Нестандартные уроки – как форма повышения познавательного интереса
учебно-методическое пособие по теме

Гусарова Светлана Александровна

Нестандартные уроки насыщены разнообразными формами и видами познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные уроки как форма повышения познавательного интереса

Определение нестандартного урока.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие , имеющее нетрадиционную ( неустановленную) структуру, содержание, и формы , которые вызывают прежде всего интерес учеников , развитие их творческого потенциала , способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.*

 Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников.

Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.)

     - Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);

     - Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;

     - Театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы ,отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;

     - Сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения , поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик;[1]

     - Уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала , что по программе изучается в разных классах.

В) Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):

1. Урок- деловая игра.              

2. Урок- пресс конференция.

3. Урок-соревнование.

4. Урок-консилиум.

5. Урок-зачет.

6. Урок-КВН.

7. Урок-суд.

8. Урок-аукцион.

9. Урок-экскурсия.

10. Урок-семинар.

11. Урок- театральное представление.

12. Урок-консультация.

13. Урок - блок-схема.

14. Урок-лекция.*

Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий , которые в прежних классификациях фигурировали

как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Предпосылки широкого применения нестандартных уроков.

            Почему же нестандартные уроки получили такое распространение современной школе?

         Творческий учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающее-воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности.

          Актуальной стала проблема развития в учениках познавательных интересов, воспитание  потребности в знаниях и самообразования, формирование в умении работать с источниками научной информации, отбирать необходимую для своего общего развития и будущей профессиональной деятельности.

                 Ещё одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ ,творческих и исследовательских заданий.

Отличительные черты нетрадиционного обучения.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать  нестандартные  задачи и т.п.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных  нестандартных  форм занятий является в этой связи одной из важнейших задач современного педагога. Эти занятия направлены на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.

Значимость  нестандартных  занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся базовой школьной программы, не сопряженная с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей.

Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

Для меня  урок  – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование.

Современной наукой установлено, что именно в первом классе дети наиболее «открыты», и не только для новых знаний, но и для личностных контактов. Я стремлюсь к тому, чтобы мои  уроки  запоминались детьми, были яркими. Для этого я и использую  нестандартные  формы и методы обучения. Чтобы эти  уроки  приносили пользу, учителю необходимо выполнять следующие условия:

  • демонстрировать детям своё полное к ним доверие,
  • помогать им в формировании и уточнении целей и задач,
  • организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога,
  • не нарушать единство логической структуры  урока ,
  • исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

Типы уроков нетрадиционного характера, используемые в моей работе.

Основания отнесения урока к нетрадиционному типу

Цели урока

Формы организации учебной деятельности

Изменённые способы организации

Развитие осмысленного отношения к знаниям

Защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок – встреча.

Опора на фантазию

Становление творческих способностей в работе с содержанием учебного материала

Урок–сказка, урок–выставка, урок фантастического проекта, урок–рассказ об учёных, урок сюрприз, урок–подарок от Хоттабыча.

Имитация каких–либо занятий или видов работ

Расширение кругозора

Экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, путешествие в прошлое или будущее, путешествие по стране, защита проектов.

Состязательно – игровая основа

Стимулирование познавательного интереса

 Урок–игра ,  урок  КВН,  урок  эстафета, конкурс, соревнование,  урок–журнал ,  урок–викторина .

Трансформация стандартных способов организации

Развитие  нестандартных  умений учебной работы

Парный опрос, экспресс опрос,  урок  защиты читательского формуляра.

Оригинальная организация учебного материала

Становление способностей к учебному общению, сопереживанию

Уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок памяти, урок–дидактическая игра, уроки с использованием активных методов обучения, коммуникативная атака, мозговая атака, мозговой штурм.

Аналогия с организованными событиями

Приобщение к активным формам внешкольной жизни

Урок–аукцион, урок–футбольный матч, урок–кроссворд, урок–памятка.

Понять главное в нетрадиционном уроке мне помогают творческие принципы:

  • Отказ от шаблона в организации  урока , от рутины и формализма в проведении.
  • Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на  уроке .
  • Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона  урока . Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  • Развитие функции общения на  уроке  как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  • «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
  • Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Я считаю, что  уроки  должны не только давать знания, но и заинтересовывать ребят, чтобы им хотелось получать эти знания.  Уроки-обсуждения  книг, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы являются нетрадиционными  уроками  в начальной школе, которые просто необходимо проводить. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим  урокам  и предшествует большая и кропотливая работа.

Использование интегрированных  уроков  в учебном процессе.

Закономерно, что в последнее время все большим успехом среди учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства. Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты  окружающего   мира .

Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе». Конструирующим, стержневым предметом в этом курсе является литературное чтение, учебный материал, которого на каждом этапе  урока  взаимно переплетается с изобразительным искусством и музыкой, усиливая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Итак, интеграция трех предметов в эстетическом курсе приобретает особое значение. Такие  уроки  способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в  мир  красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Кроме того, интеграция трех предметов является средством интенсификации  урока , расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на  уроке .

