Рабочая программа для 2 класса УМК Школа России
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Билюшова Ольга Александровна

Рабочая программа в соответствии с ФГОС по всем предметам 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 1-4классов, авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

     Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей, эмоциональной, образной сферы учащегося, чувство сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое, сольное пение, коллективное инструментальное музицирование,  музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дать ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

      Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников произведениями искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование  умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Цель обучения – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

   Задачи музыкального образования:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

Место предмета в базисном учебном плане:

    В примерной программе общее число часов  138, из них в 1 классе – 33 ч, во 2 – 35 ч, в 3 -35 ч, в 4- 35 ч, в каждом классе по 1 часу в неделю.    В течение ученого года при необходимости  будет проводиться коррекция программы.

      10 % учебного времени, т.е. 13 ч, используется для изучения Национально-регионального компонента:

 1 класс – в изучении тем «Образ Родины в музыке», «Народные праздники и традиции»;

2 класс- «Музыкальные образы родного края», «Фольклор – народная мудрость»;

3 класс – «Праздники русского народа», «Образ защитников Отечества», «Образы природы»;

 4 класс – «Особенности жанров русской народной песни», «Музыкальные инструменты России».

Форма обучения – традиционная.

Методы обучения:

  • метод художественного, нраственно-эстетического познания музыки,
  • метод интонационно- стилевого постижения музыки,
  • методы эмоциональной драматургии,
  • метод концентричности организации музыкального материала,
  • метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному»,
  • метод  создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и р.),
  • метод игры,
  • метод художественного контекста.
  • Использование ИКТ

Критерии оценки уровня музыкального развития учащихся:

 - насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;

- умеет ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

- умеет ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

- каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, в игре на  элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях, содержание и характер исполняемых произведений.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

   Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,

Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически

сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Требования к учащимся начальной школы

II класс

• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также  элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.


Календарно-тематическое планирование -2кл

 №

п/п

Тема урока.

Тип урока.

Цель.

Задачи.

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Текущий и промежут. контроль

Дата проведения

Предметные

Метапредметные, личностные

Родина моя  (3 ч )

1

Мелодия.

Повторение основных музыкальных понятий.

Вводный урок.

Осознание мелодии как основы музыкального произведения.

1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений.

2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.

3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение.

      Музыкальные образы родного края.  Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал:

.«Рассвет на Москве -реке» из о. «Хованщина Мусоргского;

2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой;

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Научатся правилам поведения на уроке музыки, правилам пения, определять общий характер музыки

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку.

Заинтересованность;

   Участие в коллективной работе.

наблюдение

2

Здравствуй, Родина моя!

Освоение нового материала.

Урок-концерт

Познакомить детей с песнями о Родине.

1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала».

3.Побудить к выразительному исполнению.

Музыкальные образы родного края.  Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал:

.«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков;

2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой

Размышлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения, выполнять задания творческого характера, узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, распознавать особенности народных песен.

многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

-Понимание смысла духовного праздника.

- Освоить детский фольклор.

наблюдение

3

Гимн России.

Закрепление нового материала.

Урок-размышление

Осознание гимна как главной песни страны.

1.Понять значение гимна для страны.

2.Воспитание чувства патриотизма.

3.Накопление слушательского опыта.

. Музыкальные образы родного края.  Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал:

«Гимн России»; 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки;

3. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой

Знать особенности исполнения Гимна России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Учащиеся научатся понимать особенности вокальной и инструментальной музыки, выявлять характерные особенности гимна, использовать различные приёмы вокального исполнения.

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

наблюдение

 «День, полный событий» ( 6 ч)

4

Музыкальные инструменты.

Освоение нового материала.

Роль фортепиано в музыке.

1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева.

2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя.

      Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано. Природа и музыка.

Музыкальный материал:

«Вальс»; 2.«Марш» Чайковского; 3. «Вальс»; 4. «Марш» Прокофьева

Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности  музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

.Умение сравнивать музыку;

2.Принимать участие в пластическом интонировании;

3.Слышать настроение звучащей музыки..

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

наблюдение; выбор движений для  пластического интонирования

5

Природа и музыка.

Расширение знаний

Урок-путешествие

Значение выразительных средств в музыке.

1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки.

2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.

      Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Музыкальный материал:

«Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева; 3 «Прогулка» Мусоргского;

4 «Прогулка» Прокофьева

Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности  музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений.

