Статья на тему "Проблемное обучение на уроках в начальной школе".
статья

Тарасова Елена Евгеньевна

    Проблемное обучение отличается организацией обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживает ученик. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Это противоречие обусловлено невозможностью с помощью имеющегося у ребенка запаса знаний,  объяснить возникший вопрос. Нужно добыть новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx13.11 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Проблемное обучение».

    Проблемное обучение отличается организацией обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживает ученик. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Это противоречие обусловлено невозможностью с помощью имеющегося у ребенка запаса знаний,  объяснить возникший вопрос. Нужно добыть новые знания.

   Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников. Ее введением и созданием завершается первый этап. На втором этапе разрешения проблемы ученик перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающих знаний. Третий этап направлен на приобретение различными способами необходимых для завершения проблемы знаний. Он завершается «озарением»: «Я знаю, как это делать!» Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

   Проблемные вопросы, задания нужно поставить так, чтобы они:

  -  содержали посильное для учащихся и доступное для них мыслительное затруднение;

  -  учитывали имеющийся у школьников запас знаний, умений, а также их интеллектуальные возможности;

  -  вызывали удивление детей при сопоставлении известного с неизвестным, желание преодолеть это затруднение4;

  -  подталкивали учеников к выдвижению различных гипотез о том, как разрешить возникшее затруднение;

  -  отражали материал не только одного учебного предмета.

   Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. В начальной школе чаще используются элементы проблемного обучения, которые пвлетаются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы. Учителя должны активизировать работу в этом направлении, потому что младший школьный возраст сензитивный к решению проблем. Работа в этом направлении будет более успешной, если:

  -  учителя будут лучше подготовлены к реализации проблемного обучения;

  -  на всех уроках ученики будут поставлены перед необходимостью решения хотя бы элементов проблемных вопросов и заданий;

  -  на всех уроках будут созданы необходимые условия для введения и успешного разрешения учебных проблем.

   Преимущества проблемного обучения хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду. Развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения к недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельности учеников. Большие затраты времени на достижение запроектированных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»

Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

Статья "Личностно-ориентированное обучение на уроках в начальной школе"

Цель работы: раскрыть особенности  личностно-ориентированного обучения в начальной школе.  Задачи:1. Изучить сущность личностно-ориентированного обучения на уроках в начальной шко...

Статья. Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе.

Курсовая работа по теме "Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе".  В работе приведены фрагменты уроков. УМК "Школа 2100"....

статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....

Статья:"Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Статья о различных методах обучения, применяемые на всех уроках в начальной школе....

Статья "Применение интерактивных методов и форм обучения на уроке в начальной школе "

Данная статья адресована учителям начальной школы. В ней представлен  материал, рассказывающий о формах и методах обучения. повышающих эффективность образовательного процесса....