Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»
методическая разработка по теме

Татьяна Владимировна Карп

 

Концепция воспитательной системы класса:

«Ступеньки знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kontseptsiya_v.r._karp_t.v.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной системы класса:

«Ступеньки знаний»

Учитель: КарпТ.В.

 МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Актуальность: развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально-творческих способностей каждой личности, формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями

Гипотеза: У детей с ЗПР и умственной отсталостью будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности нормальных детей.

Основной целью исследования является:

выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум.
Объектом исследования является:

личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии и в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом исследования:

служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.


Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Исходя из актуальности, цели, объекта, предмета работы поставлены и решаются

следующие задачи:

- Создавать условия для развития  и коррекции творческих и интеллектуальных способностей детей.

Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

Развивать эмоциональную и волевую сферы.

Изучать личностные качества обучающихся.

Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.

Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность.

Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами.

Участники программы    Программа для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

беседы, рассказы, убеждения учителя;

слушание;

решение проблем;

дискуссии;

опросы,анкетирование

исследование (обучение установлению причинно-следственных связей ).

Практические занятия:

коррекционные занятия;

ролевые игры;

участие в проектной деятельности;

импровизированные сценки, спектакли;

изготовление газет.фотовыставок;

моделирование.

Экскурсии:

посещение библиотек ,ГДЦ « Родник»;

посещение  музеев и театров ,памятных мест Санкт-Петербурга;

посещение краеведческого  музея г. Волосово, музея ВСШ № 1;

обзор экскурсии по городу Волосово и памятным местам и т.д.

К механизмам воспитания отношу следующие методы и воспитательные средства.

Методы.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Частично – поисковый.

Исследовательский.

Средства.

учебная деятельность,

общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы

Предполагаемым результатом данной воспитательной системы

постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;

осознание учащимися норм социального поведения;

снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;

улучшение состояния здоровья детей;

повышение мотивации к обучению;

формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

Реализация данной воспитательной системы предполагает: 
1. Практическую и исследовательскую деятельность.

2. Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.

3. Неразрывную связь с родителями, учителями, учащимися.

Содержание программы

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

На первом этапе - «Познай самого себя», где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

На втором этапе - «Ступени познания»- умение находить информацию и работать с ней

На третьем этапе -  «Азбука коллективной жизни» - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

На завершающем этапе - «Вместе мы сила» приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Содержание программы я разделила на 6  основных направлений:

Направление 1. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.

Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи  работы в направлении «Здоровье»:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению  физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским  работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с  родителями учащихся , воспитателем гпд, учителем физической культуры  в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с районной медико -психологической  службой, с соц.педагогом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

4. Организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;(Спортивнаяигра-сорернование «СИЛЬНЫЕ,СМЕЛЫЕ,ЛОВКИЕ»,городские спортивные соревнования по футболу «МАСТЕР-КЛАСС», «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»,соревнование «ЛОВКИЕ,ВЕСЁЛЫЕ,СМЕЛЫЕ»,организованные специалистом  ГДЦ  «Родник» Виталием Богдановым;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике,(«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ», «БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ»,

 конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;(Агитбригада «НЕТ-ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ»

- беседы и дискуссии на различные темы; «ПОЧЕМУ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ»

- тематические консультации для родителей; «Режим младшего школьника»

- обсуждение публикации в СМИ  по  этой проблеме.

Направление 2. «Интеллект»

Цель:  оказание помощи ученикам в развитии в себе мыслительных способностей , умения мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные знания в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

- Определить  круг  реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для коррекции умственной и психической деятельности учащихся, для продвижения  их  в интеллектуальном развитии.

- С помощью современных образовательных и воспитательных технологий формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие учащихся класса,  коррекция мышления, памяти, внимания и других психических процессов, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на  интеллектуальное развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:

-коррекционные занятия  по развитию внимания, памяти,мышления;

-проектно- исследовательские работы(проекты КАК ВСТРЕЧАЮТ НОВЫЙ ГОД В РАЗНЫХ СТРАНАХ(2-3 кл),(ТАЙНА МОЕГО ИМЕНИ», ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ»;
-Интеллектуальная игра «ЗИМУШКА-ЗИМА», «РАЗ СЛОВЕЧКО,ДВА СЛОВЕЧКО»Развивающая игра по русскому языку;

библиотечные часы по развитию читательских умений младших школьников;(«ТВОЙ ДРУГ –КНИГА»-литературно- музыкальное занятие

-участие в предметных неделях,олимпиадах;

- интеллектуальные бои; «Откуда пришла книга»- викорина, «Рождение книги»- технология изготовления книги,» «Знаете ли вы?»-интересные факты о книгах мира – занятие;

- индивидуальные образовательные маршруты  для  интеллектуального развития;

-родительское собрание «Значение памяти в интеллектуальном  развитии  школьника»

Направление 3. «Общество и общение»

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством,  требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

2. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

-Знакомство    с законами и правилами жизни в классном коллективе.        