Научатся выделять характерные особенности марша, понимать термин «регистр» и определять, в каком регистре звучит музыкальный отрывок.

Понимание значения регистра в музыке

, исполнять песни, понимать термин «увертюра», узнавать на слух основную тему увертюры, выполнять задания творческого характера.

чувства, характер и мысли человека;

Отклик на звучащую на уроке музыку

Наблюдение; Выбор наиболее удачных сочинений.

6

Танцы, танцы, танцы

Расширение знаний.

Урок-концерт

Знакомство с танцевальными жанрами

1.Развивать ритмический слух. 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии. 3.Выявить характерные особенности в прослушанной музыке.

 Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Музыкальный материал:

 «Вальс»; 2.«Полька»; 3.«Русская пляска»; 4.«Мазурка»

 Чайковский; 5«Тарантелла» Прокофьев

1.Отличать танцевальные жанры.

Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять и инсценировать песни

Музицирование;

2.Выбор характерных движений для танцев.

взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

.слушание; 2.Поиск нужных танцевальных движений.

7

Эти разные марши.

Расширение знаний.

Умение находить отличия в музыке  для ходьбы.

1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы.

2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта.

3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева.

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Музыкальный материал:

. «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш» Чайковского;

3. «Ходит месяц над лугами» Прокофьева;

4. «Вальсы» Чайковского, Прокофьева.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности  музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять своеобразие маршевой музыки.

Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки.

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

.наблюдение;  2.рассуждение

8

Расскажи сказку. Колыбельная. Мама.

Изучение нового материала.

Урок-путешествие по школе.

Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.

1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения.

2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни.

. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Музыкальный материал:

 «Нянина сказка» Чайковский; 2.«Сказочка» Прокофьев;

3. «Спят усталые игрушки» А. Островский;

4. «Сонная песня» Р. Паулс

Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности  музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений.

Сопоставлять музыку, находить общие черты и различия.

Сочинить сказку. 2. Выбор характерных движений для музыки. 3. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского.

Отклик на звучащую на уроке музыку.

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Контроль за выразительностью интонирования и фразировки.

2.Выбор наиболее удачных сказок и движений

9

Обобщающий урок 1 четверти

Закрепление знаний.

Урок – концерт.

Закрепить знания и навыки, полученные в 1 четверти.

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей.

Произведения, звучащие в 1 четверти.

Научатся определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений, аргументировать свою позицию, оценивать результаты своей работы.

Уметь выражать себя в разных формах деятельности.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания

 «О России петь – что стремиться в храм»

(5 ч)

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Изучение нового материала.

Урок-обращение к духовной  музыке.

Вводный урок в тему духовной музыки.

1.Рассказать о значении духовной музыки.

2.Расширять слуховой опыт учащихся.

3.Воспитание любви к Родине, ее истории.

      Колокольные звоны России.

Музыкальный материал:

Звучание колоколов из пролога  о. «Б.Годунов»;

2.«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;

3. «Вечерний звон» р.н.п.; 4.«Богатырские ворота» Мусоргского; 5.«Вставайте, люди русские» Прокофьев

Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи

Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов.

Принятие духовной музыки как части музыкальной культуры страны. 2.Понимать новые слова.

Уметь слышать звучание колоколов в имитации на других инструментах..

Отклик на звучащую на уроке музыку,

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Наблюдение.

11

Святые земли Русской. Князь А. Невский. С.Радонежский. «Утренняя молитва».

Расширение знаний.

Урок-путешествие

Образы героев в музыке и церкви.

1.Рассказать о национальных героях страны.

2.Развивать эмоционально-образное чувство детей.

3.Расширять слушательский опыт.

Святые земли Русской.

Музыкальный материал:

.«Песня об А. Невском» Прокофьев; 2.Песнопение о Сергее Радонежском; 3.«О, Преславногочудесе» напев Оптиной пустыни.

Молитва. Хорал.

Музыкальный материал:

1.«Утренняя молитва»; 2 «В церкви» Чайковский;

3. «О, Преславногочудесе» напев Оптиной пустыни

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи

Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование и др.)

1.Отклик на звучащую на уроке музыку.

2.Называть характерные особенности духовной музыки.

Определение на слух духовной и композиторской музыки

1. Знать правила поведения в церкви.

