Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа XXI века "
рабочая программа (2 класс) по теме

Великанова Елена Александровна

Комплект рабочих программ для 2 класса по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_2_kl_umk_nach_shk_21_veka.rar547.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению.

УМК «Начальная школа XXI века»  

Количество часов: всего-132часов, в неделю-4 часа    

Рабочая программа составлена на основе:  Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального  общего образования по литературному чтению и авторской программы    Л.А.Ефросинина, Литературное чтение Класс:1–М: Вентана-Граф, 2014,  

Пояснительная  записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 2-го класса  рассчитана на 136  ч. (по  4  часа  в  неделю, 34 недели) и разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014).
  • с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

    Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.    

     Цель курса:   ввести учащихся в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текс т произведения,  слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла  (иметь  свои  суждения, выражать эмоциональное  отношение);  воссоздавать  в  своем  воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения  в разных вариантах  —  подробно,  выборочно,  сжато, творчески с изменением ситуации.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.                        

. В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов, 34 рабочих недели.

    Рабочая программа по литературному чтению реализует следующие цели обучения:

- формирование читательской деятельности:

-воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст);

-понимать читаемое (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);  

-производить текст (уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации;

-овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;

-освоение культуры речи.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа – это  то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Соответственно, текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.

Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;

2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств.

              Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Задачи курса литературного чтения:

- Полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания     учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

- Система работы над навыками чтения.

- Включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.

- Формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для   освоения литературы как искусства слова.

- Расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».

Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Используется тематический и жанрово - тематический принципы. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа.

   Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

    Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Общая характеристика курса:

Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».

Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.

Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.

Методы и приемы обучения:

-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;

-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;

-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;

-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;

-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;

-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;

-письмо: дописывание, списывание, сочинение;

-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.

Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.

       Межпредметные связи:

•   с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;

•   с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

•    с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.

 

Результаты освоения программы, содержания, учебно-тематического планирования курса «Литературное чтение» 2 класс

Содержатльная                            линия

Учебный                            материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Формы и вопросы контроля

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

О нашей Родине:

Произведения о Родине. Рифмующие слова. Рифма. Диалог. Летопись.

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

понятия «былина», «Родина», «Русь», «жанр»; тематику произведения

выразительно читать, сознательно, правильно и бегло читать; вести диалог

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка.

Народная мудрость (устное народное творчество

Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм.

Обогащение словаря, формирование навыков чтения.

Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений

понятия «народная мудрость», «шутка», «считалка», «потешка», «пословица».

опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное

Начитанность. Текущая проверка

О детях и для детей

  Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения

Развитие восприятия художественного произведения.

Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности

Развитие умения пересказывать текст по картинному плану

Развитие навыка чтения по ролям

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать)

19ч

понятия «басня», «мораль», «баснописец», «автор», «герой», «план», фамилии детских писателей, определение характеристики героев; смысловые части текста

опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, давать хар-ку героям, делить текст на части, озаглавливать части произведения, составлять план текста, читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Тест (вид текущей проверки)

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

«Уж небо осенью дышало…»

Произведения о родной природе

   Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность

Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности

понятие «роль», «загадка», «автор», «план», «герой».

выразительно, красиво, правильно и быстро читать;  читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям, составлять план текста, определять от какого лица ведется повествование.

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка

«Снежок порхает, кружится…»

Произведения о зимней природе

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному)

Развитие навыков творческой деятельности

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора)

Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме

Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения

Развитие речи учащихся

18 ч

понятия «автор», «план», смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное.

Начитанность. Итоговая проверка

Выразительность чтения. Итоговая проверка

Здравствуй, праздник новогодний

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

Произведения о животных

Разножанровые произведения о животных

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения

Работа с текстом

14ч

определение характеристики героев; смысловые части текста.

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка

Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка

Зарубежные сказки

Развитие читательских навыков.

Работа с текстом

10ч

определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

Рассказы, стихи, сказки о семье

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей

Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; формирование основ читательской самостоятельности

13ч

понятие «колыбельная», определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Тест (вид текущей проверки)

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка

Весна, весна красна!..»

Произведения о родной природе

Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)

Моделирование обложки для книги

Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности

23ч

понятие «закличка»; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное.

Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)

Текущая проверка.

Волшебные сказки

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)

Моделирование обложки для книги

понятия «чудо» и «русская сказка», определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно, осознанно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное.

Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка

Выразительность чтения. Итоговая проверка

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

Резерв

Часы предназначенные на закрепление и контроль усвоения изученного материала.

6 ч

Планируемые  результаты освоения курса литературного чтения

 К концу обучения во 2 классе учащиеся должны читать текст целыми словами (темп не менее 60-70 слов) , пересказывать прочитанный текст по готовому плану, определять тему и жанр прочитанного произведения, читать наизусть 5-6 стихотворений, 1-2 отрывка прозы, самостоятельно знакомиться с произведением и книгой.

Требования к уровню подготовки:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  • понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
  • постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
  • различать пословицы и загадки по темам;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  • выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
  • рассказывать сказки с присказками;
  • создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;
  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге в ее аппарате;
  • сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата план

Дата

факт

Тема урока

Решаемая проблема

Предметные результаты

УУД

Вид
контроля

Основные

понятия

О нашей Родине(5 ч)

1

Произведения о Родине. Ф. Савинов «О Родине»

Развитие навыка чтения.

Закрепление литературоведческих понятий

Знать:

– произведения о Родине.

Уметь:

– сравнивать загадки, шутки, потешки, указывать на их особенности;

самостоятельно читать молча слова и текст;

– находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие;

– сравнивать разные по жанрам произведения;

– выполнять задания под рубрикой «Проверь себя»

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

Понятие «рифма»

2

Стихи о Родине.

И. Никитин «Русь»

3

Рассказы о Родине.

С.Романовский «Русь»

Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя

Текущий, фронтальная проверка

Понятие «диалог».

4

Произведение о Родине.

С. Романовский «Слово о Русской земле»

Сравнение жанров: рассказ,

стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

Понятие «летопись»,

«летописец»

5

Стихи современных поэтов о Родине.

С. Прокофьев.

«Родина».

Дополнительное чтение:

Н. Рубцов. «Россия, Русь – куда я ни взгляну...»

Выразительное чтение вслух, про себя. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине

Тематический, литературный диктант

Народная мудрость (устное народное творчество) (5 ч)

6

Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…» Загадки

Уметь сравнивать и отличать произведения малых фольклорных форм

Понимать отличие малых фольклорных форм.

Уметь:

– выделять признаки былины (былинного сказа);

– работать с произведением, выполнять задания в учебнике;

– выразительно читать (плавно, выделяя повторы)

Знать:

– наизусть два стихотворения;

– пословицы.

Уметь:

– выделять пословицы о труде в тексте;

– правильно называть произведение;

– понимать главную мысль;

– находить части в тексте;

– сравнивать стихи, рассказы, сказки;

опросы, взаимопроверка, самостоятельная работа

Индивидуальный, фронтальный опросы; взаимопроверка

Понятия «фольклор», «загадка»

7

Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение: песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки.

Сравнение разных малых фольклорных форм.

Понятия «фольклор», «загадка», «песенка», «небылица».

8

Былины «Как Илья Муромец богатырем стал»

Формирование читательских умений

Текущий, фронтальный опросы; разгадывание кроссворда

Понятия «сказ», «былина» (былинный сказ)

9

Былины «Три поездки Ильи Муромца»

Обогащение словаря, формирование навыков чтения

Текущий, иллюстрирование

Понятия «герой», «былинный герой». Составить рассказ «Илья Муромец – былинный герой»

10

Проверь себя

Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением (комплексная разноуровневая проверочная работа)

Тематический, текущая комплексная разноуровневая проверочная работа

Составить рассказ
о Родине
(с использованием пословиц)

О детях и для детей.(18 ч)

11

Стихи о детях.

А. Барто «Катя».

Дополнительное чтение: Б. Заходер «Перемена»

Развитие устных читательских навыков, умение выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения

Осознанно  воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов.

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Текущий, работа с детскими книгами

Составить рассказ о Кате

12

Произведения С. Баруздина о детях.

«Стихи о человеке и его словах»  

Развитие восприятия художественного произведения, умение работать с книгой, усвоение литературных понятий, нравственное воспитание

– составлять схематический план

Использовать разные виды чтения.