Нестандартные  формы  уроков   по   окружающему   миру .

 Урок-экскурсия.

 

Изображенные на схеме виды уроков-экскурсий позволяют узнать макроструктуру каждого из них. Разработка методик проведения данных уроков выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми руководствуется учитель во время подготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого из приведенных видов. Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:

Виды нестандартных уроков из опыта работы.
Прежде всего хотелось бы сказать, что это уроки-импровизации. Планируемый учителем ход урока может измениться в любой момент. Задача учителя - быть рулевым.
1. "Фестиваль сказочных героев"-обобщающий урок. Дети  дома придумывают  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЯ. Например: " Здравствуйте, я лисичка-сестричка из сказки "Колобок". Учитель тоже придумывает свой персонаж. Используются элементы костюма героя. В начале урока все герои знакомятся (произносят представление). Используя материалы тематического урока -разгадывают ребусы, загадки. делают импровизированную постановку сказки "Репка". Учитель обращается к ребёнку только по имени персонажа.
2. Урок- конкурс Литературное чтение "Басни И.Крылова". У каждого ученика карточки "5" и "4"
Дома дети готовили чтение басен наизусть (в парах или тройках). После каждого выступления ученики оценивают конкурсантов. Задача учителя сосчитать и объявить количество баллов. В конце урока награждение победителей (готовит грамоты учитель).
3.Урок-суд Окружающий мир "Вредители полей". Суд над колорадским жуком. Учитель- жук. Судья-ученик (ведущая роль). Одна половина класса-обвинители. Вторая половина класса-защитники. Обвинители и защитники готовили дома энциклопедический материал.(Система Л.В.Занкова)
4.Урок-конференция Литературное чтение.Леонов "Я выхожу в космос".Все учащиеся-журналисты. Один ученик-космонавт Леонов. " Космонавт" рассказывает о своём первом выходе в космос. " Журналисты" задают вопросы. " Космонавт" отвечает( фантазирует)
5.Урок-научная консультация Окружающий мир "Степь" Класс разделён на 4 группы: ботаники, зоологи, социологи, географы. Каждая группа делает свои выводы, затем знакомит с ними окружающих.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, они помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме этого нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Строгой структуры нет, зависит от творчества и от импровизации. Нетрадиционные формы зависят от специфики предмета.

Русский язык 

Интегрированные уроки (русский язык и литературное чтение, русский язык и окружающий мир, русский язык и история).
Уроки–игры соревновательного характера. Целесообразнее проводить во время обобщения изученного материала, перед проверочными и контрольными работами. Элемент соревнования оживляет урок.
• Игра по станциям;
• Игра «Устами младенца»;
• Игра «Что? Где? Когда?»;
• Игра «Звёздный час»;
• Игра «Своя игра»;
• Игра «Умники и умницы»;
• Деловые игры (воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело).
Уроки-сказки. В эти уроки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания, ведь сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков.
Уроки–конкурсы. 
Уроки–путешествия. (Путешествие в страну Грамматику по станциям: Фонетийск, Словарск, Частиречинск, Глаголия, Прилагандия).
Урок–конкурс на лучшего диктора. 
Урок–самоэкзамен. (Учащиеся вытаскивают билеты, в которые включены теоретические и практические вопросы. Один билет может быть счастливым. Тому, кому достанется он, получает 5).
Урок–исследование. 
Уроки–семинары. (Помогают обобщить, систематизировать и углубить знания. Дети получают вопросы, изучают литературу.)
Урок–зачёт. (Применяется для проверки усвоения теоретических и практических навыков).
Урок–тетрадь. (На основе печатных тетрадей).
Математика 
Интегрираванные уроки (математика и окружающий мир).
Уроки–игры: 
• Лото;
• Урок–турнир;
• Урок-лабиринт;
• Урок–ролевая игра;
• Поле чудес;
• Своя игра;
• Устами младенца;
• Звёздный час;
Уроки–сказки. (Карлсон на телевидении).
Уроки–путешествия. 

Окружающий мир 

Интегрированные уроки.
(Окружающий мир и математика, окружающий мир и русский язык, окружающий мир и история).
Пресс-конференция.
Урок–путешествие.
Урок–презентация.
Урок–экскурсия.

Заключение.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

          Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние устного счёта для повышения познавательного интереса на уроках математики

В работе расскрывается сущность интереса , приведены виды упражнений для устного счёта и примеры занятий по устному счёту....

Статья “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....

Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.

   Развитие интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий в совершенствовании форм. Методов и средств обуче...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По теме: «Приёмы устного счёта как средство повышения познавательного интереса на уроках математики в начальных классах»

Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению ко...

«Применение активных форм обучения на уроках как средство повышения познавательного интереса обучающихся»

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно ор...