2.Уметь проводить сравнительный анализ муз.произведений

Отклик на звучащую на уроке музыку

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Наблюдение за эмоциональным откликом на музыку.

Наблюдение.

12

«С Рождеством Христовым!»

Познакомить с двунадесятым праздником Русской православной церкви – Рождеством Христовым.  

1.Вспомнить историю праздника.

2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику.

3.Развивать исполнительские качества.

Праздники Православной церкви. Рождество Христово.

Музыкальный материал:

1.«Тихая ночь» Грубер; 2.«Колыбельная» польская н.п;

3.новогодние песни

Исполнять рождественские песни.

Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений.

1.Совместно исполнять песни.

2.Уметь находить верные пластические движения под музыку

Отклик на звучащую на уроке музыку

Совместное пение; Слуховой контроль.

13

Рождество Христово.

Закрепление знаний.

Урок-концерт

14

Обобщающий урок четверти.

Закрепление знаний.

Урок – концерт

Закрепить знания и навыки, полученные в 2 четверти.

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.

Музыка по выбору детей.

1.Желание принимать участие в играх, песнях, танцах.

2. Умение определять музыку композиторов

3.Эмоционально откликаться на музыку.

Отклик на звучащую на уроке музыку,

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Наблюдение за эмоциональным фоном.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!  ( 4ч )

15

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

Разыграй песню.

Расширение знаний.

Урок-игра

Значение фольклора в жизни каждого народа.

1.Развивать исполнительское качество.

2.Научить определять голоса музыкальных инструментов.

3.Воспитывать любовь к народной музыке.

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле.

1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;

3.«Выходили красны девицы»;

4. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п.

Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Уметь совместно исполнять песни;

Понимать графическое изображение мелодии.

Придумывать свои движения при исполнении песен.

2.Нарисовать инструменты.

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Отклик на звучащую на уроке музыку

Совместное пение и разыгрывание р.н. песен. Наблюдение.

16

Проводы зимы.

Расширение знаний

Урок-игра

Познакомить  детей с приметами народных праздников

1.Рассказать о народных праздниках и их приметах.

2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся.

3. Воспитывать уважение к народным традициям.

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны.

Музыкальный материал:

1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;

3.масленичные песни; 4. весенние заклички; 5.импровизации

Знать особенности традиционных народных праздников.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.

1.Исполнение в характере. 2.Умение высказываться о музыке.

3.Знать масленичные песни. 4.Музицирование.

.Изобразительное и прикладное творчество-отклик на урок.

Понять связь между речью музыкальной и разговорной

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

1.Выразительное исполнение.

2. Наблюдение, эмоциональный отклик детей.

17

Встреча весны.

Углубление знаний.

Урок-концерт.

Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь

1.Формировать знания о значении музыки в жизни человека

2.Развивать исполнительские качества, творческие способности.

Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал:

1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;

3.масленичные песни; 4. весенние заклички;

5.игры; 6.импровизации

Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать впроцессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.

Знать особенности традиционных народных праздников.

1.Исполнение в характере. 2.Умение высказываться о музыке.

3.Знать масленичные песни. 4.Музицирование.

.Изобразительное и прикладное творчество-отклик на урок.

2.Предлагать свои весенние игры.

многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

1.Слуховой контроль; 2.наблюдение;

3.эмоциональный отклик детей.

18

Народные песенки, заклички, потешки.

Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь

1.Формировать знания о значении музыки в жизни человека

2.Развивать исполнительские качества, творческие способности.

Знать особенности традиционных народных праздников.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.

1.Слуховой контроль; 2.наблюдение;

3.эмоциональный отклик детей.

19

Сказка будет впереди. Детский муз.театр. Опера. Балет.

Расширение знаний.

Традиционный, с элементами игры.

Заинтересовать детей  произведениями крупных муз.жанров.

1.Учить детей понимать муз.драматургию произведения.

2.Развивать творческие способности детей.

3.Воспитывать любовь к прекрасному.

  Опера и балет. Песенность, танцевальность,  маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал:«Песня-спор» Г. Гладкова;

2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля;

3.«Вальс» из б. «Золушка» Прокофьева

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов

1.Иметь представление о крупных музыкальных жанрах.

2.Понять связь между речью музыкальной и разговорной.

3.Выразительно исполнять песню-спор.

