение, 2011.-152с.

Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – с. 113

Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.

Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.

Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –2003. – № 4.

Мурашковска И.Н,  Валюмс Н.П. Картинки без запинки 1995

Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.

Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....

Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...

мастер класс«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Мастер класс по теме "технология ТРИЗ- как средство формирования творческих способностей учащихся" реализован через следующие задачи:1) Актуализацию личного смысла педагогов к использованию в опыте ра...

Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников

Педагогический проект: Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников. Этот метод можно использовать на любом уроке и во внеклассной деятельности....

«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...