- Сотрудничество с  правовыми организациями в  целях правового  просвещения учащихся.

- Организация и проведение  внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Формы работы классного руководителя в направлении:

- Тематические классные часы. «СИМВОЛИКА  ГОСУДАРСТВА» «СИМВОЛЫ  РОДНОГО ГОРОДА ВОЛОСОВО», «ГРАД ПЕТРОВ»

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Внеклассные занятия, викторины по правовой тематике. «О КОНСТИТУЦИИ РОССИИ», «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ», «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 2014»

Напрвление 4. « Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :

- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- Развитие чувства ответственности, совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;              

                                                                                                                                                                                                 

- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата

Формы работы с классным коллективом в направлении:

- Тематические классные часы по нравственной тематике «ДРУГА Я ОБИДЕЛ»

- Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности». «О МИЛОСЕРДИИ»

-  Праздники, конкурсы. «Мама- первое слово на свете», «День именинника»

- Экскурсии, поездки, походы по боевым  местам.(В рамках совместной работы с   краеведческим музеем проведены экскурсии «К 70ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ» ,«Станция Волосово ВО ВРЕМЯ ВО войны»,экскурсия к памятной доске В.В.Хрустицкому.

- Изучение нравственного наследия своей страны. .(В рамках совместной работы с   краеведческим музеем проведены экскурсии «С чего началось ВОЛОСОВО» ,«История железных дорог. Станция Волосово»

Направление 5. « Экология»

Цель: воспитывать в детях любовь к природе;

бережному отношению к окружающей среде.

Цель: воспитание экологической культуры учащихся,  получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований окружающей среды

Задачи:  расширение знаний учащихся об окружающей среде и овладевание основами экологической культуры;

формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе;

проявление интереса к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений;            

повышение общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность;                          обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Формы работы с классным коллективом в этом направлении:

-Подготовка и участие в проектно-исследовательской работае по проекту «Моё дерево» (2КЛ) «Моё дерево осенью», «Моё дерево зимой»(3КЛ.),

-Подготовка и участие в творческом  проекте «Люблю берёзку русскую»

-Праздники «Вот и осень пришла», «Золотая осень»(фотовыставка «Осень подарила»,конкурс кулинарных рецептов «Лучшее грибное блюдо.

Направление 6 «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

В содержании сотрудничества классного руководителя с родителями  выделено три направления:

1.психолого - педагогическое просвещение родителей;

2.     вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс в классе;

3.     участие семей учащихся в управлении учебно - воспитательным процессом в школе

Работа с родителями является ведущим направлением в воспитательной системе «Ступени познания».

Поэтому я выделяю следующие задачи:

привлекать родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;

помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;

способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически  ориентированном воспитании детей.

-Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса.

-Проведение тематических родительских собраний.

-Проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка

-Посещение семей, требующих особого внимания.

-Информирование родителей об успешности обучения учащихся.

-Проведение с родителями совместных мероприятий

-Установление контактов родителей с педагогами, работающими в классе.

 В нашем классе «Акварельки» учащиеся, родители и классный руководитель, воспитатель – одна большая семья. Тесный контакт способствует успешному проведению всех запланированных мероприятий.

Привлечение  родителей к общественной работе в  классе и школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство,  которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Оценивая эффективность воспитательной системы «Ступени познания», можно отметить следующее:

– у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих  силах и   возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно;

– большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением  в классном и школьном коллективах.

Данная система помогает более целенаправленно и обоснованно строить коррекционно- воспитательную работу, сосредоточивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия  классного  руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов                                                     духовном и физическом  развитии  учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"

Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....

Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

Концепция воспитательной системы "Мы-одна семья".

Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и в...

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...

Воспитательная система класса "Ступеньки к успеху" (1 - 4 кл.)

Воспитательная система "Ступеньки к успеху" (1-4)...

Концепция воспитательной системы "Я+ТЫ=МЫ"

Реализация концепции в 1-4 классах (подведение итогов)....