Каким должен быть классный руководитель в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Зозуля Наталья Юрьевна

Статья даёт ответ на вопросы:каким должен быть классный руководитель, каково его роль в современном воспитательном процессе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каким должен быть классный руководитель  в условиях реализации

ФГОС второго поколения.

(выступление на ШМО учителей начальных классов Зозули Н.Ю.,

2012-2013 г)

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»

(А.А. Захаренко)

Вспоминая своё детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и, совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг...

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив. Работа будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей.

Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микросоциуме. Он координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога учитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором и привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественности.

Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. Сотрудничая с библиотекарем, учитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе он постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.

Проводится оценка результативности воспитательной деятельности классного руководителя по критериям мониторинга оценивания (культурный уровень учащихся, создание благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской общественностью.) Взаимодействие с родителями – критерий эффективности воспитательной работы классного руководителя. Ведение блога – эффективная форма взаимодействия классного руководителя с родителями.

Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Сегодняшнее выступление хочу закончить так:

        Ребенок – горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

Зозуля Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МОАУ "СОШ №13 г.Орска"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный учитель?(материал к педагогическому совету)

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.        Современный учитель. Ка...

Эссе: "Каким должен быть педагог?"

Эссе: "Каким должен быть педагог?"...

Каким должен быть учитель?

Презентация о том,каким должен быть учитель...

Каким должен быть урок в современных условиях?

  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться».Каким же должен быть современный урок, чтобы решалась эта задача...

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС...

Презентация "Каким должен быть современный урок в условиях реализации ФГОС"

Данная презентация посвящена особенностям построения современного учебного занятия: методические подходы и требования к проектированию....