Соответствие методов обучения формам организации уроков
учебно-методический материал по теме

Макейчева Ольга Константиновна

Соответствие методов обучения формам организации уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ № 3

Доклад

«Соответствие методов обучения формам организации уроков»

Учитель: Макейчева О.К.

Армавир

2009г.

СУЩНОСТЬ УРОКА

В   литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста, уровня подготовки.  По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок -- это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации.

При этом следует:

  • определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;
  • определить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;
  • определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
  • выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;
  • определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;
  • выбрать соответствующую форму организации урока.

Следовательно, каждая система  методов обучения соответствует различным формам организации   урока.  Но прежде, чем выбрать методы обучения и ту или иную организационную форму урока следует определить тип данного урока. 

              ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний и умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  • в форме беседы;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • киноуроки;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

  • вводные;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных правил на практике;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные или комбинированные.

Формы организации урока могут быть следующие:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-"дублер начинает действовать" и т.д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.

9.  Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.

В качестве примеров другого подхода к типологии уроков форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

- Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок - творческий отчет и т.д.

- Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.

-  Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.

-  Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д.

- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.

-  Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.

-  Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели -- чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа -- как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.  Перед учителем встает проблема выбора системы методов обучения.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению  цели».    «Метод - в самом общем  значении  -  способ достижения  цели,  определенным  образом  упорядоченная   деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и  в  процессе  обучения  метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной  деятельности  учителя  и учащихся по достижению  определенных  учебно-воспитательных  целей.  С  этой точки зрения каждый метод обучения органически  включает  в  себя  обучающую работу  учителя  (изложение,  объяснение  нового  материала)  и  организацию

активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То  есть,  учитель,  с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится  стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся  (побуждает  их  к  размышлению, самостоятельному формулированию  выводов  и  т.д.).  Иногда  же,   сам учитель не объясняет новый материал,  а  лишь  определяет

его  тему,  проводит  вступительную   беседу,   инструктирует   учащихся   к предстоящей учебной деятельности, а затем  предлагает  им самим  осмыслить  и  усвоить  материал.  Как  видим,  и  здесь сочетается обучающая работа  учителя  и  организуемая  им  активная  учебно-

познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать  вывод:  под методами обучения  следует  понимать  способы  обучающей  работы  учителя  и организации   учебно-познавательной   деятельности   учащихся   по   решению различных  дидактических  задач,   направленных   на   овладение   изучаемым материалом.

        

Все  разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

       а)  методы  устного   изложения   знаний   учителем   и   активизации

познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция,  беседа;

метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

       б)  методы  закрепления  изучаемого  материала:  беседа,   работа   с учебником:

       в) методы самостоятельной работы учащихся по  осмыслению  и  усвоению

нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

       г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке

умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

       д) методы проверки  и  оценки  знаний,  умений  и  навыков  учащихся:

повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос  (индивидуальный,

фронтальный,  уплотненный),  выставление  поурочного   балла,   контрольные

работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

От выбора  и  характера  использования  того  или  иного  метода зависит многое.  Главное: будет ли  учебный  труд  для  детей  радостным  и  интересным  или скучным и обременительным. Методы определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения  учебного материала и формирования качеств личности ученика.

Соответствие методов обучения формам организации уроков, их правильное использование определяют результативность и плодотворность обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Методы и формы организации контроля.

Устный опрос,письменный опрос,самостоятельная работа,контрольная работа,тестовые задания,графические работы....

Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

"Методы и формы организации контроля результатов обучения в начальной школе"

В данном разделе я хоту познакомить Вас с различными формами контроля и оценки результатов обучения в начальной школе, которые рекомендованы Министерством образования России и которые используют учите...

Игровой метод как форма организации уроков физической культуры в начальных классах

Презентация на тему применения игровых методов при проведении уроков физической культуры в начальной школе....

Методы и формы организации учебной деятельности

Методы организации учебной деятельности.Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения обр...

Методы и формы организации деятельности учащихся

В работе представлены методы и формы организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес...