Доклад «Особенности уроков в малокомплектной начальной школе»
статья по теме

Горячкина Валентина Николаевна

Положительные и отрицательные стороны работы в малокомплектной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Особенности уроков  

в малокомплектной

начальной  школе»

Подготовила:

учитель начальных классов

Новоусадской школы

В.Н. Горячкина

2014-2015

Особенности уроков  в малокомплектной

начальной  школе.

Школа  в селе является  центром  культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане  смотреть на мир широко раскрытыми глазами. В сельской школе  любого учителя удерживает любовь к детям, которые в  деревне  многим  обделены. В данный момент я работаю в малокомплектной  начальной школе. Учебный процесс в малокомплектной школе имеет свои особенности, которые обусловлены тем, что уроки провожу одновременно с  четырьмя  классами в одном помещении. Я считаю, что  учитель в малокомплектной школе работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.  И, несомненно, работать приходиться  трудно и сложно, чем с одним классом. Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков.

Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е. недостатки):                      

1.Учитель вынужден работать непосредственно с  классом  часть урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей в других классах;

2. Внимание учителя распределяется между  четырьмя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

Но в работе учителя при одновременных занятиях с несколькими классами имеют и свои преимущества по сравнению с работой с одним классом.

Число учащихся  в классах небольшое, поэтому  я имею возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знаю условия проживания  в семье каждого ребенка.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с четырьмя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому  я стараюсь научить детей работать самостоятельно. Начиная  с  1 класса я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши количество предметов цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

В условиях одновременной работы  учителя с несколькими классами, мы  лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому  я стараюсь  научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля  начинаю  вводить уже к концу первого класса. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. И в заключение своего доклада можно сделать вывод, что работа  учителя в малокомплектной начальной  школе требует профессионализма, творчества, одержимости, доброты и сердечности.  

 

    учитель начальных классов  В.Н. Горячкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Особенности работы с гиперактивными детьми", выполнила педагог-психолог Потапова Н. В.

Особенности работы с гиперактивными детьми. (по материалам Евстратовой О.Г., зав. кафедрой «Здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе».)...

Доклад "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В докладе освещены особенности организации внеурочной деятельности по  КУРСУ «ЦВЕТОВАЯ ЭКОЛОГИЯ»...

Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Доклад "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО"

ФГОС НОО конкретно определил цель и задачи современного образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компет...

Доклад "Особенности работы классного руководителя с детьми девиантного поведения"

Под девиантным поведением подразумевают отклоняющееся поведение, которое характеризуется отдельными поступками или системой поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным ...

Доклад "Особенности применения методики Мисаренко Г.Г на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида"

В докладе учитель делится опытом применения на уроках чтения методики Мисаренко Г.Г с целью улучшения техники чтения у учащихся, автоматизации навыков чтения....