Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС.
статья на тему

Данилова Ольга Николаевна

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Школа после уроков- это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего "я". Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Школа после уроков. Это интересно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx9.01 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС .

Учитель МАОУ СОШ № 36

Петропавловск-Камчатского городского округа

Данилова О.Н.

Школа после уроков.Это интересно.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
      Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

          Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы  организации внеурочной деятельности :

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

 

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

                           

  • запросы родителей, законных представителей первоклассников;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
  • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.

  Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

Примерные формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС  внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

Направление внеурочной деятельности

Форма, название

Программа

Художественно-эстетическое

Клуб «Фантазия»

«Фантазия» (работа с бумагой, бросовым и природным материалом)

Художественно-эстетическое

Театральный кружок

«Я вхожу в мир театра»

Проектная деятельность

Кружок «Игровая экология»

«Игровая экология»

Спортивно-оздоровительное

Аэробика

Оздоровительная аэробика «Тонус»

Спортивно-оздоровительное

Клуб «Веселые старты»

«Веселые старты»

Гражданско-патриотическое

Кружок «Мой край»

«Знатоки родного края»

Научно-познавательное

«Умные уроки»

 

1. Художественно-эстетическое направление представлено театральным кружком и клубом «Фантазия». Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению в школе работают педагоги дополнительного образования, которые осуществляет свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.

2. Проектная деятельность осуществляется в кружке «Игровая экология». Актуальность программы кружка обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

 

3. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено  кружком «Аэробика» и клубом «Веселые старты». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

4. Гражданско-патриотическое направление осуществляется в кружке «Мой край». Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа данного кружка осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.

5. Научно-познавательное направление представлено кружком «Умные уроки». Данный кружок ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её.

Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы по математической смекалке и др.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Школа после уроков-это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего "я".Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответсвии с ФГОС. Кружок "Проектная деятельность в 4 классе ". Направление: социальное. ...

Программа факультатива "Риторика" в рамках реализации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

   Цель  факультатива «Риторика» – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникати...

Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС в ГПД

Организационные моменты внеурочной деятельности...

Формирование личностных результатов в организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС (1-4 классы)

Материал представляет собой цикл разработанных методических рекомендаций для проведения занятий по формированию у учащихся коммуникативных навыков,  представлений о дружбе и взаимопомощи, особенн...

Интерактивные методы работы с обучающимися по социальной направленности внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Мастер-класс в рамках проведения педагогического совета «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе» от 15.12.17 г....

«Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

   «Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной       деятельности в соответствии с ФГОС....

"Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС" Кружок "Бисероплетение"

Работа участника в региональном научно-практическом конкурсе педагогических мастер-классов "Престиж" в номинации "Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС" Тема работы: Кружок...