Текущий. Фронтальный, индивидуальный

Понятия «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). Подбор пословиц к произведению

13

С Баруздин «Как Алешке учиться надоело»

Пересказ по иллюстрации к произведению.

Давать нравственную оценку поступков героев.

14

Произведения о детях. Е.Пермяк «Смородина».

Дополнительное чтение: С. Михалков «Прогулка»

Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст

Уметь:

– правильно называть произведение;

– определять жанр произведения;

– понимать

главную мысль;

– находить части в тексте и основную мысль каждой части;

– составлять план;

– пересказывать по плану кратко или подробно

Текущий, самостоятельная работа, беседа

Понятие «рассказ».

15

Слушание произведений о детях.

Н. Носов «Заплатка».

Г. Сапгир «Рабочие руки».

Дополнительное чтение: нанайская сказка «Айога»

Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений; нравственно-эстетическое воспитание

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; самостоятельная работа, взаимопроверк

Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие»; понятие «скороговорка»

16

Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак».

Л. Толстой «Страшный зверь».

Дополнительное чтение:

Я. Аким «Жадина»

Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности

Текущий; самостоятельная работа, беседа

Понятие «басня», «мораль», «баснописец». Сравнение басен поэтической и прозаической

17

Слушание произведений о детях.

М. Зощенко «Самое главное»

Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану

Текущий, фронтальный, индивидуальный, опросы

Задавать вопросы к тексту

18

Знакомство с произведением А. Рубинова «Ступенька», П. Воронько «Мальчик помогай».

Сравнение произведений по жанру и теме.

Этические представления.

Излагать и защищать свою точку зрения.

19

В. Сутеев «Кто лучше?».

Дополнительное чтение: Л. Осеева «Волшебная иголочка»

Развитие навыка чтения, чтение по ролям

Уметь:

– заучивать наизусть басни, стихотворения;

– подбирать пословицы по теме произведения;

– сравнивать произведения разных жанров

Текущий, самостоятельная работа, самопроверка

Определять цель.

20

Произведения о детях.

А. Митта «Шар в окошке».

Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст

Выразительное самостоятельное чтение произведения.

Литература как явление культуры.

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Понимание предложения (по заданию)

21

Е. Пермяк «Две пословицы».

Дополнительное чтение:

В. Берестов «Прощание с другом»

Создание условий для пересказа по плану.

Пересказ

Формирование понятий  о добре и зле.

Взаимоконтроль

Коммуникативные умения взаимодействия с учителем и учащимися.

22

Произведения для детей.

Л. Пантелеев «Две лягушки».

Дополнительное чтение:

В. Катаев «Цветик-семицветик»

Развитие навыка чтения;

формирование читательских умений, нравственное воспитание

Сравнение разных по жанрам произведений.

Постановка и решение учебных задач.

Текущий;

самостоятельная работа, взаимопроверка

Сочинение сказки

о лягушках

23

В. Беспальков «Совушка». Литературные (авторские) сказки

Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений

Уметь:

– самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения;

– выполнять задания в рабочей тетради;

– отвечать на

вопросы после прочитанного произведения, выполнять задания

Постановка и решение учебных задач

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы;

24

В. Сутеев «Снежный зайчик».

Н. Носов «Затейники».

Дополнительное чтение: Н. Носов «На горке»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему) пересказ от имени героя.

Текущий; групповая работа, взаимопроверка

Сочинение сказки о Сером волке

25

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Контрольная проверка выразительности чтения.

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, объяснять заголовок); нравственное воспитание

Читать выразительно, работать с иллюстрацией.

Готовность использовать подготовку учебной деятельности при решении учебных задач

Индивидуальный  контроль.

Понятие «сказка», «бытовая сказка», «народная сказка»

26

Братья Гримм «Маленькие человечки».

Дополнительное чтение «Три брата».

Сравнение сказок (народной и авторской). определение темы произведения.

Разгадывать кроссворд.

Умение участвовать в обсуждении. Высказывать суждения и обосновывать.