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Отклик на звучащую на уроке музыку

1.Пластическое интонирование;

2. Контроль за выразительностью исполнения.

20

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Углубление знаний.

Традиционный, с элементами игры.

Заинтересовать детей  произведениями крупных муз.жанров.

1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева.

2.Уметь определять характер и настроение музыки.

3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение.

  Опера и балет. Песенность, танцевальность,  маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал:

1.«Марш» из «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

2. «Марш» из  о. «Любовь к 3апельсинам» С. С. Прокофьева;

3. «Марш Черномора» М.Глинки; 4. «Песня-спор» Г. Гладкова.

Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

1.Характеризовать музыкальные образы.

2.Принимать участие в играх, пластическом интонировании.

Знать правила поведения в церкви

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

.Пластическое интонирование. 2.Работа с учебником.

21

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал.

Углубление знаний.

традиционный

Познакомить с фрагментами оперы.

1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний.

2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные.

      Песенность, танцевальность,  маршевость в опере . Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал:

1.Увертюра; 2. Финал. 7 урок: 1.«Первая песня Баяна»

2. хор «Лель таинственный»; 3. «Марш Черномора».

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

1.Уметь определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику.

Принимать участие в различных формах музицирования на уроке.

многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

1.Пластическое интонирование с элементами инсценировки.

2.Работа с учебником.

3.Имитация игры на гуслях.

22

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Комбинированный урок.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

  • Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки

«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер.

Уметь: узнавать изученные музыка-льные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Отклик на звучащую на уроке музыку

23

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

  • Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка

сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила»

Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

24

Симфоническая сказка «Петя и Волк».

Расширения знаний.

Традиционный.

Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой.

1.Расширять знания детей о многообразии муз.жанров.

2.Равивать способность сопереживания муз.образам.

3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим».

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал:

Темы из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева.

Узнавать   тембры   инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Передавать   свои   музыкальные впечатления в рисунках.

1.Уметь определять по характеру музыки героев.

2. Знать тембровое звучание инструментов.

3. Знать состав симфонического оркестра

Отклик на звучащую на уроке музыку,

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

1.Слуховой контроль; 2.Наблюдение; 3.Работа с учебником.

25

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Углубление знаний.

Урок-экскурсия

Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского.

1.Развивать эмоциональное восприятие музыки.

2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям.

3.Воспитание в атмосфере добра, любви.

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал:

1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»;

3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского.

Передавать   свои   музыкальные впечатления в рисунках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

1.Назвать понравившиеся пьесы, звучащие на уроке и объяснить свой выбор. 2.Узнавать пьесы.

Изобразить впечатления от музыки в цвете, рисунках.

воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,

1.Наблюдение; 2.Работа с учебником.

26

Звучит нестареющий Моцарт!

Симфония №40.

Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти.

1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.

2.Формировать общие понятия о жанрах.

3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал:

Произведения, звучащие в 3 четверти.

Узнавать   тембры   инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

1.Уметь выражать себя в разнообразных формах деятельности.

2.Музицировать на уроке.

.Анализировать муз.произведения, определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем.

2.Закрепление муз.понятий, умение оперировать ими на уроке.

воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,

Отклик на звучащую на уроке музыку

1.Викторина; 2. Письменное тестирование.

27

28

«Звучит нестареющий Моцарт».

Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

Расширение знаний.

Урок – цирковое представление.

Познакомить детей с музыкой Моцарта

1.Продолжить знакомство детей со звучанием симф. оркестра.

2.Показать значение муз.средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей.

Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века?

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал:

Урок 1: симфония №40 экспозиция 1 часть. Урок 2:

1.Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;

2.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки

Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном воплощении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Передавать   свои   музыкальные впечатления в рисунках.

.Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке.

2.Уметь определять национальную принадлежность музыки.,

Определить настроение музыки и передать ее особенности через словесные характеристики.

2.Рассказать о понравившейся музыке, услышанной на уроке.

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,

 выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

1.Пластическое интонирование; 2.Наблюдение.

29

Волшебный цветик-семицветик.

И все это – Бах.  Музыкальные инструменты (орган).

Расширение знаний.

Урок – путешествие.

Познакомить детей с органной музыкой.

1.Закрепить знания о средствах   музыкальной выразительности.

 2. Познакомить с музыкой Баха.

3.Воспитание грамотного слушателя.

Где мы встречаемся с музыкой?

