Доклад "Специфика работы с одарёнными детьми"
статья по теме

Данный доклад  предназначен для обмена опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_s_odarennymi_detmi.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика работы с одаренными детьми

Лемешко Н.В.

МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов

 г. Волгограда Ворошиловского района

   

         Согласно     ФГОС    второго      поколения    учебно-воспитательный     процесс

необходимо направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения - личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Понимая необходимость выполнения данного направления, я поставила перед собой следующие задачи:

  • создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;
  • организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
  • способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

 Я стремлюсь к достижению следующих целей:

  • раскрытие творческого потенциала личности;
  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

        Работая в данном направлении, я руководствуюсь следующими программно-методическим обеспечением:

  • Устав школы;
  • Программа «Одаренные дети»;
  • УМК «РС Л.В.Занкова» (развитие всех, даже самых слабых учащихся, а мотивированным учащимся позволяет в полной мере раскрыть свои способности и возможности);
  • Отбор, регулярное  пополнение, изучение методической литературы по данной теме;
  • Медиаресурсы , возможности Интернета.

        В период подготовки детей к обучению в 1 классе в Школе будущего первоклассника  я начинаю работу по выявлению способностей будущих первоклассников.  Совместно с педагогом-психологом проводится первичная диагностика и определяется  интеллектуальный  уровень детей. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком. Эта работа  продолжается в течение обучения ребенка в начальной школе.

        Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, приходится уделять особое внимание работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • Использование современных образовательных технологий и методов:

       -технологии развивающего и проблемного обучения,

       -технология критического мышления,

       - информационно-коммуникативные технологии,

       - здоровьесберегающие технологии,

  -технология дифференцированного и индивидуального подхода к    каждому ребенку;

        - деятельностный метод,

        - проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • Работа на уроке «консультантов» (мотивированные  учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

           самостоятельных работ по разным предметам;

  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, краеведению, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);
  • Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, Домах творчества, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);
  • Участие в школьных, районных, городских предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии,  ПДД,  технологии, английскому языку, Марафон учеников – занковцев);
  • Активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах,  («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кенгуру – выпускникам», «Совенок», «Английский бульдог»), в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте  для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»;
  • Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции «Первые шаги в науку»;
  • Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;
  • дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

  • Использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:
  • Расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.

Большое внимание приходится уделять работе с родителями. Опыт показывает, что   развитию одаренности мотивированных  учащихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);
  • Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации

           по запросам родителей  и индивидуальные встречи с родителями;

  • Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Гендерное воспитание».

      Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

       Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио  передается в  среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.

        Я и мои коллеги поощряем  детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио.

        В каждом классе начальной школы (начиная с 1 класса) в сентябре и в мае я провожу диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся. Более   половины учащихся (50-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 36% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От  6% до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 7% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом,  можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Я  стараюсь  развивать и поддерживать  познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

         Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми. 

Литература:

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум -М., 2011.

2. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе. Учебно-методическое пособие для учителей. СП., КАРО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....