Текущий, фронтальный

Понятие «литературная сказка»

27

Авторские сказки. Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине», «Пятеро из одного стручка»

Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений

Сравнивать сказки, самостоятельно сочинять истории.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; самостоятельная работа

Понятие «сказка».

28

Литературные (авторские) сказки.

Б. Гримм «Семеро храбрецов»

Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы)

Выразительность чтения: наблюдение за знаками препинания. Составление картинного плана.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Тон и темп чтения.

29

Проверь себя

Проверка уровня начитанности учащихся, знание авторов, названий произведений, их героев

Уметь:

– работать самостоятельно, в парах,
в группе;

– работать с текстом

Работать самостоятельно, контролировать и корректировать свою деятельность.

Тематический; самостоятельная работа, самопроверка

Разгадывание кроссворда

30

Дополнительное чтение «Серая звездочка» Б.Заходер

Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений

Читать по ролям.

Умение участвовать в обсуждении. Высказывать суждения и обосновывать.

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Понятие «литературная сказка»

«Уж небо осенью дышало» (5 ч)

31

Произведения о родной природе.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Г. Скребицкий «Осень».

Дополнительное чтение: М. Пришвин «Осеннее утро»

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению)

Уметь:

– выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы;

– выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства;

– понимать главную мысль;

– выделять голосом обращения в тексте;

– самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения;

– выполнять

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Текущий, выразительное чтение. самостоятельная работа

Сравнение произведений

32

Произведения о родной природе.

Э. Шим «Белка и ворон», Е. Трутнева «Осень»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение), творческая деятельность

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы;

Составить загадки о белке и вороне.

33

Слушание произведений о родной природе.

А. Сладков «Эхо».

Дополнительное чтение: А. Твардовский «Начало осени»

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».

М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов)

Текущий; самостоятельная работа, взаимопроверка

Понятие «диалог»; игра «Эхо»

34

Произведения о природе.

Э. Шим «Храбрый опенок».

Дополнительное чтение: А. Майков

«Осень»

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения, читательских

умений (определять тему, жанр)

Текущий; литературный диктант

Сочинить рассказ по иллюстрации

35

Проверь себя

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности

Итоговый; контрольная работа в тетради, работа с детскими книгами

Сочинить рассказ об осенней природе

Снежок порхает, кружится.(18 ч)

36

З. Александрова «Зима»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение)

Уметь:

 – бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений;

 – пересказывать рассказ или сказку по готовому плану;

 – объяснять автор-
скую точку зрения;

 – сочинять небольшие сказки или рас-
сказы о героях изученных произведений

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Распределять роли и функции в совместной деятельности.

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; самостоятельная работа

Деление текста на части (по готовому плану)

37

С. Иванов «Каким бывает снег».

Дополнительное чтение: С. Есенин «Пороша»

38

Произведения о зимней природе.

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

Текущий; работа в парах

Составление рассказа по иллюстрации

39

Э. Шим «Всем вам крышка».

40

К. Ушинский «Мороз не страшен»

41

Произведения о родной природе. Русская сказка «Дети Деда Мороза».

Дополнительное чтение:

Немецкая сказка «Бабушка метелица»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение)

– объяснять поступки героев и свое отношение к ним;

–  передавать интонацией свое

отношение к читаемому;

– различать авторские и народные сказки;

 – самостоятельно выполнять задания по теме («Проверь себя»);

 – оценивать свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я еще на знаю»)

– объяснять свою

точку зрения и соотносить ее с авторской позицией

Текущий, фронтальный, индивидуальный

Понятия: «Текст», «Сказка».

42

Произведения о родной природе.

М. Пришвин «Деревья в лесу»

Дополнительное чтение «Четыре брата» Е Пермяк

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение)

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Словесный портрет.

43

Стихи русских поэтов.

И. Суриков «Детство»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое и авторское отношение к прочитанному)

Текущий, взаимопроверка

Умение составлять текст о своих детских забавах

44

В. Даль «Девочка Снегурочка»

Текущий, взаимопроверка

45

Литературные сказки.

В. Даль «Девочка Снегурочка»

Развитие навыков чтения, читательских умений

Текущий; взаимопроверка

Картинный план.

46

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка»

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять

тему, жанр)

Знать:

– наизусть 2-3 стихотворения;

– пословицы о дружбе и труде;

Уметь:

– соотносить пословицы и поговорки
с основной мыслью

произведения;

– объяснять поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним

Извлекать информацию из научных текстов.

Определение целей учебной деятельности.

Текущий;

самостоятельная работа, взаимопроверка

Картинный план.

47

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение).

Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме

Умение оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Текущий; самостоятельная работа

Понятие «Зачин».

48

Дополнительное чтение:

Японская сказка «Журавлиные перья»

49

Стихи русских поэтов.

Н. Некрасов
«Саша».

Дополнительное чтение:

В. Одоевский
«В гостях у дедушки Мороза»

Развитие навыков чтения, читательских умений

Умения высказывать суждения и давать им оценку.

Текущий; работа в парах

Понятия «ритм», «рифма».

50

Научно-познавательные рассказы.

Г. Скребицкий,
В. Чаплина «Как
белочка зимует»

Развитие навыков чтения, читательских умений

Осуществлять сотрудничество с учителем и учащимися.

Текущий; взаимопроверка

Понятие «научная литература»

51

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Находить в тексте сравнения.

Работать с картинным материалом.

Принимать и сохранять цель учебной деятельности.

Фронтальный тест

Понятие «сравнение»

52

Контрольная проверка начитанности и выразительности чтения.

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности

Работать с тестом

Работать самостоятельно удерживая цель учебной деятельности.

Работа с тестами.

53

Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»

Дополнительное чтение Одоевский «Мороз Иванович»

Создание коллажа, презентация опыта.

Оценивать специфику текстов.

Мотивация к творчеству и коммуникации.

Практическая работа в группах.

Здравствуй, праздник новогодний.(8 ч)

54

Стихи современных поэтов.

С. Михалков «В снегу стояла елочка»

А. Гайдар «Елка
в тайге»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

Уметь:

– выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания)

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Текущий; работа в парах

Умение сочинить загадку о елке

55

Рассказы для детей.

А. Гайдар «Елка
в тайге» (продолжение)

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

Текущий; самостоятельная работа

56

Рассказы для детей.

А. Гайдар

Индивидуальная работа

57

Стихи современных поэтов С. Маршак «Декабрь».

Книги С. Маршака

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему)

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Умение соотнести иллюстрации и текст

58

Контрольная работа

Проверка начитанности

Итоговый (начитанность)

59

Книги Х. К. Андерсена.

Дополнительное чтение:

Х. К. Андерсен «Штопальная игла»

Развитие речи учащихся, определение уровня начитанности, умения работать с произведениями

Тематический; групповая работа

60

Проверь себя

Сформированность учебной и читательской деятельности

Итоговый диагностический тест (как вид итоговой проверки)

61

Идет волшебница зима

Развитие читательского интереса

Индивидуальный, фронтальный, опросы

Произведения о животных.(14 ч)

62

Народная песня «Буренушка».

В. Жуковский «Птичка».

Дополнительное чтение:

Е. Чарушин «Перепелка»

Развитие навыков чтения, читательских умений

Знать:

– наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения;

– 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных.

Уметь:

– различать народные песни, загадки,

сказки;

– отличать реальные события и волшебные;

– различать народные и авторские сказки;

– находить в тексте пословицы и уметь их объяснять;

– рассказывать сказку или ее часть близко к тексту;

– сочинять сказки с героями

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Текущий; взаимопроверка

63

Разножанровые произведения о животных.

К. Ушинский «Кот Васька».

Е. Благинина «Полоса леса».

Произведения фольклора (считалка, загадки)

Развитие навыков читательских умений

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Сочинить рассказ о своем животном

64

Рассказы и стихи о животных.

М. Пришвин «Старый гриб».

П. Комаров «Олененок»

Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Про зайца»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

65

Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Развитие навыков читательских умений

Уметь:

– сочинять продолжение сказки;

– отбирать в библиотеке книги о животных;

– составлять книгу-самоделку о героях-животных

Текущий; взаимопроверка

Сочинение загадок о животном

66

В. Бианки «Еж спаситель».

Дополнительное чтение: М. Пришвин «Журка»

Развитие навыков чтения, читательских умений

Текущий; взаимопроверка

67

Произведения о животных.

М. Дудин «Тары-бары…».

Дополнительное чтение: В. Бианки «Хвосты»

Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения

Знать:

– 2–3 авторов, которые пишут о животных, правильно называть их фамилию.

Уметь:

– различать авторские и народные произведения;

– рассказывать сказки близко к тексту;

– подбирать пословицы и поговорки к теме произведения;

– сочинять продолжение к сказке;

– иллюстрировать понравившийся эпизод произведения

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

68

Литературные (авторские) сказки

Тест

Работа с таблицей

Определение цели и путей ее достижения.

Итоговый контроль

Понятия о добре и зле.

69

Литературные (авторские) сказки.

К. Ушинский «Плутишка кот».

Дополнительное чтение: К. Паустовский «Барсучий нос»

Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой

Распределять роли деятельности.

Текущий, самостоятельная работа

70

Народные сказки.

Русская народная сказка «Журавль и

цапля».

Развитие навыков чтения, читательских умений

Знать:

– отличие народных и авторских сказок;

– называть 2–3 примера произведений.

Уметь:

– находить ответы на вопросы, подтверждая текстом;

– давать характеристику героям и их поступкам

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

Пересказ от лица одного из героев

71

Дополнительное чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула жену»

Развитие навыков чтения, читательских умений

72

Русские народные сказки.

Сказка «Зимовье зверей»

Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с тетрадью, развитие читательских умений

Текущий; взаимопроверка, самостоятельная работа

73

Литературные (авторские) сказки.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Развитие навыков чтения, читательских умений, умения работать с текстом

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

74

Литературные (авторские) сказки.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (продолжение)

Развитие навыков чтения, читательских умений, умения работать с текстом

Инсценировать сказку.

Текущий; самостоятельная работа

Инсценирование сказки

75

Народные сказки.

Русская народная сказка «Белые перышки»

Развитие навыков чтения, читательских умений

Читать по ролям

Текущий, литературный диктант

Зарубежные сказки (10 ч)

76

Народные сказки.

Украинская сказка

«Колосок».

Дополнительное чтение: француз-
ская сказка «Волк, улитка и осы»

Развитие читательских

навыков, умения работать с текстом

Уметь:

– выделять

признаки сказки;

– правильно называть произведение;

– составлять схематический план;

– пересказывать подробно и сжато по готовому плану

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы; инсценировка

Сравнение сказок

разных народов

77

Народные сказки.

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Развитие навыков чтения и читательских умений, умения выполнять задание

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

78

Народные сказки.

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» (продолжение)

Развитие навыков чтения и читательских умений, умения выполнять задание

Текущий, фронтальный,

индивидуальный опросы

Словесная характеристика героя

79

Народные сказки.

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамса»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Уметь:

– выделять признаки сказки;

– правильно называть автора и название произведения;

– выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении;

– пересказывать подробно, сжато по готовому плану

Текущий, фронтальный,

индивидуальный опросы

80

Народные сказки.

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» (продолжение).

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

Развитие навыков чтения и читательских умений, развития речи учащихся

Текущий; самостоятельная работа

81

Сказки зарубежных писателей.

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Развитие восприятия художественного произведения, читатель-
ских умений, развития речи учащихся

Текущий, фронтальный,

индивидуальный опросы

82

Сказки народов мира.

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развития речи учащихся

Текущий; взаимопроверка

83

Сказки народов мира.

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».

Дополнительное чтение: Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха»

Развитие восприятия художественного произведения, читатель-
ских умений, развития речи учащихся

Текущий; самостоятельная работа

84

Проверь себя

Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений

.

Проверка качества достижения планируемых результатов

Тематический тест

85

Урок – конференция по теме: «Зарубежные сказки»

Выявление эрудиции и обобщение знаний по теме.

Умение пересказывать, отвечать на вопросы.

Умение высказывать мысли и отстаивать точку зрения.

Итоговый контроль

Рассказы, стихи, сказки о семье.(13 ч)

86

Произведения о семье.

Л. Толстой «Лучше всех»

Развитие навыков чтения, развитие речи учащихся и их творческих способностей

Уметь:

– выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные);

– употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.;

– выразительно читать диалоги;

– разыгрывать сценки из произведений

Знать:

– наизусть читать 1-2 стихотворения о маме;

– что такое рифма, строфа.

