Формирование УУД на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему

Корехова Ирина Михайловна

Матеирал содержит доклад и презентацию на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon formirovanie_uud.zip1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Ещё в 80-х годах прошлого века известный педагог – новатор Ш. Амонашвили сказал:

СЛАЙД 1

«Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».

Прошло более 30 лет, и требования ФГОС диктуют нам строить урок так, чтобы учитель начальных классов не преподносил знания, умения и навыки в готовом виде, а формировал у младших школьников готовность и способность к саморазвитию, научил его учиться, другими словами формировал УУД.

В составе основных УУД выделяют четыре блока:

-личностный;

-познавательный;

-регулятивный;

-коммуникативный.

Для того, чтобы сформировать у ученика такие УУД, нужно создать прежде всего условия.

СЛАЙД 2 /1

Первое условие для успешного формирования УУД – это педагогическая компетентность учителя.

Мне не приходится себя убеждать в том, что учитель должен постоянно учиться, всегда быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования. У каждого учителя, который заинтересован в своей деятельности идёт неустанный творческий поиск. Мне очень повезло, что мои коллеги – настоящие мастера своего дела, и я многому учусь у них. Моделируя урок, я стараюсь учитывать всё до мелочей, чтобы и задания, и мои вопросы, и то, как я организую учебную деятельность моих учеников, работало на формирование УУД.

СЛАЙД 2/2

Второе условие для успешного формирования УУД – это включение обучающихся в активную учебную деятельность.

Каждый ребёнок имеет потребность к овладению новыми знаниями, но дети не всегда готовы эти знания взять. Моя задача – так организовать учебный процесс, чтобы разбудить желание учиться у каждого. Как я это делаю.

Во-первых, всегда заранее планирую свою деятельность (ставлю цель, отбираю средства).

Во-вторых, стараюсь не преподносить ученикам новые знания в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы дети добывали знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В-третьих, учитываю возрастные и психологические особенности своих учеников.

В-четвёртых, создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия.

В-пятых, стараюсь формировать у детей способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора.

СЛАЙД 2/3

Третье условие для успешного формирования УУД – это диагностика.

Каждый учитель обязательно должен знать какого уровня сформированности компонентов учебной деятельности достиг каждый его ученик.

Какими педагогическими технологиями я пользуюсь, чтобы включить учеников в активную учебную деятельность? Для себя я выбрала такие технологии, которые я считаю оптимальными для детей младшего школьного возраста.

СЛАЙД 4

-технологии проблемного диалога;

-технологии деятельностного обучения;

-работа в группах (парах);

-игровые технологии;

-исследовательская деятельность;

-проектная деятельность; -использование ИКТ.

А теперь на примере давайте рассмотрим использование этих технологий на уроке.

Итак, русский язык. 1 класс. Тема «Большая буква в написании имён собственных».

Результат, который я планирую в первую очередь – это предметные умения, т. е. умение различать и правильно писать имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия.

Работу начинаем с поисково-исследовательской деятельности. Дети работают в парах. У каждой пары есть такой текст.

СЛАЙД 5/1

                    Первоклассник

Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Курске на улице Строителей. Из окна его комнаты видна река Сейм. Бабушка Вера Ивановна провожает Вову в школу. За ними бежит собака Дружок.

Исследовательскую деятельность начинаем с чтения текста.

- Прочитайте.

- Назовите и подчеркните:

имя и фамилию мальчика;

имя и отчество бабушки;

название города, в котором живёт Вова;

название улицы;

название реки;

кличку собаки.

У ребят получается такой текст:

СЛАЙД 5/2

            Первоклассник

Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Курске на улице Строителей. Из окна его комнаты видна река Сейм. Бабушка Вера Ивановна провожает Вову в школу. За ними бежит собака Дружок.

 - Что общего вы заметили в написании этих слов?

- В русском языке есть слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Давайте, опираясь на этот рассказ составим для себя памятку о том, какие слова всегда нужно писать с большой буквы. У меня заранее заготовлены листы этой памятки, я просто выставляю их на доску, в зависимости от того, что называют дети.

СЛАЙД 6

С большой буквы…

имена, отчества и фамилии                  названия стран, городов,

                                                                  сёл, улиц

 клички животных                                названия рек, озёр, морей  

Чтобы закрепить полученные знания идём от зрительного анализа к практическому усвоению правила. На этом этапе я применяю технологии деятельностного обучения и технологии проблемного диалога. Использую компьютер и мультимедийную приставку.

СЛАЙД 7

На экране:

                         Шарик

                         шарик

Громко лает…

Витя надул…

- Что вы заметили?

-Как правильно поставить подписи под картинками? Почему так?

- Найдите в памятке и прочитайте правило, которое относится к этому случаю.

- Добавьте эти же слова в предложения. Спишите их в тетрадь.

СЛАЙДЫ  8,9

Аналогично ведётся работа со словами  «роза», «Роза», «Орёл», «орёл».

Мне важно закрепить все случаи из нашей памятки. Последний слайд такой:

СЛАЙД 10

                             Лена

                             лена

А здесь возникает проблемная ситуация. Слово «Лена», оказывается не пишется с маленькой буквы. Эта ситуация активизирует мыслительную деятельность, формирует положительную мотивацию и познавательный интерес.

Итак, в этом фрагменте урока вы увидели, какие педагогические технологии я использовала, чтобы формировать УУД по всем блокам.

СЛАЙД 11

Личностные УУД:

Ученики получили возможность для формирования устойчивого учебно-познавательного интереса к русскому языку и для осознания алгоритма своего действий в практической деятельности.

СЛАЙД 12

Регулятивные УУД:

Ученики в сотрудничестве с учителем учатся управлять своей учебной деятельностью: планировать деятельность, ставить цель, удерживать её до получения результата.

