Одарённые дети и формы работы с ними.
статья по теме

Миняйленко Марина Николаевна

Данный материал содержит определение одарённости, модель одарённого ребёнка, признаки, отличающие одарённого ученика, категориии одарённых детей, формы выявления одарённости, принципы и формы работы с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми

В настоящее время внимание  психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности.

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
                                       

                                                                                        В. А. Сухомлинский

Одарённость - это качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть.

Одарённость может проявляться как явная, которая «у всех на виду»; возрастная, которая по истечении нескольких лет может исчезнуть; скрытая, которая не проявилась, но существует.

Различают разные группы одаренных детей.         К первой группе можно отнести  «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ  и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким  специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остроактуальной. К третьей группе относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой  предрасположенностью  к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.  

Модель одаренного ребенка

  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Признаки, отличающие одаренных учеников

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

  • как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  • благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Выделяются следующие категории одарённых детей:

  • дети с высокими общими и интеллектуальными способностями
  • дети с признаками специальной умственной одарённости в той или иной области наук и конкретными академическими способностями
  • дети с высокими творческими способностями
  • дети со спортивными способностями
  • дети с высокими лидерскими способностями

Как правило, у одарённых детей проявляются такие способности, как  высокая любознательность, владение большим объёмом информации, богатый словарный запас, высокая концентрация внимания, богатое воображение, высокая продуктивность мышления, а также умение замечать тонкие различия, способность высказывать оригинальные идеи, критичность в мышлении, использование альтернативных путей поиска информации, умение строить гипотезы и предвидеть последствия. Одарённые дети обладают доминирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Формы выявления одаренных детей:

- наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение  дальнейшего развития.

 Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо нашего внимания. «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Наше внимание к одаренным детям должно происходить  как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Принципы работы с одарёнными и способными детьми.

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • принцип свободы выбора учащимся, дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • принцип сотрудничества (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).

Формы работы с одарёнными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование дифференцированного обучения
  • использование активных методов обучения и современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная и исследовательская деятельность и др.)
  • дополнительные индивидуальные и групповые занятия с одарёнными и способными детьми по предметам
  • конкурсы и олимпиады (школьные, городские, международные)
  • внеклассные мероприятия
  • интеллектуальные марафоны
  • создание портфолио
  • работа с родителями (консультации для родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, привлечение родителей к организации конкурсов, внеклассных мероприятий, проектной и исследовательской работе детей, творческие отчёты перед родителями)

Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).

Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама.

Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод).

Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг.

Во внеурочной деятельности  учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков и факультативов.

С удовольствием  дети принимают участия  в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе начинается с наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения, используется анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучается медицинская карта ребёнка.

Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и  условий для их оптимального развития. Для создания мотивации используются следующие приёмы:

- рейтинг учащихся

- «почётное место» в классе, в классном уголке

- классные часы по самоопределению

- создание  портфолио с последующей презентацией

На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствуются групповые формы работы, ученики начинают проявлять склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе используются словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет. Вводятся факультативы, кружковая работа.

Начиная со 2-го класса, учащиеся принимают участие в школьных и международных олимпиадах. Уже в начальной школе дети  участвуют в проектной деятельности.

       Внеклассная работа  позволяет развивать в детях организаторские способности. Одаренные  дети могут выступать в роли ассистента учителя на уроках, выполняют задания опережающего характера, выполняют роль лидера или консультанта при работе в группе. В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех  соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На последнем родительском собрании отмечаются успехи и достижения учащихся, презентуются лучшие портфолио, вручаются грамоты и дипломы.

«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии».

                                                     К.К. Платонов.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и формы работы с ними

Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"....

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Из опыта работы учителя начальных классов Подгайной Ирины Николаевны...

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: « Формы и методы работы в направлении поиска и поддержки одарённых детей , современные технологии»

Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления ...

Одарённые дети в системе работы учителя начальных классов

Выступление на методическом объединении...

Доклад на МО "Формы и методы работы в направлении поиска и поддержки одарённых детей, современные технологии".

Одарённый ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями, в том или ином виде деятельности. Далеко не каждый человек без чьей-либа поддержки способен реал...

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающ...