"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"
статья по теме

Климова Ольга Александровна

Ведущее место среди инновационных  средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит  методу проектов.

Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными людьми, знание своих сильных сторон и способность владеть собой выходит на одно из первых мест в системе развития навыков будущего.

            Современной наукой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов. Работая в группе, они овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её совместно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе

Климова Ольга Александровна 

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 17»

  1. Теоретическое обоснование

Проект – 1. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. 2. Предварительный текст какого-нибудь документа. 3. Замысел, план.

Ведущее место среди инновационных  средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит  методу проектов.

Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными людьми, знание своих сильных сторон и способность владеть собой выходит на одно из первых мест в системе развития навыков будущего.

         Современной наукой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов. Работая в группе, они овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её совместно.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

  1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  4. Творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Основные требования к проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучаемых.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Таким образом, мы видим, что проект – это «пять П»:                    

     Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Этапы совместной работы:

  1. Определить состав группы;
  2. Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);
  3. Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений);
  4. Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
  5. Каждый участник продумывает, каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
  6. Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
  7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);
  8. Из отдельных результатов получается один большой результат.

Правила совместной работы:

  1. Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
  2. Работать по плану (сверять дела с планом);
  3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
  4. Качественно выполнять работу;
  5. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.

Для того чтобы все эти правила заработали необходимо вызвать у обучаемых интерес к работе над групповым проектом. Поэтому выбор темы должен исходить либо от учеников, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей. Во многом этот интерес является движущей силой, позволяет сделать проект глубоким и нестандартным. Важно отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно – технологическая революция обострили потребность общества в одаренных, творческих людях. Которые будут способны отвечать на вызовы нового времени.

II. Работа с участниками

Сегодня мы с вами будем работать над проектом «Одаренный ребенок».

 Так кто же он такой одаренный ребенок?

Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Мы с вами  постараемся создать образ одаренного ребенка. Для этого мы с вами разобьемся на 3 группы. (У каждой группы на столе: лист ватмана, цветная бумага, клей, ножницы, маркеры и список качеств)

1. Посмотрите на экран. Проект – это «пять» П.

Вид нашего проекта – творческий проект.

2. Какую проблему мы сегодня будем решать? (Какой он – одаренный ребенок?);

2. Проектирование (планирование): Выбор оболочки проекта и определение его наполнения;

3. Поиск информации:

- Опрос,

- Наблюдение,

- Литература.

4. Продукт

5. Презентация (защита своего проекта)

Рефлексия:

- Какие сложности возникли перед Вами в процессе работы?

- Какие неизвестные стороны одаренного ребенка перед вами раскрылись?

- Оцените по пяти бальной шкале свою готовность работать с одаренными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе

Статья по ораганизации групповой формы работы над проектом в начальной школе...