СЛАЙД 13

Познавательные УУД:

Ученики включаются в исследование, выполняют логические действия и операции , от зрительного анализа переходят к усвоению способов мыслительных действий, осмысливают различие между именами собственными и другими словами.

СЛАЙД 14

Коммуникативные УУД:

Дети учатся с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, строят высказывания, формулируют простейшие выводы, координируют свои действия в учебном сотрудничестве со сверстниками.  

В дополнение к изученному на уроке,  можно успешно использовать и проектную деятельность по этой теме на внеурочном занятии.

Сначала мы обсудили тему проекта «История моего имени и моей фамилии». Я рассказала о том, какие имена были у древних славян, почему были такие имена. Рассказала, когда появились первые фамилии. Показала книги, из которых я это узнала. Детям всем захотелось узнать о своём имени. Мы решили делать об этом проект. На занятии каждый получил листочек-подсказку и совместно с родителями готовит проект по плану:

СЛАЙД 15

Проект «История моего имени и моей фамилии»

  1. Узнай, что означает твоё имя.
  2. Узнай у родителей, почему они выбрали для тебя это имя.
  3. Постарайся узнать, что означает твоя фамилия.
  4. С помощью родителей  составь сообщение, напечатай его или напиши красиво. Подготовь пересказ.
  5. Слушание проекта состоится…
  6. Приветствуется творческий подход (стихи, рисунки, фотографии).

Листочек с проектом я вложу в портфолио каждому ученику, а на родительском   собрании поблагодарю всех, кто принял участие в проекте и помог своим детям.

Сейчас я учу первоклассников. Пока ещё не всегда у них получается быть самостоятельными. Только единицы способны сами искать, выявлять связи, анализировать, делать выводы. Чтобы добиться включения в активную работу на уроке всех детей, я очень часто использую игру, говоря современным языком, игровые технологии.

На уроке математики по теме «Задача и её составные части» мы играли в исследователей. Каждый ученик перед уроком получил «Листок исследователя».

СЛАЙД 16

Урок начинается, и я говорю:

 - Ребята, сегодня на уроке вы будете не учениками, а исследователями. Кто же такие исследователи?

- Правильно, они исследуют какую-нибудь научную проблему и обязательно делают записи.

На этом уроке мне важно не только, чтобы дети запомнили составные части задачи, но и научились правильно записывать  в тетрадь краткую запись условия,  решение и ответ задачи.

Поэтому я говорю, что на уроке мы будем изучать задачу и как настоящие исследователи делать научные записи.

Берём листок исследователя и записываем вверху «задача».

Параллельно я на доске делаю такие же записи, что и дети.

- Что такое задача? Что приходит вам на ум, когда вы слышите это слово?

СЛАЙД 17

- Как вы думаете, на какой из этих карточек записана задача?

1.Мама принесла 5 конфет. 3 конфеты она отдала детям.

2. На тарелке было 10 пирожков. Несколько пирожков съели. Сколько осталось?

3. На кормушку прилетели 7 воробьёв и 3 синицы. Сколько птиц прилетело на кормушку?

Дети анализируют эти записи и приходят к выводу, что задача записана на 3 карточке (есть то, что известно и вопрос).

- Каким словом назовём то, что известно?

- А каким словом называют то, что надо узнать?

Дети затрудняются ответить.

Отправляемся за информацией.

- Где можно найти информацию о задаче?  (В учебнике.)

- Откройте учебник на с.66, исследуйте эту страницу и найдите подсказку.

СЛАЙД 18

Записываем в листок исследователя слова «УСЛОВИЕ», «ВОПРОС».

Закрепим это знание. Находим на карточке 3 условие и вопрос и читаем их.

Продолжаем наше исследование. Мы узнали только название двух частей задачи. Сколько ещё осталось?  (Ещё 2).

- Когда прочитали условие, узнали вопрос, что обычно делают дальше?   (Решают).

- Верно, следующая часть задачи – «РЕШЕНИЕ». Записываем в свой листок.

- А как назовём то, что получится в задаче? «ОТВЕТ».

Итак, все части задачи записаны. Вы совершили открытие.

Теперь надо сделать запись этого научного открытия в тетрадь.  Записываем задачу 3 по всем правилам математической науки.

СЛАЙД 19

В. – 7

С. – 3

7+3=10(п.)

Ответ: 10 птиц.

СЛАЙД 20

Проводим научный эксперимент. Можно ли записи 1 и 2 превратить в задачи? Как это можно сделать?

Дополняем  записи 1 и 2 недостающими данными и решаем эти задачи.

- Итак, какую научную информацию о задаче мы собрали?

- Какую запись мы не можем считать  задачей?   (Если нет вопроса или условие неполное).

Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Мы исследовали задачу всем классом, а теперь я попрошу одного из вас рассказать всё, что мы узнали о задаче.

Ученик, желающий отвечать, выходит к доске. Надеваю ему шапочку магистра, и он как магистр математики делает сообщение о задаче.

Таким образом игровая деятельность на уроке, если она продумана заранее и хорошо организована, помогает не просто пробудить познавательную активность, но и даёт каждому возможность проявить себя в учебной деятельности.

СЛАЙД 21

 Заканчивая выступление,  хочу отметить, что перечисленные выше педагогические технологии дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, пробуждают желание учиться, а значит формируют УУД.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Выступление и презентация на тему Формирование УУД на уроках в начальной школе....

Формирование УУД на уроках в начальной школе.

Методические   рекомендации  для  учителя....

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Материал предназначен для учителей начальных классов....

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Материал педсовета на тему: "Современный урок.Формирование УУД на уроках в начальной школе на этапе рефлексии .

Выступление на педагогическом совете с использованием видеофрагментов....