Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения
статья (1 класс) на тему

Морева Валентина Юрьевна

 

Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_moreva.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения

Учитель начальных классов: Морева В.Ю.

Как жадно хватали знания наши бабушки и дедушки, дожидаясь очереди у керосиновой лампы или свечи. Завидовали тем, у кого была возможность окончить начальную школу, что уж говорить о тех, у кого за плечами было семилетнее обучение. Единицы в многомиллионной стране получали среднее, а тем более высшее образование. Так было в первой половине прошлого века.

И вот он ХХI век с его новейшими разработками, с возможностями каждого гражданина получить достойное образование. Но не все дети желают получить это образование. Современные дети не желают читать, не умеют логически мыслить, испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. В наш информационный век дети не умеют работать с информацией, они «тонут» в этом потоке информации. Учитель сегодня должен не только научить ребенка читать, писать и считать. Зачастую дети приходят в школу, уже умея это делать. Родители начинают «натаскивать» своих чад еще чуть ли не с пеленок, ориентируясь исключительно на умственное развитие ребенка и забывая о духовно-нравственном воспитании и личностном развитии. В дошкольных учреждениях занятия учебного типа вытеснили сюжетно-ролевые игры. Интернет, СМИ выступают источником получения знаний в различных областях, источником знаний, полученных в готовом виде. Постепенно это привело к потере интереса к учению, к снижению количества одаренных и способных детей, к увеличению категорий «интеллектуально-пассивных» учащихся, не умеющих работать самостоятельно, испытывающих трудности в обучении, проблемных детей. Большинство современных первоклассников не умеют элементарно слушать и слышать не только учителя, одноклассников, но и самих себя.

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения (слайд 2). Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного существа ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

В этом учебном году мне предстояло приступить к реализации на практике ФГОС НОО в 1 классе. Я отношусь к тому большинству учителей, которому необходимо перестраивать свое мышление исходя из новых задач. И это очень сложно. В первую очередь я решила заняться самообразованием, изучить теоретическую литературу, познакомиться с опытом коллег. И как всегда пришла к выводу, что новое – это старое, даже не забытое. Мы все это делаем каждый день на уроках и во внеурочное время. Только надо немного «отойти в тень» и предоставить возможность детям быть «героями» на уроке.

Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, внести в него что – то  новое, который способен самостоятельно  выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение (слайд 3)

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:

  • Личностные;
  • Регулятивные;
  • Познавательные;
  • Коммуникативные (слайд 4)

К личностным УУД относятся:

  • Положительное отношение к учению;
  • Желание приобретать новые знания, умения;
  • Совершенствовать имеющиеся;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Осваивать новые виды деятельности;
  • Признание для себя общепринятых морально – этических норм;
  • Способность к самооценке своих действий, поступков  (слайд 5)

К регулятивным УУД относятся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану;
  • Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • Адекватно оценивать свои достижения;
  • Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления (слайд 6)

К познавательным УУД относятся:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника, рабочих тетрадей;
  • Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме
  • Осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  • Устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы (слайд 7)

К коммуникативным УУД относятся:

  • Вступать  в учебный диалог с учителем, одноклассниками;
  • Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения,
  • Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения,
  • Строить небольшие монологические высказывания;
  • Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных  учебно – познавательных задач (слайд 8) 

Сегодня целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний.

Так, успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания   предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания, работать с разными источниками информации.

Развитие универсальных учебных действий (далее - УУД) обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.

Моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени

Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере урока русского языка в 1 классе. Тема: «Правила переноса слов» (слайд 9)

Уже на первом этапе уроке - самоопределения к деятельности - при проверке готовности учащихся к уроку формируется умение действовать по определённому правилу. Способы проверки готовности: по критериям, с помощью небольшого стихотворения, проговаривания «дежурным» и др. Не следует пренебрегать этим этапом урока, так как, помимо готовности письменных принадлежностей, учебника и тетради, дети должны быть готовы либо к открытию нового знания, либо к обобщению и систематизации изученного материла.

В процессе восприятия учащимися нового учебного материала необходимо уделять внимание подготовке детей к восприятию новых знаний. Эту роль и выполняет этап актуализации, где формируется такое регулятивное действие, как сравнение способа действия с его результатом. Этому способствует выполнение различных заданий с рядом слов: поиск лишнего слова, выделение двусложных и трёхсложных слов, объяснение способа действия при делении слов на слоги, обозначение гласных звуков и сравнение своих результатов деления на слоги с обозначением гласных звуков (количество гласных с количеством слогов).

Следующий этап урока - выявление затруднений и постановка проблемы, на мой взгляд, самый важный, так как на этом этапе формулируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. От того, насколько будет организована работа на данном этапе, будет зависеть заинтересованность и успешность в открытии нового знания.

Самым сложным для ребят является поиск выхода из затруднения. На данном этапе предпочитаю организовывать работу в группах, так как она помогает приучить учеников спорить, высказывать свое мнение, отстаивать его. Для понимания и принятия учащимся учебной задачи предлагаю ознакомиться с планом работы: читаем и проговариваем каждый пункт. Прогнозируем результат: что должно у вас получиться? Затем ученики в группах выполняют задания, демонстрируя умение действовать по плану, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Заслушиваем результаты работы групп, фиксируем выведенное правило в речевой и графической форме, контролируя и оценивая процесс и результат деятельности (слайд 10)

На следующем этапе урока сопоставляем выведенные правила с материалом учебника, обнаруживаем несовпадения и выводим алгоритм переноса слов. При этом формируются умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контроль и коррекция: сопоставление, обнаружение отклонений и внесение изменений.

На этапе первичного закрепления нового способа действия возвращаемся к заданию, которое не могли выполнить в начале урока, и, проговаривая выработанный алгоритм, приходим к выводу, что не каждое слово  переносится, тем самым формируя действие оценки как констатации достижения поставленной цели.  Следующий этап – самоконтроль с самопроверкой по эталону. Далее предлагается задание для самостоятельной работы: одной группе учащихся - выписать слова, которые можно перенести, разделив их для переноса, другой группе - слова, которые нельзя переносить. Обращаем внимание, какие знания понадобятся, могут ли быть совпадения у групп? При выполнении данного задания у школьников формируются умение действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, а также действие контроля и коррекции.

Большое внимание на уроке уделяем этапу рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности. Для достижения данной цели предлагаем вспомнить, какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось их открыть?(слайд 11)

 Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД, свойства и качества которых определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

По каким бы стандартам не учился  ребёнок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе (слайд 12)

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 22 - е изд., стер.- М.: Русский язык, 1990.
  2. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Начальная школа,- 1999,-№7.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. JI.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой. О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2009.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  5. Проект / Российская академия образования; под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009.
  6. Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.2. - М.: Просвещение,  2010.
  7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий - необходимое условие успешного обучения

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта....

Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.

      В данной работе рассматривается вопрос  по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий....

Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.

В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...

Формирование универсальных учебных действий, как основа «Умение учиться»

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – с...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....