Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
методическая разработка (4 класс) на тему

Карпова Мария Александровна

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    Провести диагностику  готовности учащихся к обучению в среднем звене школы можно с помощью углубленного психолого-педагогического обследования. Цель его: диагностирование ряда существенных сторон, по которым можно судить о степени готовности четвероклассников к переходу в 5-й класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodtema_4_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное образовательное учреждение – Гимназия № 45

Диагностика готовности младших школьников

к обучению в среднем звене школы

Методическая тема

                                                                                            Учитель первой

                                                                                            квалификационной

                                                                                            категории

        Карпова М.А.

Екатеринбург,

2013-2014 уч.г.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения  учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Важнейшие новообразования к 10 годам возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов.   Это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Учителю необходимо уметь не только формировать новые виды познавательной деятельности, но и оценивать уровень сформированности уже имеющихся ее видов. Особенно важно это уметь делать в случае отставания учащихся. Если ученик испытывает затруднения в решении тех или иных задач, то учитель стремится помочь такому ученику. Но для того, чтобы помощь была эффективной, она должна быть направлена именно на те звенья познавательной деятельности, которые не сформированы или не доформированы. В этом случае перед учителем встает диагностическая задача.

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформированности отдельных познавательных действий (отдельных видов познавательной деятельности), то эту работу должен уметь выполнять и учитель.

Диагностика готовности младших школьников

к обучению в среднем звене школы

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    

Провести диагностику  готовности учащихся к обучению в среднем звене школы можно с помощью углубленного психолого-педагогического обследования. Цель его: диагностирование ряда существенных сторон, по которым можно судить о степени готовности четвероклассников к переходу в 5-й класс.

  1. Методика «Счёт» (определяет уровень сформированности устного счета)

 Инструкция: необходимо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Эта работа продолжается 10 минут. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.

Первый способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

 Пример:       5 4 9 3 2 5

                      9 5 4 9 3 2 и т. д.

 Второй способ:  сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.

 Пример:        5 9 4 3 7 0

                       9 4 3 7 0 7 и т. д.

 В течение 1 минуты должны действовать по первому способу, а потом, по сигналу, - по второму способу, поставив вертикальную черту, а затем через минуту опять перейти к первому способу и т.д. С помощью этой методики выявляется такой важный параметр, как «ориентировка на систему требований». Несформированность этой способности к концу обучения в 4-м классе служит препятствием для успешной учёбы и в более старших классах. Успешное выполнение этого задания требовало от четвероклассников определённого уровня развития памяти, устойчивости, переключения, концентрации внимания, так как им нужно было не только «принять» инструкцию, т.е. правила, но и удержать их в уме в течение некоторого времени. Общая успешность результатов по методике «Счёт» связана также со степенью сформированности и чисто учебного умения – качества устного счёта.

Обработка полученных данных: надо найти среднее число сложений, которое произвел ученик за 1 минуту. Если оно близко к 20, то это показывает достаточную работоспособность, а число менее 8, то работоспособность очень мала и требуется ее развитие.

  1. Методики для определения уровня памяти

1) Объем запоминания:

Произносится 10 слов, учащимся надо их воспроизвести.

а) стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

б) дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

При нормальном объеме кратковременной памяти учащийся должен воспроизвести не менее 6 слов.

2) Смысловая память:

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой перерыв читает лишь первое из слов пары, ученики должны припомнить вторые слова. Затем записать эти пары на листке бумаги. Обработка полученных данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, т.е. отношение правильно воспроизведенных пар к общему числу предложенных пар будет 0,6, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

                        Шум – вода               дуб – желудь

                        Стол –обед               дичь – выстрел

                        Мост – река              рой – пчела

                        Рубль – копейка       час – время  

                        Лес – медведь           гвоздь – доска

  1. Методики, направленные на определение степени овладения логическими                             операциями мышления    

1) Способность выделять существенное.

Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять дается в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, т. е. выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево);

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания);

Кольцо (диаметр, проба, круглость, печать, алмаз).

Обработка полученных данных: ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.

2) Сравнение.

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета, либо понятия.

Например:

                 Книга – тетрадь                            солнце – луна

                 Лошадь – корова                          сани – телега

                 Линейка – треугольник               дождь – снег

                 Озеро – река

Каждый ученик на листе бумаги должен написать черты сходства – слева, а справа – черты различия названных предметов, понятий.

На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. После этого листки собираются.

Обработка полученных данных: составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в % - это уровень развития у учащихся умения сравнивать.

3) Обобщение.

Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего. Время 3-4 минуты.

Жидкость – газ

Предательство – трусость

Водохранилище – канал

Школа – учитель

Сумма – произведение

4) Классификация.

Инструкция: вам даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это пятое слово. Учащимся можно предложить 5 заданий. Время – 3 минуты.

а) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;

б) круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник;

в) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный;

г) секунда, час, год, вечер, неделя;

д) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

5)  Анаграмма.

Инструкция: учащимся предлагается анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова.

а) лбко              б) раяи             в) упкс              г) еравшн           д) ркдети         е) ашнрри

6) Анализ отношений понятий (аналогия).

Даны 3 слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Например:  песня:   композитор = самолет: ?

а) аэродром        б) горючее     в) конструктор     г) летчик    д) истребитель  

школа:    обучение = больница: ?

а) доктор              б) ученик       в) лечение         г) учреждение      д) больной

круг: окружность = шар: ?

а) пространство    б) сфера        в) радиус          г) диаметр           д) половина

слагаемое: сумма = множители: ?

а) разность           б) делитель         в) произведение          г) умножение      д) деление

                                     Примерный вариант работы

 

1)  В приведенных словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

а) лбко      б) раяи         в) еравшн        г) ркдети        д) рбкадоле

2)  Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Запиши эти слова.

а) чтение (слово, глаза, книга, печать, очки);

б) сад (растение, садовник, земля, вода, забор);

в) река (берег, тина, вода, рыболов, рыба);

г) игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф);

д) куб (углы, дерево, камень, чертеж, сторона).

3)  Сравни понятия:  книга – тетрадь.

     Общие и отличительные черты выпиши на листе в два столбика.

4)  Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.

а) дуб, дерево, ольха, ясень;

б) горький, горячий, кислый, соленый, сладкий;

в) дождь, снег, осадки, иней, град;

г) запятая, точка, двоеточие, союз, тире;

д) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

5)  Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов).

а) дождь – град

б) нос – глаз

в) сумма – произведение

г) водохранилище – канал

д) предательство – трусость.

6). Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 5 слов приведенных ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвертое слово.

а) волк: пасть = птица: ?                       (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение);

б) библиотека: книга = лес: ?               (береза, дерево, ветка, бревно, клен);

в) слагаемое: сумма = множители: ?   (разность, делитель, произведение,         умножение, вычитание );

г) холодно: горячо = движение: ?        (взаимодействие, покой, мяч, трамвай, идти);

д) запад: восток = обмеление: ?           (засуха, юг, наводнение, река, дождь);

е) война: смерть = тепло: ?    (дыхание, жизнедеятельность, вещество,  температура, гибель);

ж) молния: свет = жара: ?                     (солнце, трава, жажда, дождь, река);

з) роза: цветок = газ: ?                           (кислород, дыхание, горение, состояние,

                                                                       вещества, прозрачный);

и) береза: дерево = стихотворение: ?   (сказка, богатырь, поэзия, лирика, драма).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие познавательных способностей никогда не может быть сформировано полностью на все годы обучения. Введение новых предметов, новых тем может требовать и новых познавательных средств. И это касается таких видов как специфических (они могут быть сформированы только при изучении тех предметов, специфику которых отражают, т. е. нельзя сформировать математические приемы мышления, не изучая математики), логических и общедеятельностных (особенность в том, что они могут формироваться на любом предметном материале, доступном учащимся).

Таким образом, все компоненты познавательной деятельности должны формироваться с учетом дальнейшего движения ученика. Только в том случае начальная школа решит главную задачу, стоящую перед ней, - вооружение учащихся познавательными средствами для систематического изучения различных областей науки.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 208 с.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обу¬чении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические ме¬тодики. Коррекционные упражнения. М.: Изд-во «Ось-89», 2003. 272 с.

3. Бабанский Ю.А. Рациональная организация учебной деятельнос¬ти. М.: Знание, 1981.96 с.

4.Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд-во Ин¬та профтехобразования РАО, 1996. 90 с.

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Рабо¬та психолога в начальной школе. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 352 с.

6. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: Просве¬щение, 1991. 143 с.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личнос¬ти в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

9. Вереникина И. М. Психологические условия перестройки отноше¬ния детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1988. 18 с.

10. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преем¬ственности между дошкольным и начальным звеньями системы образо¬вания // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7-12.

11. Ганюшкин А. Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях (на материале спортив¬ной гимнастики): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1972. 18 с.

12. Интернет-ресурс http://potencial-brn.com/index.php/2012-09-13-02-11-28/roditelyam-shkolnikov?start=10 (Готовность обучения младших школьников в среднем звене школы)

12.  Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

диагностика для определения готовности младших школьников к обучению в среднем звене

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. О...

Презентация "Проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене".

      Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенн...

Готовность младших школьников к обучению в среднем звене.

Готовность младших школьников к обучению в среднем звене....

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу

RjvgktrcКомплексная диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу...

Готовность младших школьников к обучению в средней школе

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптиро...