" Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности"
статья на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

 Успешно развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.можно при условии включения детей в проектную и исследовательскую деятельность, сочетая индивидуальную и групповую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuenie_na_shmo_ob_ssled_2011.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

«Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!»

Целью моей работы является развитие интеллектуальных и творческих способностей личности каждого из моих учеников.  Первые годы работы, я старалась дополнительно работать с разными группами учащихся, опираясь на из познавательный уровень и интеллектуальные способности.   Результаты были, но не настолько, чтоб сделать вывод, что подобные занятия эффективны. Поняла, что надо было что-то изменить в уроке. Дифференциация и групповые виды деятельности на уроке, несколько улучшили положение.   Удовлетворение от уроков стала получать, используя занковский подход к обучению, включая детей в проектную и исследовательскую деятельность. Именно такие виды деятельности возбуждают интерес  ребят к обучению, способствуют развитию внимания, памяти, мышления, воображения, повышают уровень самостоятельности. Если подобная работа групповая, то создаются благоприятные условия для взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества  в учебном процессе.. Дети находятся в равных условиях, пропадает деление на способных и неспособных, мышление детей переключается на поисковую деятельность, учатся рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить самим, самим делать выводы, самим находить область применения своим выводам, получать удовольствие от обучения. Включение в данную работу прошло достаточно лёгким путём, так как занковская система предполагает массу заданий , где на уроке возникает проблема и требуется поисковый вид деятельности для её решения. Особенно широко можно было развернуться на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики. Первое групповое исследование посвящено было поиску закономерностей связанными с таблицей умножения.  Но эти исследования, было не полными, так как не выдвигались в их ходе гипотезы, а лишь анализировались и обобщались наблюдения. Связано это стем, что был ничтожно мал опыт в выдвижении догадок, гипотез. И только, когда я познакомилась с трудами    Александра Ильича Савенкова, и пошла целенаправленная работа, я поняла, что построение гипотез – основа исследовательского творческого мышления. Гипотезы, даже самые фантастические, дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Например,  исследование про зрение, началось с вопроса «Надо ли беречь зрение?»  Гипотеза звучала так: «Если зрение так важно, то его надо беречь». Итогом работы явилось то, что дети стали внимательнее относиться к своему здоровью, расширился их круг знаний, аргументированно и уверенно они могут дать совет, какие меры предпринять людям разного возраста для сохранения хорошего зрения. В классе не оставалось ни одного равнодушного и скучающего ребёнка. Дети сами находили темы для исследований, подбирали состав группы и работали с большим желанием. В классе стояла прекрасная рабочая атмосфера, дети активно работали с разными информационными материалами, расширяли свой кругозор, развивали свой интеллект, учились позитивно общаться друг с другом. Я планирую и далее работать в этом же направлении. Поэтому в данное время класс работает над проектом «Почему лису называют Патрикеевной» и, готовясь к исследовательской работе, учимся задавать вопросы, тренируемся в выработке гипотез, используя советы и упражнения А.И.Савенкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий ЛОО в развитии интеллектуальных и творческих способностей школьников.

laquo; Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - подчеркнул президент РФ. ...

Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"

В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан  опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

«Талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца».      Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Феде...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе продленного дня

Обобщение опыта работы по теме:  "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе  продленного дня"...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....