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал:

1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт» А. М. Бах.

Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном воплощении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Передавать   свои   музыкальные впечатления в рисунках.

.Назвать произведения, которые понравились и объяснить свой выбор. 2.Различать мелодию и аккомпанемент.

3. Узнавать звучание органа.

многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Слуховой контроль; 2. Наблюдение; 3.Устный опрос.

30

Все в движении.  Попутная песня.

Закрепление знаний.

Урок – путешествие.

Изобразительная сила музыки.

1.Учить понимать изобразительный язык музыки.

2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет.

3.Воспитывать грамотного слушателя.

               Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал:

1.«Тройка» Свиридов; 2. «Попутная песня» Глинки;

3.«Карусель» Кабалевский

. Участвовать в коллективном воплощении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

.Уметь определять характер музыки.

2. Уметь подбирать цветовой фон.

3. Выражать стремление к осмысленному общению с музыкой.

Отклик на звучащую на уроке музыку,

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

.Конкурс на лучший цветовой фон, подходящий по настроению каждой части «Попутной песни»;

2.Пластическое интонирование.

31

Музыка учит людей понимать друг друга.

Закрепление умений.

Урок-импровизация.

Музыка – язык понятный всем.

.Раскрыть слушательские и исполнительские качества детей.

2.Формировать слушательский опыт детей.

3.Включить детей в осмысленную певческую деятельность.

У музыки есть свой язык?

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал:

 .«Кавалерийская»; 2. «Клоуны»; 3. «Карусель».

Составление композиций, в котором сочетаются пение, пластическое интонирование, музицирование..

Узнавать   тембры   инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

.Уважительно относиться к творчеству своих товарищей.

2. Владеть приемом соучастия в сочинении

многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Ролевые игра «Карусель»; 2.Наблюдение; 3.Слушание

32

Два лада. Природа и музыка.

Расширение знаний.

традиционный

Выразительность лада в музыке.

.Учить детей различать музыкальные лады.

2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать.

3.Воспитывать грамотных слушателей.

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Рассвет на Москве-реке»; 2.«Вальс» из б. «Золушка»;

3.«Весна. Осень» Свиридов; 4. Конкурс любимой песни.

Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.

Анализировать художественно-образное   содержание,   музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Научатся различным приёмам дирижирования, давать определения характера музыки. Выполнять задания творческого характера.

Отклик на звучащую на уроке музыку,

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

1.Наблюдение; 2.Слушание; 3.Контроль за выбором цветового фона в («Весна.Осень»).

33

Печаль моя светла. Первый.

Закрепление знаний

Традиционный.

Лирическая музыка в творчестве композиторов.

.Закрепить знания детей.

2.Познакомить с новым произведением Чайковского.

3.Воспитывать грамотных слушателей.

Нужна ли лирическая музыка?

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Жаворонок» Глинки; 2.«Весенняя песня» Моцарта;

3.Мелодия 1ч. Концерта; 4.Музыка на выбор учителя.

Узнавать изученные на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

.Узнавать знакомую музыку.

2.Уметь рассуждать о знакомой музыке.

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

.Наблюдение; 2.Слушание.

34

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Обобщающий урок

Закрепление знаний.

Урок – концерт.

Обобщение  музыкального стиля.

Определение уровня музыкальной культуры.

.Повторить изученную ранее музыку.

2.Учить детей выражать собственное отношение к музыке.

3. Воспитание грамотного слушателя.

Не иссякнет ли  музыка?

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал: Пьесы из «Детского альбома». 2.Пьесы из «Детской музыки».

3. Конкурс любимой песни.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям.

Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта

Через различные формы деятельности показать свои знания и умения

.Заинтересованное отношение к музыке.

2. Запас музыкальных впечатлений.

3. Знание понятий, терминов.

многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Отклик на звучащую на уроке музыку

Конкурс: 1.Исполнение любимых песен. 2.Наблюдение.

№ п\п

№ в теме

Раздел

Тема

Характеристика деятельности  учащихся

Планируемые результаты

Вид

контроля

Дата

Примечание

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.

1

Россия – родина моя (5 часов)

Мелодия – душа музыки

Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)

Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка.                                                                                   Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.                                                                                                              Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций.                                                                                                Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.                                                                                                  

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

Познавательные УУД:
Осознание восприятие содержания музыкального сочинения.
Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения.

