"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Гурьянова Марина Валерьевна

 Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе.

Цель раскрытия темы:

Содействовать учителю в выборе приёмов организации проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для повышения познавательной активности обучающихся.

Вопросы, возникающие перед педагогом:

  1. Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?
  2. Когда на уроках дети больше думают, чаще говорят и у них активнее формируются мышление и речь?
  3. Когда ребята творчески активны, упорно отстаивают свою точку зрения, проявляют собственную инициативу, рискуют?

          Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания – это творческий процесс, который включает в себя 4 основных этапа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Описание решения.
  4. Реализация решения.

     Итак, постановка проблемы.

         Любое творческое начинание, научное творчество начинается                  с возникновения  проблемной ситуации (столкновение с противоречием). Исследователь испытывает в это время острое чувство затруднения, удивления, что заставляет его выполнять ту или иную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновения у учеников желания усвоить это новое знание. Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приёмы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.

Если у ребят появляется эмоциональный отклик, значит проблемная ситуация действительно есть на уроке.  Отклик появляется в момент возникновения противоречия. Все проблемные ситуации можно разделить на 2 группы:

  1. Проблемная ситуация, возникшая  «с  удивлением».
  2. Проблемная ситуация, возникшая «с затруднением».

Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.

 

Приёмы создания проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением».

Между двумя (или более) положениями.

Приём № 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Приём № 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.

Приём № 3.  

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Приём № 4.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Приём № 5.  

Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Приём № 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. 

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.                                        

Предметная специфика

использования представленных приёмов постановки

проблемных ситуаций на уроке.

Приёмы

 1 и 2.

Приёмы 2, 3, 6, содержащие задания

 «на ошибку» – чаще.

Приёмы 1 и 4 – реже.

Проблемные ситуации                   «с затруднением»: приёмы 4, 5, 6; (встречается приём 1).

Приём 3 используется чаще.

Учителю необходимо знать, что учебная проблема существует в двух основных формах: в форме темы урока и в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание.

Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования.  Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.

Примеры использования приёмов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов.

Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением».

Предмет

Приём

Ситуация

Русский язык.

 3 класс.

№ 1

Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

 По заданию учителя ученики читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет 2 противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других – нет).

Учитель: 

Что вы можете сказать об этих словах?

Что интересного заметили?  (побуждение к осознанию противоречия)

Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Почему в некоторых словах «т» не произносится?

И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова»)

 

Окружающий мир.

3 класс

№ 1

Лена: грибы не могут передвигаться, значит, они – растения.

Миша: грибы не зелёные, значит они – животные.

Учитель:

Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к созданию противоречия).

Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы).

Что такое грибы: растения или животные?

Итак, тема урока…? («Грибы. Что такое грибы?»)

Математика.

2 класс

№ 1

Учитель делает на доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21

Учитель:

Вижу, вы удивлены (реакция удивления) Почему?

Ученики:

-  Примеры  одинаковые, а ответы разные!

Учитель:

- Значит,  над каким вопросом подумаем?

Ученики:

- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Русс

кий язык.                   3 класс.

№ 2

Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников,    

 а не предъявлять ребятам чужие точки зрения.      Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший  

 в результате этого разброс мнений обычно вызывает       у школьников удивление.

Учитель: 

От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик и –щик (класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску). Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.

Ученики: 

Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.

Учитель: 

Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия). Почему так вышло? Чего мы не знаем? (условия выбора того или иного суффикса). Какой будет тема урока?

Ученики: 

«Правописание суффиксов –ЧИК и –ЩИК».

Окружающий мир.                 2 класс

№ 2

 

Учитель:

Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Маша и папа поедут в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей).

Посмотрим, как группы выполнили задание. (разные мнения вызывают реакцию удивления).

Задание я вам дала одно, а вы как его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия)

Почему так вышло?

Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы)

Какая сейчас погода в Австралии?  (проблема как вопрос)

Математика.  

3 класс

№ 2

 

Учитель:

Решите примеры. Вспомните алгоритм.  Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради.

(Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры:

367 – 143,   534 – 216,   328 – 174.

Далее следует практическое задание на новый материал). Решите следующий пример, работайте на листочках.

(фронтально решают пример:

400 – 172).

Решили пример? (побуждение к осознанию противоречия).

Ученики:

- Да, решили.

