Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.
статья по теме

Обобщение педагогического опыта. В статье описывается опыт работы над проектом "Мой город детства и мечты отсюда родом я"

К сожаления размер презентации большой, не загружается. Если материал интересен пишите на uriyya@yandex.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте  говорится о  формировании у  учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

  • Когнитивный  (знание о принадлежности к данной социальной общности);
  • Ценностно-смысловой  (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
  • Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности);
  • Деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель.

 Моя  цель совпадает с одной из задач  современного образования  - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами,  осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.

     Особенностью работы учителя  начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое  не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

Изучение на уроках окружающего мира таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом», «Что такое общество?», «Как жить в мире людей?» не только дает знание основных событий истории государства, края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город.

Работа с текстами домашнего чтения об истории II мировой войны, памятных датах  расширяет кругозор учащихся, формирует историческую память и чувство гордости и сопричастности  событиям героического прошлого народов России.

        Темы «Я – гражданин России»,  «Власть народа»,  «Кто в государстве самый главный?», формируют представления  учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; правовую компетентность; информирует об основных общественно-политических событиях в стране и в мире.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие  в них, готовность к  участию в общественных мероприятиях.

 В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности, поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проектные технологии

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

 

Использование мною проектной технологии на этапе обобщения позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу.

Так передо мной возникла проблема – найти путь развития познавательной активности через наблюдение за явлениями и предметами окружающего мира.      

Я организовала для детей экскурсию по городу.

 Первоначально гармония, красота воспринимается такими органами чувств, как зрение, слух, без осознания глубокого смысла этих понятий. Я наблюдала за детьми, когда мы проходили по улице Коммуна мимо памятного камня М.С.Себрякову и М.М. Смехову, Вечного огня, фотографий  Героев Советского Союза. Видя это, некоторые дети стали задавать вопросы: «А кто это?», «А почему этим людям поставили памятник?», «Кто и почему назвал улицу Коммуны именно Коммуной?».   Кто-то попытался объяснить, но знаний было недостаточно, поэтому дети стали обращаться с вопросами ко мне. Когда ребёнок сталкивается с проблемой, то формируется эмоциональная установка: «Я хочу изучить этот материал».

Каждый ребёнок получил листок с планом наблюдения, в котором по ходу экскурсии делал свои пометки. На экскурсии  старалась обратить внимание детей на изменения в нашем городе. Ребята говорили о том, что помнят наш город не таким красивым, как сейчас. Дети получили массу впечатлений, рассказывали, что раньше не обращали внимания на фотографии Героев Советского Союза, что написано на стеле у Вечного огня, памятные камни. Уходя домой, дети получили задание «На какие вопросы ты хотел бы услышать ответы?»

 На следующий день мы  выписали эти вопросы на доску и в ходе этой работы решили  вместе найти ответы на интересующие  ребят вопросы.

         Далее определили тему нашего проекта и попытались наметить цели. Я объяснила детям, значение терминов «проект», «цель», «задачи» проекта.

        Ученики предложили составить алгоритм работы, чтобы не запутаться в огромном море информации.

В ходе работы ребята распределились на три группы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее». Например, в части «Прошлое» был поставлен вопрос-проблема «Кто является основателем города?». Каждый участник группы в ходе обсуждения получает задание «Кто основал город Михайловку?»

В части «Настоящее»  - объектом исследования стали улицы нашего города, «Будущее» - гордость Михайловки.

Был определен и основной источник информации – библиотека и ее богатейшие ресурсы.

Выступление групп сопровождалось показом слайдов.

Это активизировало внимание детей на протяжении всей презентации, ведь на экране они видели себя в ходе работы над проектом,  продукты своей проектной деятельности.

        В ходе работы возникла идея не только сделать урок – презентацию, но и собрать рукописную книгу по теме проекта.

Итогом работы стал урок-презентация «Мой город детства и мечты – отсюда родом я».

Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает  воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

·    он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

·        он владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;

·     он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;

·        он способен к сознательному управлению своим поведением;

·        он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.

Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

"Формирование интегративных качеств личности младших школьников на уроках окружающего мира"

выступление на районном семинаре учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по проблемам преемственности...

Формирование здоровьесберегающих навыков у младших школьников на уроках окружающего мира

Здоровье – это не черта характера человека, а совокупность физических и моральных качеств, которые развиваются путем систематических упражнений. Стать здоровым – это основной долг каждого человека пер...

Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Материал содержит  выступление и презентацию на педагогическом совете по  теме " Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира"...

Презентация к докладу "Формирование гражданской идентичности у младших школьников средствами краеведения"

Презентация к докладу "Формирование гражданской идентичности у младших школьников средствами краеведения"....

Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу.

Статья на тему: Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу....