Выступление на педагогическом совете "Повышение учебной мотивации младших школьников"
статья по теме

Учебная мотивация - необходимое условие успешного обучения в школе. Одна из задач, которая решается в начальной школе, создание условий для формирования положительной учебной мотивации  и дальнейшего её развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Повышение учебной мотивации младших школьников

Власова Ирина Станиславовна

учитель начальных классов

МБУ СОШ № 47 г.о Тольятти

Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается  в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

Формированию мотивации  в целом способствуют:

  1. общая атмосфера положительного отношения  к учению;
  2.  включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые,  формы работы);
  3. построение  отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования  различных методов стимулирования
  4. образная, ярко звучащая речь, укрепление  положительных       эмоций в процессе учения;
  5. использование познавательных  игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;
  6. построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся;
  7. развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся  в учебной деятельности, планирования, постановки  целей и реализации их  в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

формирование учебной мотивации

в учебной деятельности

во внеурочной деятельности

  • деятельностный метод обучения
  • участие в конкурсах школьного, окружного уровня
  • курс «Театр»
  • проектно-исследовательская работа
  • разные формы деятельности на уроке
  • участие  в создании передач школьного телевидения
  • проектный метод
  • работа по созданию мультфильмов
  • использование ИКТ-технологий
  • использование ИКТ-технологий

Формирование положительного отношения к учению.

- прежде всего, необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы дома при выполнении домашнего задания, снижать тревожность детей, исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д.), тем самым снижать или полностью исключать страх школьника перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить;

-  использовать игру, как естественную форму организации быта детей во внеурочное время;

 - целенаправленно эмоционально стимулировать  детей при подготовке домашнего задания;

 -  предупреждать  опасные для учебной деятельности чувства скуки, серости, монотонности (за счет перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); возбуждать  интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения;  

- формировать  внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

Развитие познавательных интересов.

- необходимо избегать в своем стиле общения с ребенком появления «антистимулов», таких как бедность, серость, монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания домашнего задания от личного опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и одновременно низкая плотность режима работы (паузы).

Приёмы формирования  учебной мотивации

  • мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми  пословицы и поговорки.

С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную  направленность на его включение в урок.

  • актуализация знаний
  • обращение к жизненному опыту ребёнка
  • интеллектуальные разминки
  • опора на имеющиеся знания
  • постановка учебных задач (целей)

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их.  Умение ставить цель - показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из  волевых компонентов мотивационной сферы.

  • открытие новых знаний
  • создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;
  • наблюдение, сравнение, анализ
  • построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся;
  • побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов
  • составление алгоритмов
  • самостоятельная работа и самопроверка по эталону
  • привлечение учащихся к оценочной деятельности
  •  формирование адекватной самооценки
  •  осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха
  • рефлексия
  • создание ситуации успеха
  • анализ своей деятельности на уроке
  • постановка целей на последующие уроки (установка на получение или закрепление знаний, умений и навыков)

      Кроме этого, на каждом  уроке создаётся атмосфера  эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества  «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).

      Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ - технологий. Учащиеся постоянно работают в образовательном пространстве на сайте nachalka.seminfo.ru.  Здесь они выполняют различные задания, проходят тестирование по различным предметам и темам. Интерактивность позволяет мгновенно видеть результаты своей работы, корректировать допущенные  ошибки, что также положительно влияет на мотивацию учащихся. Работая в пространстве, ребята создают собственные проекты, выкладывая затем их на форумах.

           Повышает учебную мотивацию работа в математическом он-лайн  тренажёре «Мат-Решка». Это интерактивная среда обучения математике для младших школьников, позволяющая каждому ребёнку двигаться по собственной образовательной траектории, определяемой его математической подготовкой и результатами выполнения заданий. В тренажёре созданы условия для повышения мотивации: система поощрений (баллы, наклейки, сообщения от учителя, грамоты).  Учащиеся с удовольствием занимаются, видя результаты своей работы – продвижение математического уровня.

      Для формирования учебной мотивации важна внеурочная деятельность, которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка. Учащиеся вовлекаются в работу по участию в  конкурсах разной направленности школьного и окружного уровня. Также принимают участие в создании школьной газеты «Спутник «FM-47 »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре: "Педагогический вернисаж приёмов формирования учебной мотивации младших школьников"

Данное выступление было представлено на городском семинаре. Предсталенные приёмы обучения подтвердили эффективность и результативность формирования мотивации  школьников в практической деятельнос...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

"Особенности учебной мотивации младших школьников" Выступление на педсовет школы, 2019г.

Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Эта мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда дети стремятся пон...

Выступление для заседания ШМО: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий».

Представленный материал содержит текст выступления для заседания ШМО по теме: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий». Цель данного выс...

Презентация к выступлению по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"

Представленный материал содержит презентацию, разработанную для сопровождения выступления на заседании ШМО по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних з...