Уметь:

– выразительно читать все произведения;, диалоги;

– разыгрывать сценки из произведений

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; взаимопроверка

87

Произведения о семье.

Е. Пермяк «Случай с кошельком».

А. Аксаков «Моя сестра»

Развитие навыков чтения, развитие речи учащихся и их творческих способностей

Текущий, фронтальный,

88

Произведения о семье.

М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»

Л. Осеева «Сыновья», А. Майков «Колыбельная песня»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимопроверка

89

Л. Толстой «Отец и сыновья», А. Плещеев «Дедушка».

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий; самостоятельная работа

90

Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях»

Фронтальный

91

Рассказы и стихи
о мамах.

Л. Воронкова «Катин подарок»,

Ю. Коринец «Март»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий, фронтальный,

92

Стихи о мамах,
о родном доме.

А. Плещеев «Песня матери».

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий; самостоятельная работа

93

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий; самостоятельная работа

94

Сказки народов России.

Татарская сказка «Три сестры».

Дополнительное чтение: С. Михалков «А что у вас?»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Рассказывание сказки от лица одного из героев

95

В. Солоухин «Деревья»

Развитие навыков чтения и творческих способностей

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

96

Сказки разных народов

Определение уровня начитанности, читательских умений

Тематический; самостоятельная работа

Литературная викторина «Кто лучше знает произведения о маме?»

97

Проверь себя

Определение уровня начитанности учащихся, формирование основ

Тематический; контрольная работа,

98

Проверь себя

Проверка уровня начитанности и читательских умений

Итоговый тест

«Весна, весна, красная…»(23 ч)

99

Народная песня «Весна, весна красная!».

А. Чехов «Весной»

Развитие навыков чтения и творческих способностей

Уметь:

– выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе;

– подмечать приметы и краски весны;

– описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.;

– участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна…»;

– пересказывать подробно и сжато по готовому плану;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

100

Стихи и рассказы
о родной природе.

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

101

Стихи и рассказы
о родной природе.

Г. Скребицкий «Весна-художник»

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения

Текущий, взаимопроверка

102

Произведения о родной природе.

М. Сладков «Снег и ветер».

Дополнительное чтение: М. Сладков из цикла «Лесные шорохи»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

103

Сравнение произведений о природе.

С. Маршак «Весенняя песенка»

Э. Шим «Чем пахнет весна»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

104

Сравнение произведений о природе.

Е. Баратынский «Весна, весна!».

Дополнительное чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимопроверка

105

Произведения
о Дне Победы.

С. Михалков «Быль для детей»

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения

Уметь:

– самостоятельно работать с произведением: читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение, выполнять задания в тетради

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

106

С. Баруздин «Салют»

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения

Текущий; самостоятельная работа, взаимопроверка

107

Произведения о родной природе.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Дополнительное чтение: К. Ушинский «Проказы старухи зимы»

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

108

Произведения о животных весной.

А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец-молодец»

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения

Текущий, самостоятельная работа

109

Произведения современных писателей. Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

110

Народное и литературное (авторское произведение).

Г. Скребицкий «Жаворонок».

Дополнительное чтение: К. Коровин

 «Баран, заяц и еж»

Развитие навыков чтения и творческих способностей

Текущий, фронтальный, индивидуальны

111

Фольклор: песенка-закличка, загадка

В. Жуковский «Жаворонок»

Развитие навыков чтения и творческих способностей

Знать:

– 2–3 произведения о родной природе и читать наизусть;

– фамилию автора, название произведения, жанр;

Уметь:

– выполнять творческие задания: нарисовать иллюстрацию, сочинить короткое произведение о природе, придумать загадку и т. д.

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

112

Песенка, закличка, загадка.

Сочинять фольклорные произведения.

Фронтальный

Песенка, закличка, загадка.

113

Стихи и рассказы  о родной природе.

О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луч»

Развитие навыков чтения и творческих способностей

Текущий, самостоятельная работа

114

В.Жуковский «Жаворонок»

Дополнительное чтение В.Бианки «Что увидел жаворонок».

Составление поэтического текста.

Текущий

Рифма, ритм.