 

№ 2

 

Учитель:

  • Какие получились ответы? (называют разные ответы) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да). А ответы получились какие?
  • Ученики:
  • Разные.
  • Учитель:
  • Почему?
  • Ученики:
  • Мы ещё не решали такие примеры.
  • Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?
  • Ученик: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
  • Учитель: Значит, какие примеры мы будем учиться решать?
  • Ученики: Примеры на вычитание трёхзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
  • Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

 

Окружаю

щий мир.                            2 класс.

№ 3

Выполняется в                              2 шага.

Сначала учитель выявляет представление обучающихся     с помощью вопроса или практического задания                        «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.  

Учитель: 

Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

Ученики: 

Очень мало, почти нет. (Шаг 1)

Учитель: 

Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле – шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление).

Учитель: 

Что вы сначала сказали?

Как мы привыкли представлять себе пустыню?

А как на самом деле?

Что узнали из текста?

 Какая  же возникает проблема?

 В чём мы должны разобраться?

Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

  

Русский язык.  

3 класс

№ 3

     

Учитель:

На доске  2 столбика слов: 1 столбик – редкий, мягкий, лёгкий; 2 столбик – редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?

Ученики: Это родственные слова. В первом столбике – прилагательные, во втором – наречия.

Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.

Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание – О в наречиях. Вспомните, что такое наречие?

Ученики: Это неизменяемая часть речи.

Шаг 2.

Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть?

Ученики: Окончания.

Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу «О»? А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия) Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы) Что же такое «О» в наречии? (проблема как вопрос) 

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».

Предмет

Приём

Ситуация

Математика.  2 класс.

№ 4

Учитель предлагает задание,                         не выполнимое вообще.                     Оно вызывает               у школьников явное затруднение.

Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем даётся задача: «На одну рубашку пришивается  9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» – практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

Математика.  2 класс.

№ 5

Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание  не похоже на предыдущие.

Учитель:

- На  доске дан ряд чисел.

- Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

(дети легко справляются с этим заданием, способ выполнения которого уже известен).

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

 (дети испытывают затруднение).

- Вы смогли выполнить моё задание?

- Почему же это задание не получилось?

- Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия).

- Какова же будет тема нашего урока?

Ученики:

Умножение двузначного числа на однозначное.

Матема

тика.

3 класс.

№ 6

Самый сложный, т.к. выполняется  (как и приём 3) в два шага.

Сначала (шаг 1) учитель даёт задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания.

Затем (шаг 2) учителю требуется  доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После этого у ребят возникает затруднение. Первый шаг заставил учеников ошибиться, а второй – разоблачить эту оплошность. Разница в том, что в приёме № 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребёнка, а в приёме 6 – из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.

Учитель:

Сравните углы (на доске изображение прямого, острого и тупого углов. Ученики легко выполняют задание).

А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее шаг 1. На доске два примерно равных угла – практическое задание, сходное с предыдущим). Теперь сравните такие углы.

Ученики:

Они одинаковые. (выполняют задание, применяя известный способ).

Учитель:

Каким способом сравнивали?

Ученики: (на глаз)

 

Математика.

3 класс.

№ 6

(продолжение)

 

 Учитель:

Можете ли вы утверждать, что это точный способ?

Ученики: Нет.

Учитель: Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны?

Ученики: Нет. Далее шаг 2. Дети осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения). Итак, что вы хотели сделать:

Ученики: Сравнить углы.

Учитель: Какой способ применили?

Ученики: Визуальный.

Учитель: Выполнили задание?

Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (побуждение к осознанию противоречия)

Учитель: Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы)

Ученики: Сравнение углов.

Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.

/памятка учителю/

№ приёма

Содержание приёма.

1

        Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

2

        Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения.      

         Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

3

Выполняется в 2 шага. 

       Сначала учитель выявляет представление обучающихся  с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». 

       Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.  

4

      Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает  у школьников явное затруднение.

5

      Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание  не похоже         на предыдущие.

(ребята выполняют работу по ранее применённому алгоритму)

6

Самый сложный, т.к. выполняется  (как и приём 3) в два шага. 

       Сначала (шаг 1) учитель даёт задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания.

       Затем (шаг 2) учителю требуется  доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После этого у ребят возникает затруднение.

Первый шаг заставил учеников ошибиться, а второй – разоблачить эту оплошность. 

       Разница в том, что в приёме № 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребёнка, а в приёме 6 – из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе

Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....