Новые государственные стандарты: возможности для учащихся и учителей. Анализ реализации ФГОС НОО.
учебно-методический материал по теме

АРАКЕЛОВА ЭЛЕОНОРА СЕРГЕЕВНА

Выступление на городском методическом объединении

города-курорта Кисловодска

(26 августа 2013 года)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые государственные стандарты: возможности для учащихся и учителей.

Анализ реализации ФГОС НОО.

Выступление на городском методическом объединении

(26 августа 2013 года)

 Слайд 1

  1. Вступление

     Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

2. Основная часть

Новый стандарт – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был вобщем-то ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на следующие четыре вопроса.

  1. Первый. Ради чего учить?

В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и заложена в Федеральных образовательных стандартах. Итак, социальный заказ получен.

Слайд 2

Образовательная программа начальной школы является долгосрочной (рассчитана на 4 года) и является концептуальным, управленческим и организационно-педагогическим механизмом, создающим в школе такое образовательное пространство, которое обеспечивает формирование системы универсальных учебных действий, готовность к познанию и освоению окружающего мира, личностное развитие и воспитание, укрепление физического и духовного здоровья младших школьников.

2) Второй вопрос. Чему учить?

Раньше учителя в своей преподавательской деятельности отвечали на очень важный вопрос: что ученики должны знать (запомнить, воспроизвести). Этот, так называемый  «знаниевый» компонент, который обеспечивал и продолжает обеспечивать обязательное освоение учащимися ЗУНов по всем предметам начальной школы и формирование у младших школьников опорной системы знаний, обеспечивающей возможность продолжения образования в основной школе.

Современный образовательный процесс ориентирован на использование младшими школьниками полученных знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях. Вот почему сегодня педагоги ставят новый вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Наличие в программном содержании обучения деятельностного компонента помогает установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Набор компетентностей, которые могут пригодиться в жизни, достаточно широк. Перед нами встала необходимость отбора так называемых ключевых компетентностей. Начальная школа берёт ответственность за формирование ключевых компетенций обучающихся и педагогов в следующих сферах:

Слайд 3

  • самостоятельной познавательной деятельности;
  • поиска и анализа информации;
  • гражданско-общественной сфере;
  •  в сфере социально-культурной и профессиональной деятельности;
  • в сфере здоровья и здорового образа жизни.

В проекте «Наша новая школа» есть и такие слова: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое…».  Отличительной особенностью стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».

Слайд 4

В нашем учреждении созданы условия для организации внеурочных занятий. Начальные классы занимаются в отдельном здании. Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей. Режим работы первоклассников организован так, что после учебных занятий дети обедают и гуляют. Таким образом, происходит смена видов деятельности. Это какой-то мере смягчает вопрос о перегрузке первоклассников. При разработке расписания  внеурочной деятельности учащихся мы постарались учесть запросы детей и их родителей.

Слайд 5-6

Авторские программы преподавателей школы использовались для проведения занятий по остальным направлениям. Слайд 7 

Слайд 8

Следующий вопрос. Как учить?

Компетентностно-ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте прописаны технологии обучения. Это технологии деятельностного вида. Важен и выбор учебников. На МО учителя начальных классов школы приняли решение работать по учебно-методическому комплекту "Гармония". Учебники комплекта рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников. Эффективное применение современных педагогических технологий и  профессиональное мастерство учителей подтверждается результатами интегрированной проверочной работы, проведенной в 1-ых и 2-ых классах в конце учебного года.

Слайд 9 Высокий и повышенный уровни читательской компетенции показали 92% учащихся; по математике – 89%, по русскому языку – 81%, по окружающему миру – 95%.

Проблемы, с которыми столкнулись:

  1. Содержание существующих учебников и примерных учебных программ во многом пока дублируют содержание Стандарта 2004 года, поэтому учителям приходилось соотносить их содержание с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, указанных в новых стандартах.
  2. На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.

При переходе на новые стандарты мы столкнулись с необходимостью разработки целого пакета документов: это и локальные акты, и методические материалы и рекомендации к ним по применению.

Документация на уровне школы была  подготовлена в полном объёме. Был  создан  план по внедрению и реализации ФГОС, целью которого  было создание условий для внедрения и реализации стандартов второго поколения.

В рамках  реализации  плана были проведены круглые столы по темам:

«Система оценки результатов образования в условиях внедрения   ФГОС»,

«ФГОС общего образования: структура, содержание»;

- проведены родительские собрания и консультации с родителями будущих первоклассников по проблемам введения ФГОС;

- 5  педагогов начальных классов прошли курсы повышения квалификации  по теме «ИКТ – компетентность учителя начальных классов»;

Слайд 10

На  МО учителей начальных классов решались учебно-методические задачи:

- все педагоги приняли участие в практико-ориентированной мастерской «Стандарты второго поколения: что должен знать, уметь и понимать педагог».

- изучение и внедрение в практику «общеобразовательные стандарты нового поколения»;

- непрерывное  совершенствование  уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере в условиях реализации стандартов второго поколения;

- использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся.

Выводы:

Первые результаты  внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения  и развития школьника,  востребованы  в  условиях нашего образовательного учреждения.

Слайд 11

Отмечается следующие положительные тенденции:

-положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты  нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);

-использование учителями  в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;

-осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;

-возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами;

- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности;

Но наряду с положительными моментами есть и  проблемы, которые необходимо отметить:

-  необходима коррекция   всех разделов  самой  программы Основного общего образования.

Слайд 12

Был проведен мониторинг участников образовательного процесса. Вот некоторые выдержки: успешно прошла адаптация первоклассников; увеличение нагрузки происходило постепенно; у детей позитивный настрой на учебу, им хочется в школу; интересно проходили внеурочные занятия; очень нравятся все учителя.

Можно оценить деятельность педагогического коллектива по введению стандартов удовлетворительно.

Педагогический коллектив начальной школы принимает на себя ответственность по осмыслению новых образовательных задач, по выработке современной образовательной программы и достойной её реализации и готов к рефлексивной самооценке результативности наших инициатив.

 

Слайд 13

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

lt;«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в ...

Профессиональная компетентность учителя при реализации ФГОС

Профессиональная компетентность учителя при реализации ФГОС...

родителям о новых государственных стандартах

материал для родителей о введении новых стандартов...

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Педагогическая статья содержит подробное описание требованийФГОС НОО, СанПин к  созданию благоприятных условий для адаптации детей в школе, снятия статического напряжения школьников при одновреме...

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а н...

Анализ реализации ФГОС НОО учителя начальных классов Гладких Н.Д.

Системно-деятельностный подход позволил развить личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД, дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не прос...