Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника
статья по теме

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беспалова Светлана Борисовна

заместитель директора по УВР

начальной школы,

Сердюкова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста

Детство есть великая пора жизни,

когда кладётся основание

 всему будущему нравственному человеку. 

Н.В. Шелгунов

слайд 2.  В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определена важнейшая цель современного отечественного образования - «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

слайд 3.  Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Воспитание гражданственности – это формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный моральный выбор. Всё это требует наличия таких качеств, как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

слайд 4.  Становление гражданской активности школьника проходит два этапа.

Первый этап (начальная школа) – реализация школьниками в различных видах деятельности родительских ценностей в отношении общества. Эти ценности практически безоценочно присваиваются детьми от родителей в процессе семейного воспитания.

Второй этап (основная и средняя школа) – гражданская активность школьников, реализующая их собственные, зарождающиеся ценности и идеалы в отношении общества, основанные на личностном и групповом опыте. Это – осмысленная позиция, требующая ответственности и характеризующая субъектную позицию ребенка.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.

Детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспоминания детства зачастую определяют мировоззрение и жизненный путь человека.

 От того, что вложим в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям.

слайд 5. Воспитание гражданина - это значит воспитание россиянина. Что во все времена являлось главным качеством россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда россияне? Во-первых, за широту души. Во-вторых, за бережное хранение своих корней, традиций, культуры. В-третьих, за чувство семейственности. В-четвертых, за бережное отношение к природе, к Земле. Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать?

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Только через личные чувства и переживания детей.

слайд 6. Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе является средством становления духовно-нравственной личности младшего школьника с активной жизненной позицией  и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.  

Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, мы стараемся, чтобы жизнь в нашей школе стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору. Дети воспитываются в каждый момент их жизни, воспитываются также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.  (Приложение 1).

Сегодня очень много говорят об инновационной деятельности, необходимым компонентом которой является творчество. Но не стоит забывать, что инновация это не всегда что-то совершенно новое, часто это усовершенствованное старое. 

Инновации в воспитательной работе  чаще комбинаторные и модифицирующие, т.е. нововведения связаны с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип.

Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе.

слайд 7. В нашей школе создана детская общественная организация «Сафоновцы», которая является ступенькой в воспитании будущих кадетов. Разработана программа «Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся». В рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик по направлениям: «Я – гражданин», «Забота», «Труд – основа жизни», «Долгожитель», «Голубая планета» ребенок получает возможность проверить, реализовать, обсудить со сверстниками, полученные от родителей знания о культурно-исторических событиях и выработать свое отношение к ним. Различные направления связаны между собой логически, способствуют эффективному усвоению знаний о своей стране, родном крае, а также, что чрезвычайно важно, способствуют воспитанию чувств.

Мы – взрослые должны:

• помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей  в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех. (Приложение 2).

слайд 8 - 17.

1. «Я – гражданин» - формирование гражданской позиции служения своему народу. Учим детей жить, соотнося свои интересы с интересами родителей, своих товарищей по классу. Надеемся, что повзрослев, они сумеют соотнести свои жизненные планы с интересами общества.

По этому направлению проводим беседы, классные часы: «Конституция России и права человека», «Я – гражданин России», «Символы России», «Праздники России», ролевые игры «Ваши права», уроки мужества «Детство, опаленное войной», «Великие люди России», «Дни воинской Славы России». В начальной школе организуем акции «Сердцем прикоснись к подвигу», «Открытка для ветерана»; организуется КТД в итоге которого создаются выпуски альбома «Если бы их увидеть…». Возлагаем  цветы к памятникам и обелискам на воинском захоронении, встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны.

