Профориентация в школе: новые подходы или хорошо забытое старое?
методическая разработка на тему

Овчинникова Юлия Михайловна

Дана методическая разработка открытой дискуссии для проведения методического объединения классных руководителей или педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_v_shkole.docx230.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая дискуссия.

Тема 5. Профориентация в школе: новые подходы или хорошо забытое старое.

Цель: Определить и подчеркнуть новые тенденции в профориентационной работе школы сегодня.

Форма проведения:

Ход дискуссии.

        1. Вступление. Постановка цели.

        «Минимум треть своей жизни мы посвящаем профессии, делу, работе. По разным причинам мы приходим в ту или иную профессию, потом в компанию, в должности. И не каждый человек в любой точке профессионального пути может найти возможности, интерес, вдохновение говорить о третьей части жизни - Я ЭТО ЛЮБЛЮ, в этом МОЕ ПРИЗВАНИЕ.

Профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим.

        2. Первое дискуссионное задание. Сейчас я буду называть направления профориентационной работы. Ваша задача- определить, к какому времени относится.

№ п/п

Советское время ( 70-90гг.20 века)

Современная Россия

Градация профессий по разному типу ( человек- машина, человек- человек, человек- природа, человек- худ. образ)

Создание Центров занятости населения

Проведение школьных профориентационных программ

Психологическое консультирование

Экскурсии на предприятия

Анкетирование

Открытие средних- специальных учебных заведений

Методики по выявлению способностей учащихся

Ведение курса: «Основы производства. Выбор профессии»

Предпрофильная подготовка

        Компоненты называются в хаотичном порядке. Ответ высвечивается в презентации.

        Мы с вами видим, что наполнение профориентационной работы изменилось. Используются другие подходы и методы. В прошлом веке, в истории социализма плановая экономика заранее знала сколько каких специалистов надо, под этот запрос учебные заведения готовили нужное кол-во специалистов и Вы окончив ВУЗ получали путевку в жизнь и готовую профессиональную стезю. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны…

        Что же происходит сегодня? На что сегодня ориентирована профориентационная работа? На этот вопрос мы попытаемся ответить вместе.

        3. Второе дискуссионное задание. Сейчас каждый их вас получит схему, в которой должен будет отразить основные направления профориентационной работы сегодня.

На выполнение задания- 5 минут.

Уровни профориентационной работы в современной школе

Общественный

Личностный

Получение ЗУН

Развитие творческих способностей

Самоопределение и т.д.

        

Вывод. Отношение к профориентации в школе изменилось.

        4. Третье дискуссионное задание.

Сегодня определяют такую оптимальную схему  в выборе профессии. Давайте охарактеризуем зону оптимального выбора.

Хочу- интересы, склонности.

Надо- мир профессий, потребности в кадрах.

Могу- уровень знаний, способности, здоровье.

        5. Подведение итогов.

        Таким образом, можно чётко сказать, что профориентация сегодня- это процесс творческий, требующий разностороннего подхода и применения новых методик. Выбор профессии — это очень серьезно. Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Даже мужа или жену человек часто находит неподалеку от рабочего места. Поэтому вместо унылого слова «профориентация» можно использовать куда более возвышенное словосочетание «выбор жизненного пути».

        Основной ориентир сегодня- личность ребёнка, его желания и возможности. Хотя зачастую, это всего лишь стремление к материальному благосостоянию.

        Хочется закончить словами польского писателя С.Е. Леца: «Чтобы быть собой нужно быть кем-то».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к развитию личности в УМК «Начальная школа XXI» (под руководством Н.Ф.Виноградовой)

Новые подходы к развитию личности в УМК «Начальная школа XXI» (под руководством Н.Ф.Виноградовой)...

«Новые подходы к организации и содержанию начального обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых школьников необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить в них интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность.Именно...

Внеклассное мероприятие по профориентации в 3 классе "Все работы хороши-выбирай на вкус."

Профориентация  школьников всегда занимала важное место в воспитательной работе учителя начальных классов. Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к...

Презентация "Новая школа-новые подходы"

Презентация к открытому заседанию кафедры "Новая школа-новые подходы"...

Классный час по профориентации во 2 классе «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

Материал данного занятия поможет выяснить уровень знаний учащихся о профессиях, расширить знания и представления детей о мире профессий, показать важность и необходимость любого труда, сформировать ин...

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»...