Регулятивные УУД:

Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя)

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оценка действий партнёра в коллективном пении.

основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

Текущий

2.

2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины»)

Текущий

3.

3

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке.

Текущий

4.

4

Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева

Текущий

5.

5

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.

Текущий

6.

1

4День, полный событий (4 часа)

С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.                                                                                                        Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.                                                                                                            Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

уважительное отношение к культуре других народов:

эстетические потребности, ценности  и чувства

развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество.

Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия.

Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.

Регулятивные УУД:

Постановка и выполнение учебной задачи.

 Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.

Коммуникативные УУД:

Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен.

воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

Текущий

7.

2

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)

Текущий

8.

3

Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и  П.Чайковского («Детский альбом»)

Текущий

9.

4

Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».

Текущий

10.

1

Ороссии петь, что стремиться в храм (7часов)

Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.                                                                                                              Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.                                                                                                              Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Текущий

11.

2

Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов

Текущий

12.

3

Образ матери в современном искусстве

Текущий

13.

4

Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Текущий

14.

5

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке

Текущий

15.

6

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Текущий

16.

7

Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.

Текущий

17.

1

гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа)

Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.                                                                                     Знакомиться с элементами нотной записи.                                                      Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.          

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

уважительное отношение к культуре других народов:

Познавательные УУД:
Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения.

Умение строить речевое высказывание в устной форме.

Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

Регулятивные УУД:

Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя)

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оценка действий партнёра в коллективном пении.

воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

Текущий

18.

2

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля

Текущий

19.

3

Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова

Текущий

20.

1

В музыкальном театре (6 часов)

Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.                                                                                  Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

эстетические потребности, ценности  и чувства

развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество.

Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия.

Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.

Регулятивные УУД:

Постановка и выполнение учебной задачи.

 Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.

Коммуникативные УУД:

Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен.

основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Текущий

21.

2

Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

Текущий

22.

3

Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия).

Текущий

23.

4

Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова

Текущий

24.

5

«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского

Текущий

25.

6

Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова

Текущий

26.

1

В концертном зале (5 часов)

Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.                                                                                                        Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.                                                                                                            Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

Познавательные УУД:

Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.

Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения)

Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

Анализ музыкального сочинения.

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора  на имеющийся жизненный и музыкальный опыт)

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные  выводы.

основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Текущий

27.

2

Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.

Текущий

28.

3

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»

Текущий

29.

4

Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов.

Текущий

30.

5

Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения)

Текущий

31.

1

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа)

Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.                                                                                                              Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

уважительное отношение к культуре других народов:

развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Постановка и выполнение целей.

Познавательные:

Формирование устойчивого  интереса к уроку через исполнительство и игру на музыкальных инструментах.

Формулирование  цели своей деятельности. С какой целью мы поработали с этой песней?

Формирование умения структурировать знания. Обобщать знания о средствах музыкальной выразительности.

Коммуникативные:

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач.

воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

Текущий

32.

2

Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора

Текущий

33.

3

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»)

Текущий

34.

4

Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса

Текущий

Список литературы для учащихся:

1. Учебник «Музыка» 1 класс

2. Учебник «Музыка» 2 класс

3. Учебник «Музыка» 3 класс

4. Учебник «Музыка» 4 класс

5. «Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс»

6. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс»

7. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс»

8. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс»

Список литературы для учителя:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.

2.Рабочая программа. Музыка 1-4 классы.   Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М: Просвещение, 2009

4.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М : Просвещение, 2009

5. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М: Просвещение, 2009 г.

6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе в 2-х частях. М: Просвещение, 2009

7.Козлов В.В.,  Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М : Просвещение, 2009

8. Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2-х частях. М : Просвещение, 2009

9. «Уроки музыки. 1-4 классы»

10.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 1 класс

11.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 2 класс

12.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 3 класс

13.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 4 класс

Табличное представление листа корректировки  учебной программы

№ урока в теме

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы составлены  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и...

рабочие программы 4 класс УМК "Школа России"

Русский язык. Зеленина, Хохлова.Математикалитературное чтение 2 часа в неделиОкружающий мир...

рабочие программы 3 класс УМК "Школа России"

математикарусский язык по Зелениной, Хохловойлитературное чтение 2 часа в неделюИЗОокружающий мир...

Рабочие программы 4 класс УМК Школа России

Рабочие программы для школ с татарским языком обучения....

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа 1 класс УМК "Школа России" по русскому языку

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...