  • Знакомимся с важнейшими государственными символами. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Детям младшего школьного возраста доступны некоторые представления о геральдике, символике цвета и изображений. Символический язык образов и цветов герба и флага нашей страны рассказывает ребятам о том, какими мы, граждане России, должны быть: справедливыми, честными щедрыми, едиными и дружными, смелыми и мужественными, свободолюбивыми, любящими свою Родину. Ребёнку в силу возрастных особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть или выразить в рисунке. Ведущая функция герба, флага, гимна - объединительная. Государственные символы объединяют граждан страны, а работа над созданием эмблемы семьи сплачивает ещё больше ребёнка и родителей. Мы предлагаем детям попробовать себя в собственном «геральдическом» творчестве. Также наши ребята принимают участие в исследовательских и творческих конкурсах, посвященных истории государственной символики нашей страны и Мурманской области, конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб».
  • Знакомимся с Конвенцией о правах ребёнка, Всемирной декларацией прав человека. Давным-давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов. И появилась Всеобщая декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. А есть ли какие-нибудь права у детей? Эти и другие вопросы обсуждаются на классных часах. Ребятам предлагается проиллюстрировать права и обязанности детей.
  • Проводим мероприятия, направленные на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. На уроках литературного чтения, ИЗО, технологии, окружающего мира, краеведения, а также во внеурочной деятельности проводим виртуальные и реальные экскурсии по музеям, библиотекам,  конкурсы чтецов, изучаем фольклор, народные традиции и обычаи различных национальностей нашей страны, знакомимся с творчеством писателей и поэтов, художников и композиторов. Обсуждаем произведения, учимся давать оценку поступкам героев, соотносим со своим личным опытом.

  • Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Краеведческий материал (сведения из экономики, географии и истории края) становится основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей малой родины позволяет сформировать у учащихся интерес к изучению историко-культурных корней, воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения.

Проекты детей «Моя Родина», «Любимый уголок семьи», «Экскурсия по Мончегорску и  городам Мурманской области».

 Одним из инновационных проектов можем считать КТД по созданию альбома “Если бы их увидеть…». Выпуск «Герои войны».  (Приложение 3). Работа над ним ведется в настоящий момент.

слайд  18 .

2. «Забота» -  утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

"Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык". Д.Лихачев[1,84].

Формы работы. Поисковые: изучают историю своей семьи, составляют генеалогическое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив. Творческие проекты: «Увлечения моей семьи»,  «Герб семьи», выпуск фотогазеты «Человек, на котором держится дом». Ребята с гордостью помещали фотографии мам в газете, старательно и любовно изготавливали рамки, подбирали строчки из стихотворений. Большой отклик у ребят вызвало КТД «Образ мамы в россыпи цветов»: проведен конкурс чтецов и конкурс сочинений, праздник для мам,  создана портретная галерея, презентация «Для любимых мам».  Выставки поделок и семейного рисунка «Секреты семейного счастья».  Ежегодно принимаем участие в «Семейных встречах», которые проводятся в МБОУ гимназия №1.

Для формирования позитивных межличностных отношений разработан творческий проект «Добрые дети», который будет запущен в следующем году:

  • Изготовление плакатов о добре, адресованных своим сверстникам с призывом по-доброму относиться друг к другу;
  • фотографирование моментов добрых поступков
  • одно из заданий творческого проекта - это «Каждый день каникул - доброе дело». Перед детьми будет поставлена задача - увидеть, где и кому нужна помощь. (Помочь родителям, пожилым людям, малышам из детского сада; принять участие в субботнике в своём дворе и на территории школы; сделать кормушки для птиц, собрать в детский дом игрушки, канцелярские товары)

Итог всей этой работы - оформление «Календаря добрых дел».

3. Направление «Долгожитель» - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости.

Кроме уроков физической культуры, краеведения, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».

В течение учебного года выходят в поход вместе с родителями. Каждая семья готовит и проводит с детьми игру из своего детства. В этом году совместно с родителями провели «Осеннюю спартакиаду» в форме станционной игры.

 

слайд  19 .

4. Направление «Труд – основа жизни» привитие трудовых навыков. Суть работы в этом направлении очень точно выражена в словах замечательного советского педагога В.А.Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом: «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

Запланированы КТД: «Цветочная клумба»: создание эскиза клумбы, выращивание рассады, высадка рассады в мае перед праздником «Последний звонок»; «Полезное»: составление списка полезных дел для школы, класса; выполнение задуманного, творческий отчет.

слайд  20 .

5. Направление «Голубая планета» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Способность к защите жизнеобеспечения личности, природы и общества неразрывно связана с патриотизмом. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе.

 Изучение природы родного края, эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Патриотические чувства к родному краю закрепляются в ходе природоохранной деятельности детей. Постоянно ведем разъяснительную работу о том, что наша Родина не безгранично богата природными ресурсами и потребительское отношение к природе приведет к неизбежной экологической катастрофе. Воспитание экологической культуры – это единственный способ объединить человека с природой на основе её глубокого понимания.

Посещаем Лапландский заповедник, музей истории города; совершаем виртуальные экскурсии и путешествия по заповедным местам Мурманской области и России.

Дети участвуют в школьных и муниципальных акциях «Согреем елочку теплом своих ладошек»,  «Сбережём леса Заполярья», «Помогите птицам», «Зеленый и чистый Мончегорск», областной воспитательно-образовательной акции «Добрые дети о доброй природе». Изучают Красную книгу Мурманской области  и Красную книгу России, создают и презентуют свои Красные книги.  Принимают активное участие в школьных, муниципальных, всероссийских, международных конкурсах. Становятся победителями и призерами.

Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для нас, учителей, одной из главных.

Педагогический смысл нашей работы по гражданско-патриотическому воспитанию можно выразить словами В.А.Сухомлинского: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие, прежде всего, стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и  ни с чем несравнимая красота человечества» [5,296]

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе  не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

Какими станут сегодняшние наши ученики, что принесут они обществу, выйдя за порог школы – любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы воспитать их душу, научили ли противостоять порокам современного мира? Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что наши дети приобретут за годы учения положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.

Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:« Просвещение», 2009г

2. Ерхова М. Проблемы гражданского воспитания. М.: «Сентябрь», журнал «Директор школы» №5, 2008г.

3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я - гражданин России! М.: « Вако», 2006г

4.Тартышная М.А. 50 идей для классного руководителя: практическая копилка педагога. Ростов н\Д: Феникс, 2008г

5.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971.- с.296-298.


Приложение 1.

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Для беседы   служат  факты из жизни класса, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Классный час — он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни к делах своих сверстников, расширяют кругозор

Экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции..

Праздник — особая форма воспитательной работы. В его основе лежит радость, положительные эмоции.

Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей,

Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа

Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.

Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

Познавательные игры помогают  сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.


Приложение 2

Ориентиры, которых должны придерживаться взрослые в процессе гражданско-патриотического воспитания:

  1. Непротиворечивость взглядов и суждений взрослых на культурно-исторические события России. Это касается согласованности воспитательных позиций взрослых (родителей, учителей), что выражается не только в единстве суждений, оценок событий, но и в единстве слов и поступков.

  1. Наличие приоритета патриотических ценностей.

  1. Позитивная эмоциональная окрашенность идеалов и ценностей. Это достигается созданием ситуаций совместных переживаний взрослых и детей в отношении исторических событий. В качестве воспитательных приемов, позволяющих усилить эмоциональную значимость, можно использовать поэтическое, музыкальное сопровождение, создание доверительного общения через организацию межличностного пространства, использование средств наглядности.

  1. Приоритетность национально-исторических, спортивно и военно-патриотических, культурно-исторических направлений в формировании патриотической компетентности через наблюдение, обсуждение, участие в этих событиях. Возможные воспитательные формы: обсуждение сказок, былин, исторических фильмов и т.д., знакомство с культурно-историческими памятниками, событиями, документами родного края и Родины в целом, обсуждение и знакомство с военными и спортивными успехами Родины, презентация школьных газет, рисунков, сочинений на патриотические темы, приглашение людей, совершивших патриотические поступки.


Приложение 3.

Альбом «Если бы их увидеть….»

Выпуск  «Герои Победы»

День 1. Парад звёзд. Каждый класс выбирает себе звёздочку с именем героя – защитника Заполярья в годы Великой Отечественной войны.

День 2-3 . Сбор информации по плану:

  1. Фамилия Имя Отчество героя
  2. Краткие  биографические данные.
  3. Описание подвига (подвигов).

День 4-ый. «Оформление страницы»

Собранная информация оформляется на листе ватмана формата А3 в соответствии с требованиями:

  1. Ориентация листа:  горизонтальная.
  2. В правом верхнем углу фотография героя.
  3. ФИО написаны шрифтом красного цвета.
  4. Основной текст набран шрифтом  Arial, размер 14, цвет – чёрный, выравнивание по ширине, интервал 1,5.
  5. Текст распределить в две колонки.
  6. Внизу страницы указать авторов страницы: … класс.
  7. На отдельном листе (1/3 листа формата А4)  приложить список источников информации.

День 5-ый. « Презентация  работ»

Оформленные страницы вывешиваются на общий стенд в коридоре второго этажа. Ответственный : 3 А класс

Итог работы: оформление альбома «Если бы их увидеть …». Ответственный: 3  Б класс 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»

Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....