115

Произведения о родной природе.

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».

Дополнительное чтение: Э. Шим «Муравейник»

Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание)

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

116

Рассказы и стихи
о природе. Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей».

Дополнительное чтение: Р. Сеф
«Чудо»

Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание)

Текущий; самооценка

Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос
в тексте)

117

Рассказы о детях
и для детей.

М. Пришвин «Ребята и утята»

Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение)

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

118

Сказки в стихах.

Б. Заходер «Птичья школа»

Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков

Текущий; самостоятельная работа

Иллюстрирование книжки-самоделки

119

Произведение о родной природе.

К. Ушинский «Утренние лучи».

Дополнительное чтение: М. Пришвин «Лесная капель»

Развитие навыков чтения и

читательских умений (выразительное чтение)

Текущий;

самостоятельная работа, самооценка

120

Стихи о родной природе.

А. Барто «Весна, весна на улице»

Развитие навыков чтения и читательских умений (работа со схемой)

Текущий; литературный диктант

121

Проверь себя

Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений

Тематический; контрольная работа

Волшебные сказки.(9 ч)

122

Волшебные сказки.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

.

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступков героев)

Уметь:

– различать сказки о животных, бытовые, волшебные;

– сравнивать волшебные сказки –
народные и авторские;

– сочинять сказки с волшебными предметами;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы

123

Итоговая проверка выразительности чтения

Контроль выразительности чтения.

Индивидуальный

124

Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное»

Лексический анализ слов

Индивидуальный

125

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы.

126

Дополнительное чтение: А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Фронтальный

127

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений; моделирование обложки для книги

Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы

Сравнение моделей обложек

128

Дополнительное чтение: индийская сказка «Золотая рыба»

129-130

Проверь себя.

Дополнительное чтение: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности

Итоговый; диагностические тесты и задание

Изученные понятия.

131

Поездка в театр «В гости к сказке»

Развитие художественного вкуса, расширение представлений о жанре.

132

Литературный диктант по изученным понятиям.

Проверка достижения планируемых результатов.

Литературный диктант.

133-134

Урок-театр

Разыгрывание мини-постановок к изученным произведениям

Художественное слово

владение монологической и диалогической формами речи

Итоговый

Театральная постановка

                                                        Учебно – методическое обеспечение

                                                           

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2014.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Дополнительная литература

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2014.

Беседы с учителем. Второй  класс четырёхлетней начальной школы.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2014.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. М.: Вентана-Граф, 2014.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 2 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2008.

         Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

Детская энциклопедия  Кирилла и Мефодия.  

Книгочей

Программа для проверки техники чтения.

Оборудование:

  • Учебные столы.
  • Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
  • Компьютер.
  • Телевизор
  • DVD - плейер

 Дидактические материалы:

  • касса букв;
  • дидактические куклы;
  • комплект фишек ;
  • предметные картинки;
  • полоски для обозначения слов, предложений.
  • Таблицы
  • плакаты

Приложение 1

Особенности контроля и оценки  учебных достижений

по литературному чтению

        В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.

Оценивание навыка чтения вслух в 1-м классе

Общая оценка

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает текст

Чтение без ошибок

Осознанность чтения

"Справился"

Слоговой способ чтения

25 - 30 сл/мин

Не более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Понимание значения отдельных слов и предложений

"Не справился"

Слоговой способ чтения

Менее 25-30 сл/мин

Более 4 ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Непонимание значений отдельных слов и предложений.

Оценивание навыка чтения вслух во 2-4-х классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию текста

Чтение без ошибок

Выразительность чтения

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

2

«Справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев

Не менее 45 сл/мин

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 45 сл/мин

3

«Спра-вился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений,  интонационного рисунка

Не менее 65 сл/мин

«Не справи-лся»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 65 сл/мин

4

«Спра-вился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности

Не менее 80 сл/мин

«Не справи-лся»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 80 сл/мин

Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.

        Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Оценивание навыка чтения про себя во 3-4-х классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

4

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 115 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 115 сл/мин

 

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • выразительное чтение текста;
  • пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • выразительное чтение наизусть;
  • составление простого плана;
  • создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

                                                                                 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Рабочая программа  курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ  к комп...

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 3 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...